Вопрос 58. Метод социологического эксперимента.
Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.
Виды экспериментов:
1) по характеру объекта исследования:
· реальные (характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий соц. деятельности);
· мысленные (проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них);
2) по характеру предмета исследования:
· направленные на проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы или определенного вида соц. деятельности;
· направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различн. сфер, видов и аспектов деятельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного соц. субъекта.
3) по специфике поставленной задачи:
· научные (нацелены на приобретение нового знания);
· прикладные (нацелены на получение практического эффекта);
· проективные (направлены в будущее: исследователь проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные причины);
· ретроспективные (направленный в прошлое, исследователь анализирует информацию о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия);
· однофакторные (проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной);
· многофакторные (проверяется гипотеза о следствиях воздействия целого комплекса переменных в их взаимодействии);
4) по характеру экспериментальной ситуации:
· контролируемые (предполагает выравнивание прочих условий на экспериментальном и контрольном объектах, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодич. измерение значений как экспериментальных, так и неэкспериментальных переменных);
· неконтролируемые (на результаты которых оказывают влияние неэкспериментальные факторы), лабораторные (пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации);
· полевые (ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема);
Объектом социологическогоэкспериментамогут быть:
· отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении)
· группа людей
· социальный институт
· все общество.
Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" (та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной ) и "контрольная группа"( группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора).
Структура социального эксперимента :
1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.
2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.
3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.
4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании.
Организация и проведениесоциологического эксперимента включают в себя несколько этапов.
Первый этап - теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.
Второй этап — методический - представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.
Третий этап — реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).
Четвертый этап - осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.
Значимость эксперимента:
· позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах
· дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы
· позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта
· дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов
· открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.
У данного метода существует много недостатков, как, например:
· метод был изначально ориентирован на лабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных
· Эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов
· экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира»