Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфесииональных отношений в Республике Беларусь.

С одной стороны, в Беларуси конфессиональная ситуация является стабильной и бесконфликтной. Государственно-церковные отношения в стране строятся на принципах уважительного отношения к чувствам верующих и неукоснительного соблюдения законодательства о религии и церкви. В Законе «О свободе совести и религиозных организациях» закреплены нормы, реализующие принципы «равенства религий и вероисповеданий перед законом», невозможности установления религиозной идеологии в качестве обязательной для граждан, «свободы выбора религиозных и атеистических убеждений, свободы выбора вероисповедания», «взаимодействия государства и религиозных организаций на основе закона с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Правовое поле, на котором действуют религиозные организации в Беларуси, создает условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, возникновения новых религиозных учреждений, роста числа религиозных изданий.В процессе формирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь прослеживаются три явно выраженных этапа, обладающих особым сочетанием определенных признаков.

1-й этап: 1988 – декабрь 1991 г. – предпосылки смены ориентиров в религиозной сфере, религиозный плюрализм, создание источников для обострения межконфессиональных взаимодействий

2-й этап: 1992–2001 гг. – формирование нормативно-правовой базы государственно- конфессиональной политики. С 1992 г. начинается становление новой модели политико-правовых государственно-конфессиональных отношений, получивших свое закрепление в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» .

Характерными чертами этого этапа являются: возврат государства и его органов в политико-правовой процесс; сохранение и усиление демократического характера государственно-конфессиональных отношений; вмешательство международных геополитических сил в политико-правовые стороны государственно-религиозных отношений; устранение из политико-правового процесса элемента политизации религиозных организаций; ослабление клерикального начала в деятельности государственных органов.

3-й этап: 2002 г. – по настоящее время – формирование системы государственно-конфессиональных приоритетов во внутренней и международной политике, переход к дифференцированной модели государственно-конфессиональных отношений, активная работа по совершенствованию законодательства в области государственно-конфессиональных отношений, направленного, в том числе, на борьбу с экстремистскими религиозными организациями.

Сегодня государственно-конфессиональная политика Республики Беларусь находит свое выражение в программах, декларациях, заявлениях субъектов политики (органов власти) и религиозных организаций, в официальных документах по социально-экономическому развитию; в теоретических разработках и методических рекомендациях, полученных на основании анализа религиозной ситуации, основных социальных проблем; в решениях и заявлениях общественных и религиозных объединений по оценке перспектив и тенденций развития государственно-конфессиональной политики в Республике Беларусь.

Анализ достоинств и недостатков реализуемой в Республике Беларусь государственно-конфессиональной политики показал, что дальнейшими шагами по ее совершенствованию могут стать: 1) создание эффективной системы регулирования; 2) создание системы вузовской, послевузовской подготовки кадров государственной службы для работы с религиозными организациями, как на республиканском, так и на местном уровне; 3) активизация общественной составляющей государственно-конфессиональной политики через разработку и принятие законодательных актов, определяющих механизмы участия субъектов политики в осуществлении ее приоритетных направлений. Решить эту проблему можно за счет своевременного обеспечения органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления нормативными правовыми актами, определяющими религиозную ситуацию и государственно- конфессиональную политику; 4) проведение систематического мониторинга религиозной ситуации и религиозного поведения населения. Только в результате совместных усилий государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения могут приобрести гармоничный характер. Над этим должны работать государственные служащие, церковные иерархи, политические лидеры, научная элита, общественность. Консолидирующим фундаментом совместных усилий могут стать идеология белорусского государства, стремление белорусского народа интегрироваться в мировое сообщество.


Наши рекомендации