Социально-демографическая ситуация в РБ и пути её улучшения
Демографическая ситуация – это состояние демографических процессов, состава и размещения населения в определенное время на определённой территории. Изучением занимается наука демография. Демографическая ситуация складывается из таких демографических процессов как рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака. Состояние режима воспроизводства населения напрямую зависит от уровня социально-экономического развития страны, а также от социальной структуры общества. Нужно учитывать также и тот факт, что современное состояние демографических процессов во многом будет зависеть и от демографических событий прошлого.На 1 октября 2015 года в Беларуси проживает 9 494,2 тыс. человек. По этому показателю Беларусь может сравниться с такими странами, как Швеция и Венгрия. .Задачи демографической политики РБ следующие:
В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни: 1) увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; 2)улучшение репродуктивного здоровья населения; 3)увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности; 4) улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи: 1)создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; 2)всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации; 3)создание условий для самореализации молодежи; 4) социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
В области миграции и расселения: 1) регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения; 2)повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития; 3)обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.
30. Религия как тип мировоззрения как социальный институт, как организационное образование
Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Вторая методологическая особенность социологического анализа религии, заключается в том, что при исследовании ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны с ценностно-нормативными аспектами. Третья характерная методологическая особенность социологического анализа религии состоит в том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения верующего, без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Религиозный опыт и религиозный символизм внутренне присущи мировоззрению и сознанию человека. Социологическое определение религии-главный компонент культурной системы, связанный с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как "институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями четырех подсистем – биологического организма, личности, социальной и культурной. В системе современной культуры научное знание, в не меньшей мере, чем религиозное, определяет смысл и значение многих видов человеческой деятельности. Односторонность культурологической трактовки религии может быть преодолена, если дополнить его институциональным подходом, в соответствии с которым религия рассматривается как социальный институт, а ее содержание раскрывается в ходе анализа выполняемых им в обществе функций. Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
Определения религии можно классифицировать на: - доктринальные, методологические, базирующиеся на данных тех или иных наук, выделяющие какой либо аспект религиозного комплекса. Большинство исследователей выделяют в качестве основных компонентов религии религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Религиозное сознание функционирует на двух уровнях: 1) религиозная идеология – система идей о Боге, мире и человеке; 2) религиозная психология – совокупность религиозных представлений и чувств, присущая всей массе верующих и связанная с религиозной идеологией. Центром религиозного сознания является вера. Вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры – это твёрдое убеждение человека в существование сверхъестественного. Религиозная деятельность – вторая составляющая религии. Её важнейший вид – религиозный культ, сочетающий в себе духовный и практический аспекты. Культ это совокупность определённых символических действий, с помощью которых человек общается с Богом. Способы культа – различные обряды, воплощающие религиозные представления. Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием и подразделяются на культовые и внекультовые. В качестве субъектов религиозных отношений выступают верующие, религиозные организации и учреждения. Религиозные отношения подразделяются на: внутрицерковные, межцерковные, внецерковные. Основные типы религиозных организаций: - религиозная группа – небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды; - религиозная община, для которой характерно добровольное членство, высокая степень регулярности культа, отсутствие централизованного руководства; - церковь; -секта – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом и характеризуется замкнутостью, претензиями на исключительность и закреплением харизматического лидерства; - деноминация . Религия выполняет ряд функций, наиболее существенными являются: - мировоззренческая – состоит в создании религиозной картины мира, которая объясняет явления окружающей человека действительности и определяет отношение человека к ней, религия придаёт определённый смысл и цель жизни человека; - компенсаторная – восполнение ограниченности, слабости, эфемерности человеческого существования, религия помогает человеку преодолеть одиночество, страх, утешает, облегчает страдания; - регулятивная – формирует особую систему норм и ценностей, которые определяют поведение, деятельность людей; - легитимирующая – обосновывает и придаёт законный характер определённому типу общественного порядка и государства; - интегрирующе-дезинтегрирующая – религия может в одном отношении объединять, а в другом разъединять индивидов, группы людей; - психотерапевтическая – преодоление индивидуальных негативных ощущений, эмоций; - культурно-транслирующая – сохраняющая и передающая из поколение в поколение религиозные памятники, тексты и т.п.