Демографическая ситуация

Одним из важных показателей функционирования современного города является его демографическое состояние.

После проведения переписи населения в 2010 году численность населения города Череповца на 1 января 2012 года составила 314,6 (для сравнения: по итогам Всероссийской переписи-2002 на 1 января 2003 года численность составляла 311,9 тыс.чел.). В течение периода 2001-2006 гг. численность снижалась, и лишь с 2007 года начала расти, сохраняя и по настоящее время положительную тенденцию.

Демографическая ситуация - student2.ru

Рис.1. Изменение численности населения г.Череповца в 2000-2011 гг.. тыс. чел.

Возрастной состав жителей города характеризуется существенной гендерной диспропорцией: доля женского населения составляет 54,6%, мужского – 45,4%.

С 2006 года в городе сохраняется положительная динамика рождаемости: в 2011 году родилось 3969 детей, что на 15,9% больше, чем в 2006 году и на 22,9% больше значения 2003 года.

Число родившихся и умерших в г.Череповце в 2000-2011 гг., чел.

 
Родившихся
Умерших

Важным фактором, влияющим на структуру населения, является смертность.

Демографическая ситуация - student2.ru

Рис 2. Смертность населения г. Череповца в 2000-2011 гг. на 1000 чел.

С 2003 года наметилась устойчивая тенденция снижения смертности населения с 15,6 до 12,98 на 1000 населения в 2008 году. Однако 2009 кризисный год нарушил эту тенденцию – кривая смертности вновь поползла вверх, и в 2009 и 2010 году коэффициент составил соответственно 13,2 и 13,9 на 1000 населения, что может быть связано с негативными последствиями социально-экономического кризиса. В 2011 году коэффициент смертности вновь вернулся к докризисному уровню и составил 12,8 на 1000 населения.

Однако, несмотря на рост рождаемости и снижение смертности, естественный прирост населения остается отрицательным.

Структура населения г.Череповца в 2000-2011 гг. , тыс.чел.

 
Дети и подростки 59,1 56,7 54,3 51,8 50,1 48,6 47,8 47,6 48,1 49,3 50,7 52,8
Трудоспособное население 204,6 205,4 207,6 202,6 202,7 202,9 202,0 201,3 200,6 198,8 198,3 196,6
Старше трудоспособного 59,6 60,5 60,5 56,4 56,7 57,0 58,0 59,2 60,3 65,2
Всего 323,3 322,6 322,4 310,8 309,5 308,5 307,8 308,1 310,1 314,6


Приведенные данные подтверждают, что сформировавшийся в 2003 году регрессивный тип структуры населения, когда доля людей пожилого возраста превышает долю детей, остается таковым и сегодня. Старение населения связано не только с фиксируемым ранее длительным снижением рождаемости, но и с увеличением продолжительности жизни людей, что приводит к диспропорции в структуре населения.

С 2004 года отмечается увеличение продолжительности жизни (средний возраст умерших жителей г.Череповца):

Демографическая ситуация - student2.ruРис.3. Продолжительность жизни (средний возраст умерших жителей г. Череповца), лет.

С 2005 года численность трудоспособного населения имеет устойчивую отрицательную динамику, тогда как численность детей и лиц пенсионного возраста продолжает увеличиваться, в связи с чем, нагрузка на трудоспособное население продолжает расти. Во многом на улучшение сложившейся демографической ситуации повлияла интенсивность миграционного потока, который в последние годы становится одним из важных источников пополнения населения.

Демографическая ситуация - student2.ru

Рис.4. Миграционный прирост и естественная убыль населения города, чел.

Миграционный прирост с 2007 года начал увеличиваться и в 2011 году достиг 1816 человек (с учетом временных мигрантов в 2011 году в город прибыло 5349 человек, выбыло - 3533 человека).

Таким образом, рост численности населения в последние годы обусловлен исключительно миграционным приростом.

ОбразованНЫЙ ГОРОД

Ситуационный анализ.

Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.

Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Система образования в России переживает сейчас принципиальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья, идущие в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Основные тренды государственной политики в сфере образования сформулированы в госпрограмме развития образования до 2020 года:

- системным приоритетом является повышение качества результатов образования на

разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики;

- традиционные институты образования – детские сады, школы, колледжи, университеты, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами;

- приоритетом становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;

- главной производительной силой выступают наука и новые технологии. Главной отличительной чертой экономики знаний является высокая скорость изменений;

- негосударственное образование будет обеспечивать не менее 30% общего контингента профессионального образования;

- особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет;

- будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение ВУЗов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа;

- важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования;

- университеты призваны стать основными элементами экономики знаний, т.е. местом их генерации, трансфера и подготовки «ядер» инновационного развития. Но становится критической способность высшей школы к инновациям, готовность к восприятию и воспроизводству нового. Для создания конкурентоспособной экономики необходима конкурентоспособная система отечественного образования, обеспечивающая необходимое качество подготовки специалистов;

- недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике;

- развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций;

- негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок;

- выражен возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании, медленно происходит обновление педагогического корпуса;

- сохраняется межрегиональная и межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям; в некоторых школах сохраняется обучение во вторую и третью смены, не обеспечено базовое благоустройство;

- приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам;

- ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения; общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%.

В городе Череповце система образования представлена всеми уровнями (ступенями) образования:

- 92 муниципальных учреждений дошкольного образования;

- 45 муниципальных учреждений общего образования;

- более 80 учреждений дополнительного образования детей различных форм собственности (учебные центры, музыкальные, спортивные, художественные, языковые и иные школы, курсы, тренинги, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей);

- 1 бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Вологодской области;

- 12 образовательных учреждений среднего профессионального образования различной формы собственности: 9 бюджетных и 3 негосударственных;

- 10 образовательных учреждений высшего профессионального образования различной формы собственности: 6 бюджетных и 4 негосударственных;

- 1 образовательное учреждение высшего послевузовского образования;

- инновационные и экспериментальные площадки в 14 дошкольных образовательных учреждениях; 2 цифровые школы;

- 21 муниципальный ресурсный центр.

В сфере образования города создано порядка 11200 рабочих мест.

В городе принята целевая программа «Одаренные дети», целью которой является создание оптимальных условий для выявления, поддержки, сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Основные проблемы системы образования города коррелируют с общероссийскими:

- материально-техническая база учреждений образования не соответствует современным требованиям, не в полной мере обеспечиваются необходимые условия безопасного пребывания;

- сохраняется тенденция увеличения количества воспитанников с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями здоровья;

- недостаточность учреждений дошкольного образования в Зашекснинском и Индустриальном районах города;

- превышение контингента обучающихся фактическому количеству мест в школах, превышение удельного веса обучающихся, занимающихся во вторую смену;

- недостаток условий для реализации программ дополнительного образования детей спортивно-технической направленности, технического творчества и т.п.;

- существующий спектр направлений подготовки в сфере высшего и среднего профессионального образования не обеспечивает все потребности в подготовке кадров для экономики города, имеются сложности в опережающей подготовке профессиональных кадров;

- недостаточно сформирован ряд компетенций выпускников системы профессионального образования, связанных с освоением новых технологий, решением исследовательских задач на производстве;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры населения города;

- низкая укомплектованность кадрами учреждений бюджетной сферы города, высокая текучесть педагогических кадров и младшего обслуживающего персонала в образовательных учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования; старение и эмоциональное «выгорание» педагогических кадров;

- сфера образования в целом не достаточно использует потенциал коммерциализации.

Конкурентными преимуществами города в сфере образования являются следующие:

- созданы условия для реализации непрерывного образования с детсада до ВУЗа;

- учреждения профессионального образования «заточены» под потребности экономики города/региона - кластерный подход к подготовке профессиональных кадров, осуществляется процесс мониторинга и гибкое регулирование спроса на образование;

- ЧГУ является эффективным, конкурентоспособным центром подготовки высококвалифицированных специалистов; ИМИТ реализует технологию коммерциализации проектов START-Парк;

- существующая конкуренция между государственными и негосударственными ВУЗами способствует повышению качества и вариативности образования;

- в городе имеются промышленные и инновационные площадки и условия для интеграции процесса обучения в профессиональную деятельность.

Стратегическая цель города: обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики и городского сообщества.

Наши рекомендации