Метод социологического исследования

1.Анализ документов. В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы, записи на кино и фотопленке, магнитной ленте. В зависимости от статуса источника выделяют официальные и неофициальные документы.

Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и тому подобное.

Неофициальные документы - многие личные материалы, а также оставленные частными лицами безличные сообщения. Личными документами являются: картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки); характеристики, выданные данному лицу; письма, дневники, мемуары. Безличные документы - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и так далее.

Анализ документов обеспечивает получение надежной социальной информации, часто выступает дополнительным методом съема первичной социологической информации с целью уточнения, обогащения или сравнения результатов наблюдения или опроса, их проверки.

Все многообразие способов анализа документов сводится к двум основным группам: традиционным и формализованным. Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Такой метод применяется повсеместно и состоит в том, что исследователь как бы извлекает из документа необходимые ему сведения для разрешения конкретной проблемы.

В прикладной социологии разработан и активно используется формализованный метод: контент-анализ. Суть его заключается в переводе текстовой информации (признаки, черты, свойства) в количественные показатели, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания. Такая информация поддается статистической обработке, позволяет обобщить множество показателей, содержащихся в различных документах, то есть "перевести" качественное содержание документов в количественное.

Важным методом эмпирического исследования является наблюдение, которое дает прямую регистрацию событий либо "со стороны", либо способом активного включения в изучаемые общности и действия (включенное наблюдение), либо путем прямого инициирования социальных действий (стимулирующее наблюдение). При наблюдении со стороны исследователь регистрирует предусмотренные программой явления или события, не вмешиваясь в них. Как включенный наблюдатель, он фиксирует отношение к событиям не только участников деятельности, но и свое собственное. Характерными чертами социологического наблюдения являются систематичность, планомерность и целенаправленность.

Основное преимущество наблюдения состоит в том, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать на базе этого обоснованные эмпирические обобщения, вместе с тем, в таких обобщениях труднее устанавливать закономерности явлении, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому социологическое наблюдение целесообразно применять в сочетании с другими методами.

2 Метод социологического исследования. Наиболее распространенным методом социологического исследования является опрос, который используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно освещена в документах и литературе или же наблюдения. Он необходим при изучении состояния и уровня развития общественного мнения и сознания, социально-психологических факторов. С его помощью можно также получать информацию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях и убеждениях людей.

Существуют две основных формы опроса: интервью и анкетный опрос. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. В его основе лежит обычная беседа, но при этом цели заданы "извне" программой социологического исследования. Специфика интервью состоит в том, что полнота и качество полученной информации зависят от степени взаимопонимания, контакта интервьюера с опрашиваемым (респондентом). При формулировке вопросов и возможных ответов в ходе интервью нужно следовать определенным правилам: 1) вопросы и ответы по возможности формулировать кратко; 2) избегать многозначных слов; 3) не объединять в одном вопросе различные обстоятельства; 4) отдавать предпочтение простым формам изложения. Второй метод опроса - анкетный. Это наиболее распространенный метод сбора информации и предполагает регистрацию ответов самим опрашиваемым. В основе опроса лежит анкета. Анкета - опросный лист. Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, доступно и однозначно. Серия анкетных вопросов обеспечивает информацию на один исследовательский вопрос.

К перспективным направлениям использования анкетирования и интервьюирования относится их применение в комплексе с другими методами: тестированием, с помощью которого изучаются такие параметры, как уровень интеллекта, профессиональные ориентации, профессиональная пригодность и тому подобное; лингвосоциологическими процедурами, которые предназначаются для анализа политической культуры, информированности; социометрическими процедурами, на базе которых определяется неформальная структура любого социального коллектива, изучаются проблемы лидерства, групповой сплоченности, конфликтных ситуаций и путей их разрешения.

Целенаправленное использование социометрических методов позволяет существенно углубить теоретические выводы о процессах развития и функционирования социальных групп, а на базе полученных данных достичь практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их трудовой и социальной деятельности.

Существуют определенные виды экспериментов. Во-первых, по характеру объектов эксперименты делятся на экономические, педагогические, правовые, эстетические и другие. Во-вторых, по специфике задач различают научно-исследовательские и практические эксперименты. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется научная гипотеза, содержащая еще не доказанные сведения. В-третьих, по характеру экспериментальной ситуации, эксперименты делятся на полевые (объект находится в естественных условиях своего функционирования) и лабораторные (объект и ситуация формируются искусственно). В-четверых, по логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

Первичная социологическая информация требует специальных знаний и определенных усилий по ее обработке и анализу. Обработать социологическую информацию - значит представить ее в виде таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих интерпретировать полученные данные, анализировать их и выявлять зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Вопросы для самоконтроля:

1) Метод исторического анализа

2) Социологическая выборка

3) Виды экспериментов

Литература:

1. Харчева В. Основы социологии.: Учебник. – М.: Логос, 1999.- 302 с.

2. Экономическая социология.: Курс лекций. – Алматы: Экономика, 2002.- 254 с.

3.Тощенко Ж.Т. Социология.Общий курс .-2-е изд., доп. и перераб.- М., Прометей, Юрайт,1999- 511 с.

План семинарских занятий.

№ темы Наименование тем и вопросов Литература Неделя
1. Социология как наука 1.Социология как научное знание. 2.Предмет и объект социологии; 3.Основные социологические методы. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Ч.1 –Алмата,1998. – 132 с 1 ая неделя
2. Стратегия социологического исследования. 1.Первые социологические теории; 2.Классические социологические парадигмы; 3.Особенности современной социологии; Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 1999.- 412 с. 2 ая неделя
3. Общество как целостная система 1.Теория социальных систем.Сущность и основные теории происхождения общества. 2.Основные модели развития общества. Сущность социального равенства и неравенства. 3.Модели стратификационных систем. Классовая структура развитого и переходного обществ. 4.Сущность и основные типы мобильности. Особенности мобильности в переходном обществе. Абсаттаров Р.Б., Бобырь В.Н., Дакенов М. Тесты по социологии: вопросы и ответы. – Алматы: Ғылым, 1999. -208 с.   3 ая неделя
4. Личность в системе социальных отношений 1.Основные концепции личности.Процесс социализации. Социальные типы личности 2.Социальный статус и социальная роль личности; 3.Основные типы социального поведения. Белановский С.А.. Глубокое интервью.: Учеб.пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.- 320 с.   4 ая неделя
5. Роль культуры в социальных процессах. 1. Понятие культуры. 2.Виды и типы культур. 3.Социальные процессы и культура Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 1999.- 412 с. 5 ая неделя
6. Социологическая характеристика личности 1.Социальная коммуникация 2.Подростковый возраст 3.Теория «зеркального Я» Абсаттаров Р.Б., Бобырь В.Н., Дакенов М. Тесты по социологии: вопросы и ответы. – Алматы: Ғылым, 1999. -208 с. 6 ая неделя
7. Девиация и социальный контроль 1.Социальный контроль и его формы.Девиантное поведение. 2.Понятие социального конфликта. 3.Структура социального конфликта, его причины и проявления. Белановский С.А.. Глубокое интервью.: Учеб.пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.- 320 с.   7 ая неделя
8. Социология образования 1.Конфликтология об образовании 2.Вышее образование в РК 3.Государственная политика в области образования 23.Маркович Д.Ж. Общая социология. : Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. / Пер. с сербс. – М.: ВЛАДОС, 1998.- 432 8 ая неделя
9. Политическая социология 1.Политические процессы в Европе 2.Политические партии в России 3.Взаимодействие социологии и политологии Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Ч.1 –Алмата,1998. – 132 с 9 ая неделя
10. Экономические социологии 1.Экономические процессы в Европе 2.Экономические реформы в России 3.Взаимодействие социологии и экономики Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 1999.- 412 с. 10 ая неделя
11. Социология семьи 1.Статус родителей 2.Формы брака 3.Демографическая ситуация в РК Маркович Д.Ж. Общая социология. : Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. / Пер. с сербс. – М.: ВЛАДОС, 1998.- 432 11 ая неделя
12. Социология культуры 1.Символы и язык 2.Культурная интеграция 3.Культура РК Белановский С.А.. Глубокое интервью.: Учеб.пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001.- 320 с. 12 ая неделя
13. Социология массовых коммуникации 1.Национальные СМИ 2.Интернет 3.Связь в современном мире Абсаттаров Р.Б., Бобырь В.Н., Дакенов М. Тесты по социологии: вопросы и ответы. – Алматы: Ғылым, 1999. -208 с. 13 ая неделя
14. Методы и техника проведения конкретных социологических исследовании 1.Метод социологического опроса 2.Эксперимент 3.Обзор литературы 4.Построение гипотезы 5.Исследовательская этика Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М: НОРМА-ИНФРА, 1999.- 412 с. 14 ая неделя
15. Методика обработки информации и анализ её результатов 1.Уровни анализа 2.Интегральная модель социальной реальности 3.Выбор программы исследований 4.Выводы Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Курс лекций по социологии. Ч.1 –Алмата,1998. – 132 с.   15 ая неделя

Наши рекомендации