Основные социологические теории

Впервые слово «социология», обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем О. Контом(1798 – 1857гг.) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии».

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

· наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;

· эксперимент, наблюдение за изменениями, вызванными специально;

· сопоставление жизни человечества с животным миром;

· сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

· исторического анализа.

Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт практически полностью отрицал роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, исходил из приоритета общества над индивидом. Реально только общество, а индивидуальный человек есть простая абстракция (так называемый «социологизм» во взглядах на общество). Конт считал, что «общество само себя делает и делает человека». С его точки зрения, сами качества людей развиваются в зависимости от таких социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества.

Историческая и научная роль Конта состоит в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. Но О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Однако, две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:

1) применение научных методов для изучения общества;

2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Настоящее развитие и признание социология получила после разработки и формулирования основных научных концепций и создания теоретических основ изучения социальных явлений. Огромный вклад в разработку и развитие социологии как науки, внесли выдающиеся мыслители Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Герберт Спенсер.

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс(1818-1883гг.). Идейными предпосылками творчества К.Маркса явились:

· идея Г.Гегеля о противоречии как источнике развития общества;

· философия Фейербаха, благодаря которой у К.Маркса возникла концепция отчуждения труда;

· английская политэкономическая мысль, у которой К.Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта;

· идеи утопического социализма.

Одной из основных его заслуг считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа К. Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого.

По мнению К.Маркса, эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Таким образом, К.Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, и процессу замены старого новым.

К.Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а другие социологи – за реформистский. К.Маркс – основоположник так называемой теории конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории.

К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса в труде «Капитал»(1843 – 1883гг.).

Гербер Спенсер(1820 – 1903гг.). На формирование его мировоззрения большое влияние оказала эволюционная теория Дарвина. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть, по его мнению, несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.

Основной закон социального развития, по Г.Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Г. Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм,которая нашла широкое применение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

Г.Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению понятия «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Г. Спенсер приверженец теории функционализма, конкурирующей с марксистской теорией конфликта.

Макс Вебер(1864-1920гг.), находясь под влиянием К. Маркса и Ф.Ницше, разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории.

Взгляды К.Маркса и М.Вебера существенно различались. М.Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Вебер не приемлет путь революционного преобразования капиталистического общества. Социология, по М.Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Для того, чтобы выявить мотивы, социолог, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило.

Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

М. Вебер ввел в понятие идеальный тип, утверждая, что в реальной жизни «предпринимателя» или «короля» вообще не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников. В работах Вебера был определен предмет социологии, и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Благодаря теоретическому вкладу М.Вебера и его коллег немецкая социологическая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

Георг Зиммель (1868-1918гг.) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, ограничена изучением "социаций" – устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Это формы человеческого общежития - господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, мода и т.п.

Историко - сравнительный метод по Г.Зиммелю, - основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов (наблюдений, опросов, экспериментов), но расценивал их в качестве дополнительных.

Эмиль Дюркгейм(1858-1917гг.) - основатель французской социологической школы. На начальных этапах Э.Дюркгейм опираясь на позитивистскую философию О. Конта, выдвинул принципы новой методологии: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека. Дюркгейм – первый профессор социологии во Франции – сформулировал принципы в социологии, ставшие хрестоматийными и определивший предметом социологии социальные факты, составляющие систему социальной действительности.

Дюркгейм много внимания уделял изучению поведения, отклоняющегося от общепринятых правил и норм. Введенный им термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.[8] Его работа «Самоубийство» стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. В ней Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Им были также применены статистические методы для исследования населения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа. Современные социологи признают Э.Дюркгейма классиком в области социологии.

Наши рекомендации