Понятие семьи в социологии.Семья как социальный институт и как малая социальная группа

Семья является предметом изучения многих общественных наук. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности. Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, Религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось.Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. Репродуктивная функция — это воспроизводство в детях численности родителей. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1. Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

2. Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3. Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда. Рекрекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуации семья принимает на себя особую терапевтическую роль. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

— Традиционная семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей; в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

— Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных на то объективных экономических оснований.

— Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

25. Историческое разнообразие форм семьи и брака, существующие в различных государствах, не остаются неизменными. Как правило, в любом современном обществе принято «узаконивать» отношения между женщиной и мужчиной, желающими создать семью. Обряд бракосочетания может быть официальным, согласно законодательству страны проживания, когда молодожены получают свидетельство о регистрации в ЗАГСе, и церковным, при котором союз двух людей немыслим без проведения религиозной церемонии. История для каждого народа характерны свои исторические формы брака, связанные с определенными национальными традициями и обычаями. Понятие семьи во времена Древнего Рима ассоциировалось с чем-то святым, а бракосочетание уже тогда представляло собой своеобразный юридический договор между двумя людьми, причем женщина нередко принимала решение о замужества с учетом воли своих родителей. Уже после распространения христианства в Византии, вплоть до XI столетия, существовали две формы брака - венчание в церкви и обычное сожительство. Причем постоянное совместное проживание свободных женщин и мужчин приравнивалось к созданию семьи. Даже без проведения церковного обряда брак считался действительным, если он длился более года, данный факт могли подтвердить различные свидетели, а также имелись в наличии документы, что муж получил приданное от родителей жены. Только с XI столетия венчание в Византийской империи стало единственной формой официального бракосочетания. В наши дни исторические формы семьи и брака отходят в прошлое, многие пары в Европе и государствах постсоветского пространства не регистрируют официально свои отношения вообще, либо ограничиваются гражданской церемонией росписи в ЗАГСе. Сожительство и проведение религиозной церемонии сейчас больше не имеют юридической силы, поэтому паре для распоряжения совместным имуществом и для получения права наследования всего, что принадлежит супругу, необходимо зарегистрировать свои отношения официально. Однако появились новые разновидности союзов между мужчиной и женщиной, включая открытый, временный, гостевой, неравный и фиктивный брак. Так, некоторые семьи даже после официального «узаконивания» отношений предпочитают вести себя по отношению друг к другу как гости. Они проживают в разных квартирах, не занимаются ведением совместного хозяйства и встречаются только по выходным или раз в месяц. Открытый брак предусматривает взаимную договоренность о том, что каждый из супругов может по желанию вести сексуальную жизнь на стороне, и такое поведение не будет рассматриваться в качестве измены. В последние десятилетия появились необычные формы брака, включая союз между однополыми людьми и официальную регистрацию семьи после смерти одного из супругов. В некоторых государствах такие разновидности официального оформления взаимоотношений признаются действительными, однако в большинстве стран мира однополые браки считаются незаконными и не носят юридического характера. Посмертная регистрация характерна для ситуаций, когда один из будущих супругов внезапно умирает перед свадьбой. Это необходимо второй стороне, которая получает статус овдовевшего человека и может рассчитывать на все выплаты или пособия, причитающиеся по закону, кроме права наследования имущества умершего. Все формы брака, несмотря на их разнообразие, предусматривают создание семьи по доброй воле молодоженов и их взаимное согласие на создание еще одной «ячейки общества».

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

§ нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

§ расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

§ эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

§ экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

§ патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

§ матрилокальные - в семье родителей жены;

§ неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

§ матриархат — власть в семье принадлежит женщине;

§ патриархат - во главе стоит мужчина;

§ эгалитарная,или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов.


Наши рекомендации