Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.

Задание 1. Изучение истории идей показывает, что в течение столетий люди по-разному пытались объяснять происхождение человеческого общества и законы его жизни. О. Конт – основатель социологии, - разделил процесс эволюции социального познания человечества на три стадии. Назовите и кратко опишите стадии развития процесса познания социальной действительности (по О. Конту):

I стадия теологическая (соответствует младенческому состоянию человеческого разума). Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.

II стадия характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного разума о первопричинах. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение - постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.

III стадия главное – деятельность отдельных наук. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.

Задание 2. Известно, что любая наука начинается с накопления и обобщения фактов. В каких науках в античную эпоху, в Средние века, в Новое время накапливались факты, описывающие общественную жизнь разных народов? В каких науках они обобщались и систематизировались?

Выберите из списка (Фалес, Лао-цзы, Платон, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Фр.Бэкон, Лейбниц, Монтескье, Кант) ученых, которые разработали научные методы, послужившие теоретической основой создания новой науки об обществе – социологии. Кратко опишите их идеи.

Философия, религиозная философия, история

1. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом

2. Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма над развитием социальной жизни

3. Взгляды Канта на общественные отношения представлены в его труде `О вечном мире` (1795), где он обосновывает необходимость установления мира между народами и весьма критически оценивает военные авантюры правителей Пруссии. Идеи Канта нашли свое дальнейшее развитие во взглядах пацифистов - противников разрешения конфликтов посредством войны.

Кто из средневековых учёных впервые высказал идею о необходимости выделения самостоятельной (независимой от философии) науки о цивилизации и человеческом обществе? Одним из предшественников социологии был арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332—1406), который пытался научно изучать общество, искал причины социальных явлений, занимался сравнением различных цивилизаций.

Какое влияние на возникновение социологии оказали успехи в развитии естественных наук (астрономии, физики, математики, биологии и др.) в XVII-XVIII вв.? Приведите примеры:

Опубликование в 1687 году «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.

Задание 3. Заполните сводную таблицу (используйте материал предыдущего задания):

Условия и предпосылки возникновения социологии
Развитие социально-философского знания Развитие естественнонаучного знания Исторические условия и «социальный заказ»
1.Социально-экономические, 1.формирование методов наблюдения об окружающем мире 1. исследование социальной реальности
2.Духовно-культурные: 2.эмпирическое естествознание 2. отражение внутренних противоречий и потребностей капитализма

Задание 4. Огюст Конт известен как создатель термина «социология».Какое название первоначально он дал «позитивной науке» об обществе: социальная антропология, социальная физика, социальная анатомия, социальная физиология? Какой смысл, по вашему мнению, вкладывал Конт в такое название? социальная физика

Была выдвинута идея создания науки об обществе, которая строилась бы на основе методов естественных наук и называлась бы «социальная физика».Позже в 1939 году О.Конт ввел термин «социология», заменив им «социальную физику». Это было вызвано работой А. Кетле, бельгийского математика и физика, «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» , в которой «социальная физика» была сведена к статистическому исследованию общественной жизни, с чем Конт не мог согласится, считая «социальную физику теоретической наукой».

В чем он видел принципиальное отличие социологии от предшествовавших ей метафизики и философии истории? Закончите предложения:

1. Социология не должна … подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.

2. Специфика социологического подхода к общественной жизни состоит в том …

он представляет собой теоретическое исследование законов социальных явлений с помощью общенаучных методов – наблюдения, эксперимента, сравнения.

3. Социология использует методы …

По масштабу применения · Общенаучные (например, математические методы) · Частнонаучные (например, методы опроса) По уровню знания · Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.) · Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.) По этапам исследования · Методы сбора · Методы обработки · Методы анализа

4. Конечной целью социологии является обоснование … изучение социальной структуры общества и тенденций её развития.

В каких научных трудах О.Конт изложил свои основные идеи?

«Общий обзор позитивизма», «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Социологичес­кий трактат, учреждающий Религию Человечества» «Пози­тивистский катехизис» (1852) и «Субъективный синтез»

Задание 5. Какое место в иерархии наук, предложенной О.Контом, занимает социология? Почему? Напомним, что кроме социологии туда входили физика, биология, математика, астрономия, химия. Срисуйте и заполните схему.

 
  Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. - student2.ru

Задание 6. По аналогии с какой из естественных наук О.Конт разделил социологию на два раздела – социальную статику и социальную динамику? Заполните таблицу.

Структура социологической науки по О.Конту
В социальной статике исследуются: 1. обнаружение законов социального порядка 2. строение социального организма В социальной динамике исследуются: 1. общество “в состоянии движения” 2. функционирование

Задание 7. О.Конт наметил лишь общие контуры «позитивной науки» об обществе и дал ей название. Его последователи, сторонники позитивистского направления в социологии, разработали понятийный аппарат, методы новой науки, чётко определили её предмет. Внутри позитивистской традиции в XIX - начале XX вв. сформировались три школы. Занесите их названия в таблицу. Выберите из списка и занесите в таблицу фамилии социологов – сторонников той или иной школы: Г.Лебон, Р.Вормс, Э.Дюркгейм, Л.Гумпилович, Г.Спенсер, М.Вебер, А.Шеффле, К.Маркс, М.М.Ковалевский, Г.Зиммель, Г.Тард, Ф.Тённис, Ч.Х.Кули, Дж.Г.Мид, Е. де Роберти (будьте внимательны – четверо учёных в списке вообще не являлись сторонниками позитивизма).

Позитивистское направление в социологии XIX - начала XX вв.
… школа («органицизм») Психологическая школа Школа … («социологизм»)
1. Рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом 2. Экономическая жизнь в обществе, но мнению ученого, подобна обмену веществ в организме 3. Изменения в структуре общества не могут происходить без изменения его функций. 4. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции», основными элементами которого являются переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному(дифференциация). 1. теорию подражания, согласно которой элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верований и желаний. 2. «Психология толп» (именно «толп», а не «масс» — как в русском переводе). Актуальность появления этого труда он обосновывает так: «Знание психологии толп составляет в настоящее время последнее средство, 3. Социологи этого направления, как и все представители субъективного подхода в социологии, на первое место ставят проблему человека. его мотивов поведения и уже исходя из его социальных связей строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития. 1. социальные факты внешних для индивидов 2. социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, т.е. строго наблюдаемы и безличны; 3. общество есть автономная система со своими собственными законами функционирования.  

Задание 8. Во взглядах Г.Спенсера и О.Конта на эволюцию природы и общества много общего. В чем заключается это сходство? Закончите предложения:

- Во-первых, они оба рассматривали эволюцию человека и общества как плавный и постепенный прогресс. Источником этого прогресса является взаимодействие внутренних и внешних сил, а его сущность состоит в преобразовании однородного в разнородное.

- Во-вторых, они проводили аналогию между обществом и организмом,

Какому закону подчиняется процесс эволюции общества согласно Г.Спенсеру? У кого из представителей естественных наук заимствовал он эту идею?

Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно - эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов.

Социологическая теория Спенсера в той ее части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме.

Задание 9. О.Конт и Г.Спенсер использовали для описания общества понятие «система». Какой смысл вкладывали они в этот термин?

Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про­ходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиоз­но-метафизические представления - фикции, далее наступает эпо­ха господства позитивизма - позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социаль­ную науку можно представлять как систему - систему социоло­гии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.

Какие новые категории социологии были введены в научный оборот Г.Спенсером и позже, во второй половине XX в., широко использовались в структурном функционализме?

Спенсер был первым социологом, кто систематически использовал понятия структура, функция, система, институт, дифференциация. Его рассуждения носят более последовательный характер, чем у Конта.

Задание 10. По мнению Г.Спенсера, прогресс в истории человечества заключается в движении от «военного типа» общества к «индустриальному типу». Занесите в таблицу признаки указанных обществ:

Военный тип общества Индустриальный тип общества
1. Характеризуется сильным централизованным контролем 2. Иерархическим порядком власти 3. Вся жизнь в нем прежде всего под­чинена дисциплине 4. Церковь похожа на военную организацию 5. Инди­вид в такой обществе подчинен социальному целому. 1. Преобладающими являются про­мышленность и торговля 2. В нем появляется политическая свобода, 3. Социальная организация становится более гибкой 4. Власть рассмат­ривается в этом обществе как выражение воли индивидов, а их со­единение становится добровольным.

Задание 11. Значительное влияние на развитие социологии во второй половине XIX в. оказали успехи экспериментальной психологии. Используя материал задания №7, заполните до конца таблицу:

Психологическая школа в социологии XIX - начала XX вв.
«Народная психология» «Психология народов» Групповая психология
1. Лацариус 2. Штейнталь 1. Вильгельм Вундт (1832-1920) 2. «Психология народов» (1900-1920). Главным предметом исследования считал непосредственный опыт, т. е. самонаблюдения явления. 1. Гюстав Лебон (1841-1931) 2. Ж. Г. Тард (1843 - 1904)

Какая важнейшая идея объединяла учёных, перечисленных выше?

Главное понятие в социологии - концепция «коллективной души». При формировании толпы личное сознание каждого индивида растворяется в коллективном сознании. В коллективном сознании интеллект и нравственность вторичны. И это делает толпы высоко внушаемыми и способными к поведению либо насильственному, либо героическому. В толпе действуют социальные механизмы заражения, родственные явлению гипноза.

Задание 12. Необходимым условием превращения социологии в самостоятельную науку Э.Дюркгейм считал наличие у неё особого предмета и соответствующих методов исследования.

Что, по мнению Э.Дюркгейма, составляет предмет исследования для социологии? Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе - предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность.

Как вы можете объяснить методологический принцип доктрины Э.Дюркгейма «изучение социального через социальное»?

В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Э. Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой, в которой они существуют.

Что такое «социальные факты», и каким образом, согласно теории Э.Дюркгейма, их необходимо изучать. Приведите примеры:

Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, Э. Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от всякого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии.

Задание 13. Основная тема творчества Э.Дюркгейма – проблема «социальной солидарности» - изучение природы социальных связей, механизмов, обеспечивающих интеграцию общества.

Какие два типа обществ в истории человечества выделяет Э.Дюркгейм? Перечислите признаки каждого типа обществ и заполните таблицу. Сравните её с таблицей в задании №10, найдите сходство и различия.

Два типа общества - традиционное и современнее

Общество, основанное на … Общество, основанное на …
1.Механической социальности - солидарность присуща традиционному обществу. 2. На неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. 3. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я -это только МЫ». 4. Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах. 5. Предполагает поглощение индивида коллективом 1. Органической солидарности 2. Порождается общественным разделением труда 3. Основана на разделении индивидов. 4. Предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Состояние перехода от одного типа общества к другому Э.Дюркгейм именует «аномией». Объясните этот термин. Под аномиейон понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.

Можно ли сказать, что современное российское общество находится в состоянии «аномии»? Аргументируйте свой ответ.

В некотором смысле да, сейчас в российском обществе - это нарушения в ценностно-нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, неэффективность социальных и прежде всего правовых норм, которые и определяют совершение преступлений.

Какие основные работы Э.Дюркгейма вы можете назвать?

«Правила социологического метода» (1895), в русском переводе — «Метод социологии» (1899). Фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897, русский перевод осуществлен в 1912).

Задание 14. К.Маркс и Ф.Энгельс были современниками О.Конта.

Имеет ли марксизм сходство с позитивизмом? В чём заключается отличие марксизма от «позитивной науки об обществе»? Заполните таблицу …

Марксизм …
имеет сходство с позитивизмом… отличается от позитивизма …
1. Обе исходят из объективного существования единой социальной реальности. 2. Обе считают, что существуют объективные общественные закономерности, которые социология как строгая наука должна изучать, опираясь на факты. 3. Обе мыслят себя как науку об обществе, использующую методы, ориентирующиеся на методы естественных наук. 4. Обе используют одни и те же конкретные методы эмпирического исследования. 5. Обе утверждают, что общество закономерно развивается в прогрессивном направлении. 6. В обеих речь идет именно о прогрессе, а не о нейтральном понятии социального развития (направленного социального изменения), которое могло бы оцениваться не только как прогресс, но и как регресс. 7. Обе считают своей задачей практически способствовать социальному прогрессу. 1. В теоретических выводах по поводу причин и форм протекания социального прогресса. 2. Научное знание марксистов утверждает, что противоречия лежат в основе всякого развития, общество закономерно переходит от одной формации к другой путем революций. 3. С точки зрения марксистов наука способна ответить на любые вопросы, но должна опираться на признание гегелевских законов диалектики. 4. Недиалектическая философия (в том числе позитивизм) уже на языке марксистов называется ненаучной метафизикой.

В чём суть материалистического понимания истории в марксизме?

Материалистическое понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории "общественно-экономическая формация ", "общественные отношения ", "историческая закономерность ". С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.

Что такое «общественно-экономическая формация», какие формации существовали в человеческой истории? Общественно-экономическая формация –категория социальной философии марксизма (исторического материализма), отражающая закономерности исторического развития общества, восходящего от простых примитивных социальных форм развития к более прогрессивным, исторически определенный тип общества. Данное понятие также отражает социальное действие категорий и законов диалектики, знаменующее закономерный и неизбежный переход человечества из «царства необходимости в царство свободы» - в коммунизм. Категория общественно-экономической формации разрабатывалась Марксом в первых вариантах «Капитала»: «К критике политической экономии.» и в «Экономико-философских рукописях 1857 – 1859 гг.». В наиболее развитом виде она представлена в «Капитале».

Маркс доказал, что таких формаций в истории общества (100 тысяч лет) можно выделить следующие пять: 1. Первобытно-общинная (первая бесклассовая формация, первобытный коммунизм) (около 90 тысяч лет). 2. Рабовладельческая (первая классовая формация) (около 5 тысяч лет). 3. Феодальная (около 2 тысяч лет). 4. Капиталистическая (около 600 лет). 5. Коммунистическая (вторая бесклассовая формация, результат отрицания-отрицания первобытно-общинной формации) (в проекте).

Задание 15. В классификациях современных западных социологов марксизм относится к теориям конфликтов.

Объясните, какие для этого есть основания?

Маркссчитал, что основу социального конфликта в обществе составляют экономические отношения и отношения, возникающие на производстве. Совокупность производственных отношений влияет на все остальные системы отношений общества: политические, правовые, государственные, семейные, коллективные и т. д. Общество развивается поступательно благодаря причинно-следственным связям. Естественно, исторический процесс развития общества и отношений в нем основан на единственном стремлении индивидов и социальных групп - справедливом распределении дефицитных ресурсов между классами.

Какую роль, с точки зрения марксизма, играют в истории человечества революции, борьба классов и социальных групп между собой?

С точки зрения марксизма, социальная революция — важнейшее звено развития общества. Она есть высший этап классовой борьбы, локомотив истории (по выражению Маркса). Эпоха социальной революции начинается тогда, когда возникает конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, когда в недрах старой экономической формации возникают материальные предпосылки новой, высшей формации. За время существования общества были три такие всемирно-исторические революционные эпохи: при переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому. Современный марксизм добавил четвертую: при переходе к социализму. Но практика не подтвердила этот вывод.

Назовите наиболее известные работы К.Маркса и Ф.Энгельса, посвященные анализу социально-классовой структуры и социальных конфликтов в европейских странах:

«Манифест коммунистической партии» (1848 г.)

Первыми совместными работами К.Маркса и Ф.Энгельса явились написанные в 1845 и 1846 гг. книги "Святое семейство" и "Немецкая идеология", которые продемонстрировали единство их взглядов на экономические закономерности и перспективы развития капитализма. Между Марксом и Энгельсом начиная с 50-х установилось предметное разделение труда: Карл Маркс разрабатывал преимущественно политэкономию и международную политику, Фридрих Энгельс -- философию, военное дело, занимался естествознанием, языкознанием и т. д. Но поскольку Маркс не успел завершить свой основной труд, Энгельс взял на себя подготовку рукописей второго и третьего томов «Капитала» к печати; они были изданы под его редакцией в 1885 и 1894. В 1845 г. Энгельс опубликовал работу "Положение рабочего класса в Англии" в которой была дана характеристика положения английского пролетариата после завершения промышленного переворота. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Можно ли, с позиций марксизма, говорить о конфликте между классами в современной России? Можно, т.к. в России сформировались два основных класса – бедных и богатых.

Задание 16. В чём суть спора по поводу методов социальных наук между сторонниками антипозитивистского направления в социологии и последователями О.Конта?Заполните таблицу…

Спор по поводу методов социальных наук
  Позитивисты Антипозитивисты : М.Вебер, …(?)
Утверждение Позитивная социология целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках. Предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.
Обоснование 1) натурализм, т.е. социальные явления подчиняются законам, являющимся общими для всей действительности. Социальные и природные явления не имеют качественных различий 2) методы социального исследования должны быть такими же, как им методы естествознания, т.е. точными и объективными. 3) Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок. 4) социолог должен воздерживаться от ценностных суждений. M. Вебер называет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное - это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха. Ценностно-рациональное - это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха. Аффективное - это поведение под влиянием чувств и эмоций. Традиционное- поведение индивида, обусловленное привычками.

Почему социология М.Вебера называется «понимающей»?

Концепция "понимающей социологии" - попытки соотнести на уровне науки рациональное и эмоциональное начала. Здесь основное внимание уделяется разуму, то есть тому, что человек осознает. Понимание у Вебера не психологическая категория, так как при рассмотрении человека снимается все субъективное. Результатом понимания по Веберу является гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами. Что такое «идеальный тип»? Дайте развёрнутый ответ: Идеальный тип – очень противоречивое и в то же время весьма продуктивное понятие, позволяющее систематизировать большой социологический материал. Идеальный тип – это мысленная модель. Она строится на основе действительности, но не совпадает с самой действительностью. Но через сравнение с этой моделью мы получаем возможность определять содержательные характеристики изучаемого социального явления. Вебер называет идеальный тип утопией. Он указывает: "По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности".

Задание 17. М.Вебер заслуженно признаётся создателем теории социального действия в социологии. Какие виды социальных действий он выделял? Перечислите и дайте краткое пояснение…

1. целерациональное - использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;

2. ценностно-рациональное- понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;

3. аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;

4. традиционное - основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Какие ещё направления в социологии плодотворно разрабатывались М.Вебером? Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Назовите его основные научные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913)

Задание 18. С момента возникновения в 60-70-х гг. XIX в. русская социология была тесно связана с западноевропейской. Срисуйте схему и дополните её названиями основных школ и направлений русской социологии XIX - начала XX вв. (с указанием фамилий учёных), стрелками покажите идейное влияние конкретных направлений западной социологии на российскую.

Западноевропейская социология:   Русская социология:
     
Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. - student2.ru Позитивистское направление:   П.Л.Лавров, В.В.Лисевич, Д.И.Писарев
О.Конт    
Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. - student2.ru «Органическая теория общества» Г.Спенсера   Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916)
Психологические школы      
Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. - student2.ru «Социологизм» Э.Дюркгейма   Евгений Валентинович Де-Роберти (де Робертиде Кастро де ла Серда) (1843-1915)
     
Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. - student2.ru Марксистское направление   Марксизм (Плеханов Г.В., Ленин В.И.)
     
Тема № 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. - student2.ru Антипозитивистское направление   Лев Иосифович Петражицкий (1867 --1931), Вениамин Михайлович Хвостов (1868 --1920), Богдан Александрович Кистяковский (1868--1920)
     

Задание 19. Отечественные социологические теории не были простым копированием западноевропейских образцов. На примере «субъективной школы» покажите оригинальность взглядов отечественных социологов.

Идеи социологов «субъективной школы» имеют …
сходство   различие
Социология - это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. с теорией О.Конта Социология согласует свои выводы не только с положениями механики, химии или физиологии, но и с открытиями, сделанными исторической наукой. Лавров подчеркивал, что социология лишь опирается на законы естествознания, свои же законы она отыскивает в истории
…Общество – "реальный предмет", "сверхорганизм", и общественное развитие аналогично развитию организма: от простого и бесформенного к сложному и структурированному. с теорией Г.Спенсера Л.Е. Оболенский, Н.И. Кареев, Н.К. Михайловский предложили собственные уникальные методы научного исследования, использующиеся в социальных науках. Эти методы заключались в том, чтобы изучать внутренний психологический мир человека, не ограничиваясь его внешними проявлениями.
В частности, о предмете изучения: социология изучает социальную реальность, имеющую особые, присущие ей качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и образует общество. с теорией Э.Дюркгейма … В своей книге “Современные социологи” (1905) Ковалевский объединил теорию Дюркгейма с теориями Л.Гумпловича и Г.Зиммеля, рассмотрев взгляды этих социологов в одной главе. Он указывал на то, что идеи, изложенные в дюркгеймовской работе “О разделении общественного труда”, не могут считаться вполне оригинальными.
Единственно реальным в эмпирическом смысле фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупность поступков и взаимодействий составляющих его людей. с теорией М.Вебера Несмотря на то что Лавров включил в предмет социологии и рассмотрение «животных обществ», он довольно осмотрительно и с большими оговорками писал о возможности приложения к обществу биологического понятия об организме.

Задание 20. Важную роль в становлении социологической науки в России сыграл М.М.Ковалевский. В каких областях обществознания он работал?

Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора.

Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма. Какие научные труды М.М.Ковалевского вам известны? - «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I» (1877, магистерская диссертация) - «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (М., 1879) - «Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация) - «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880) - «Закон и обычай на Кавказе» (1887) - «Происхождение современной демократии» (т. 1-4, 1895-97)

Какими методами исследования он пользовался? Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода.

Каков вклад М.М. Ковалевского в развитие системы социологического образования в России?

Профессор Петербургского университета (1905—1916). преподавал также в Петербургском политехническом институте и на высших женских курсах. Участвовал в организации Психоневрологического института. В рамках этого института, Ковалевский вместе с социологом Е. де Роберти создал первую в России кафедру социологии, преодолев сопротивление министра народного просвещения, по мнению которого кафедра социологии могла скомпрометировать учебное заведение. С 1910 года Ковалевский работал в качестве декана юридического факультета частного Петроградского университета. Его первыми учениками были П. Сорокин, К. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие впоследствии социологами мирового уровня.

Задание 21. На формирование взглядов П.А.Сорокина оказали влияние идеи Л.И.Петражицкого, Е. де Роберти, М.М.Ковалевского.

Какой точки зрения на предмет и методы социологической науки придерживался П.А.Сорокин в 20-х гг. XX в. (в российский период научной деятельности)?

В «Общедоступном учебнике социологии» Питирима Сорокина, в котором собраны статьи разных лет, выделяется работа «Национальность, национальный вопрос и социальное равенство» написанная в российский период жизни Питирима Сорокина. Анализируя понятие национальность, Сорокин пришёл к выводу, что ни одна из существующих теорий не знает ответа на вопрос, что такое национальность, и не может чётко обосновать главные факторы, объединяющие людей в нацию (язык, религия, общие исторические воспоминания и т. п.).

К последователям какого направления в социологии начала XX вв. его можно отнести? Сорокин рассматривал социальную жизнь как сложную систему, состоящую из подсистем, относящихся к сфере религии, этики, экономики, политики, права, науки, искусства и т. д. В главной книге «Социальная и культурная динамика» на основе эмпирико-статистического изучения этих подсистем общей «социокультурной системы» учёный пришёл к выводу, что в истории человечества существует три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная.

Какие научные труды П.А.Сорокина вы знаете?

- Преступность и её причины / П. А. Сорокин.1913 - Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали / П. А. Сорокин; 1914 - Система социологии. Т.1-2. — Пг., 1920. - Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. — М

Наши рекомендации