Основные социологические направления
На данном этапе развились следующие направления:
1. Структурный функционализм – социальный объект рассматривается в качестве единого целого, а затем разбивается на отдельные части и выявляется зависимость между этими частями и частями с целым.
2. Теория социальных конфликтов.
3. Теория социально-психологического направления (ролевая теория личности) – каждый человек играет определённую роль. В основе лежит концепция «Я-Эго-Я».
4. Гуманистическая социология – все изменения в обществе должны осуществляться исходя из главной ценности общества – человека.
5. Феминистическая социология – основное внимание в развитии общества принадлежит изучению социальных ролей мужчины и женщины и защиты прав женщины.
Основные социологические школы
Географическая школа
Главный фактор – географическая среда (климат, ресурсы, ландшафт).
Демографическая школа
Главный фактор – уровень народонаселения и тенденции его роста
Расовая школа
Главный фактор – развитие и прогресс общества, в том числе и мирового сообщества, несут только высшие расы
Солильный дарвинизм
Главный фактор – источником общественного развития является борьба за существование
Психологическая социология
Г. Лебон ввел понятие толпы. Люди, находясь в непосредственной близости, друг к другу, перенимают и копируют действия, тем самым происходит психологическая взаимозависимость и психологическое взаимоподражание.
Г. Тард развил теорию толпы и обосновал теорию подражания («Теория отзеркаливания»).
Ч. Кулин. Теория коллективной психологии.
Кроме того на данном этапе произошло соединение теоретической и эмпирической социологии. Основанием явилось открытие в Чикаго кафедры социологии.
Развитие социологической мысли в Западной Европе в 19 веке
Середина 19 – начало 20 – в этот промежуток времени социология выделяется в самостоятельную отрасль научного знания, которая изучает простейшие связи в обществе.
О. Конт предлагал изучать только факты, его социология носит название позитивной.
Основные методы, которые использовал Конт – это наблюдение и эксперимент. Основные выводы Конта: любое общество может находиться в состоянии «Социальной статики (состояние социального комфорта) и социальной динамики (преобразования любого характера)».
Г. Спенсер связывал общество с живым организмом, предполагал, что общество развивается по биологическим законам. Основной вклад Спенсера – обоснование теории социальной эволюции.
К. Маркс: на развитие общества оказывают влияние только экономические факторы, каждая формация определяет степень взаимодействия экономического базиса, т.е. производственных отношений и производственных сил. Смена экономической формации происходит только революционным путем.
Развитие социологической мысли в Западной Европе в 20 веке
начало 20 – середина 20 – на данном этапе сформировались основные школы и направления социологии, как науки
Географическая школа
Главный фактор – географическая среда (климат, ресурсы, ландшафт).
Демографическая школа
Главный фактор – уровень народонаселения и тенденции его роста
Расовая школа
Главный фактор – развитие и прогресс общества, в том числе и мирового сообщества, несут только высшие расы
Солильный дарвинизм
Главный фактор – источником общественного развития является борьба за существование
Психологическая социология
Г. Лебон ввел понятие толпы. Люди, находясь в непосредственной близости, друг к другу, перенимают и копируют действия, тем самым происходит психологическая взаимозависимость и психологическое взаимоподражание.
Г. Тард развил теорию толпы и обосновал теорию подражания («Теория отзеркаливания»).
Ч. Кулин. Теория коллективной психологии.
Кроме того на данном этапе произошло соединение теоретической и эмпирической социологии. Основанием явилось открытие в Чикаго кафедры социологии.
Середина 20 -
Ф. Теннис считал, что общество – сложный многоуровневый механизм с множеством связей, при этом общество является внешним по отношению к индивидуальному. Теннис обосновал теорию социального взаимодействия и социального пространства.
М. Вебер развил понимающую социологию (необходимо изучать мотивы поведения людей и в дальнейшем влиять на них).
Э. Дюркгейм «предметом изучения социологии является социальная реальность, основанная на фактах, которые существуют объективно, а также от способов оказывающих влияние на человека». Обосновал начальные положения теории образования.
На данном этапе развились следующие направления:
1. Структурный функционализм – социальный объект рассматривается в качестве единого целого, а затем разбивается на отдельные части и выявляется зависимость между этими частями и частями с целым.
2. Теория социальных конфликтов.
3. Теория социально-психологического направления (ролевая теория личности) – каждый человек играет определённую роль. В основе лежит концепция «Я-Эго-Я».
4. Гуманистическая социология – все изменения в обществе должны осуществляться исходя из главной ценности общества – человека.
5.Феминистическая социология – основное внимание в развитии общества принадлежит изучению социальных ролей мужчины и женщины и защиты прав женщины.