Основные социологические категории

Часть 1. Объект, предмет, структура и функции социологии.

1.Объект и предмет социологии.

2.Основные понятия социологии.

3.Методы и функции социологии

1.

Последнее время в СМИ часто поминаются результаты различных социологических исследований и, судя по тому, в каком конспекте о них говорят, вы , наверное, можете предположить, что социология –это наука об обществе.

Но есть и другие науки, которые изучают общество. Например, история, философия, психология, социальная психология, политология, экономика, педагогика, как и другие социальные и гуманитарные науки, исследуют общество. То есть, общество является объектом изучения многих наук.

Объект – это то, на что направлено на исследование. Все перечисленные науки имеют один и тот же объект. Чем же тогда они отличаются? Чем отличается история от психологии, например?

Каждая из этих наук изучает свою сторону общества – общего для всех объекта. Та сторона объекта, которая подлежит изучению, называется предметом науки.То есть, все социальные и гуманитарные науки, имеют один объект – общество, но различаются своим предметом. Для удобства сравнения предметов социально-гуманитарных наук они отражены в таблице:

История Философия Психология Социальная психология Политология Экономика Педагогика
Хронологическая последовательность событий; изменяяющаяся во времени действительность Смысл человеческого бытия Сознание отдельного человека Взаимодействие личности и группы Сфера властных отношений Сфера финансовых отношений Сфера воспитания и образования. Структура и механизм воспитания.

Что же является предметом социологии?

Социологию тоже интересуют исторические данные, но используются для сравнения структуры общества на разных этапах его развития. При этом, изучаются социальные изменения, происходящие в ходе истории, социология выявляет, как эти изменения воздействуют на людей и как люди осуществляют эти изменения.

Некоторая близость интересов истории и социологии объясняет факт, что в развитие социологической теории внесли свой вклад историки. Например, Макс Вебер из Германии или русские историки Ковалевский и Кареев, которые были первыми социологами в России.

Социология изучает проблемы, которые поднимаются философией. Но отличие состоит в том, что истинность многих философских высказываний трудно установить, а социологические обобщения подвергаются наблюдениям. Такие подверженные обобщения уже можно назвать законами. То есть, социология устанавливает закономерности человеческого бытия.

Социологию так же, как и психологию, интересует сознание отдельного человека. Но, если психология изучает внутренний мир человека, то социологию интересует, каким образом социальное окружение влияет на внутренний мир человека и как человек влияет на социальное окружение. Психологические данные, касающиеся, например, сознательного и бессознательного поведения человека, используются социологами для того, чтобы глубже раскрыть механизмы взаимодействия личности и общества.

Социологию тоже интересует взаимодействие личности и группы, как и социальную психологию. Но социология пытается установить как на взаимодействие личности и группы влияют законы функционирования общества в целом.

Социологию, также интересует сфера финансовых отношений и сфера властных отношений. Но, если политика и экономика изучают соответственно механизм осуществления власти и механизм функционирования рынка, то социология изучает влияние политической и экономической сферы на другие институты – образование, культуру, армию и т.д. То есть, социология изучает взаимодействие различных социальных институтов, а также их становление, развитие и те изменения в обществе, которые вызываются их деятельностью.

Педагогика – это наука о воспитании, и социологию тоже интересует процесс воспитания личности. Но для социологии важно установить как социальное окружение, различные социальные институты и другие общности влияют на процесс воспитания.

То есть в каждой общественной науке социология имеет сферу своих интересов. Выявляя закономерности взаимодействия различных общественных подсистем, социология дает возможность другим общественным наукам соотнести, свою деятельность с остальными социальными структурами и тем самым достичь понимания своего собственного предмета.

Итак, социология – это наука о взаимоотношениях между социальными институтами и другими общностями, об их становлении, развитии и функционировании, о социальных изменениях, вызываемых активностью общностей, о социальных взаимоотношениях между личностью и общностями, о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Коротко обобщим все сказанное об объекте и предмете социологии:

ОБЪЕКТ (науки) – это та сторона действительности (или - часть бытия), на которую направлено научное исследование.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ - общество

НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ: история, философия, политология , экономика.

ПРЕДМЕТ науки – это та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ – взаимоотношения между социальными институтами и другими общностями, их становление, развитие и функционирование; социальные изменения, вызываемые активностью общностей, социальные взаимоотношения между личностью и общностями, закономерности социальных действий и массового поведения

2.

Социология, как наука, имеет свой категориальный аппарат, при помощи которого она исследует общество. При этом важнейшей социологической категорией является понятие социального. Почему мы говорим социальная общность, социальный институт? Понятие “социальное” – это основное понятие социологии. Социальными называют любые общественные отношения, образовавшиеся в процессе совместной деятельности людей.

СОЦИАЛЬНОЕ – совокупность общественных отношений, образовавшаяся в процессе совместной деятельности людей в условиях конкретного места и времени.

А что такое «социальная общность» и «социальный институт», о которых мы упоминаем как о вещах вполне понятных и простых?

Общностью называется взаимосвязь людей, основанная на общих интересах. Как правило, для наличия общих интересов достаточно хотя бы одного общего признака. При этом, люди обладающие одним признаком, могут иметь совсем разные интересы. Например, разные интересы у студентов, но у всех их есть общий признак – они учатся в вузе. Хотя, конечно же, у студентов найдутся интересы, общие для всех - например, все хотят получить диплом. Общий интерес можно рассматривать как общий признак, но общий признак не обязательно должен быть такого характера как интерес, цель, деятельность и т.д. Например, цвет волос - это тоже признак. Есть социальная группа «блондинки», а есть – «брюнетки».

Итак, СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – это совокупность людей, объединенных общим признаком.

Когда мы слышим термин “ социальный институт”, то всем понятно, что имеется ввиду не учебное заведение, а определенный вид деятельности. Например, институт политики, институт экономики, культуры, армии и так далее.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - организованные (или упорядоченные) виды социальной деятельности и социальных отношений, необходимые для удовлетворения потребностей общества.

Часто употребляемый термин «социальный закон» не следует путать с юридическим законом, хотя, юридический закон – это то же явление социальное. Но юридические законы специально разрабатываются, а социальные существуют подобно тому, как существуют законы природы. Например, юридический закон гласит, что скорость на дорогах не должна превышать 90 км\ час. При этом социальный закон говорит о том, что в Российском обществе большинство автолюбителей превышают эту скорость, если знают, что на дороге нет милиции.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН – устойчивое и систематически воспроизводимое поведение людей.

И наконец, сам термин «Общество», на обывательском уровне понимаемый как большая группа людей, на самом деле представляет собой гораздо более сложное явление.

ОБЩЕСТВО – социокультурная система, состоящая из людей и свойственной им культуры, имеющая географические границы и предназначенная для удовлетворения жизненно-важных потребностей всех своих членов.

Почему именно «система», а не группа или совокупность? Потому что СИСТЕМА – это взаимосвязь зависящих друг от друга частей, что мы и можем наблюдать в обществе.

Социологический взгляд на общество состоит в том, что общество изучается так же как и любая другая система.

Изучая любую систему мы устанавливаем образующие её части. Например, в часах – винтики, пружинки и т.д. Общество – сложнее его можно разобрать лишь в воображении и тогда мы увидим те самые институты, группы и законы, о которых говорили выше.

Далее, работая с системой, мы выясняем способ взаимосвязи частей. При работе с часами переходим от реестра элементов к выяснению их функций. В обществе – от анализа строения к анализу функционирования каждого элемента.

Часы после этих процедур уже поняты, но часы - это система гомеостаза, то есть, нацелена на сохранение первоначального состояния. Общество – саморазвивающаяся система. Старые и новые часы – 2 самостоятельных объекта. Старое и новое общество Японии – одно и тоже общество, но находящиеся на разных этапах развития. (Прошедшее – настоящее – будущее). То есть, при системном подходе к анализу общества для нас важен не только структурный, функциональный, но и динамический аспект.

Но и этим еще не исчерпывается задача системного анализа общества. Он может быть полноценным лишь, когда аспектное рассмотрение общества дополняется его уровневым рассмотрением. Есть элементы структуры и функции, характерные для всех абсолютно обществ планеты - это всеобщий уровень. Есть нечто, отличающее общества Азии от обществ Европы – это уровень исторических типов обществ. И наконец есть уникальные особенности каждого общества - это уровень конкретного общества.

Итак, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВА включает

три аспекта (структурный, функциональный, динамический) ,

которые рассматриваются на трех уровнях

(всеобщие свойства, характерные для всех обществ

свойства исторических типов обществ,

свойства конкретного общества)

3.

Любая наука использует для познания своего объекта и предмета определенные пути исследования, которые называются научными методами.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

(methodos, (греч.)-путь исследования)

1.Эмпирический (количественный) метод состоит в том, что прежде, чем делать выводы, необходимо собрать определенное количество фактов. В социологии это обеспечивается путем проведения социологических исследований.

2.Бихевиористский(biheviorism (англ.)-поведение) (поведенческий) метод состоит в том, что прежде, чем делать выводы о закономерностях взаимодействия крупных сфер общества, необходимо установить закономерности человеческого поведения.

3.Исторический метод состоит в том, что для познания закономерностей функционирования современного общества необходимо изучить его историю

4.Диалектический метод состоит в том, что любое явление в обществе должно исследоваться с определением и позитивных и негативных его последствий.

5.Сравнительный метод состоит в том, что для исследования особенностей какого-то общества, его полезно сравнить с другими обществами

6.Системный метод состоит в том, что любой элемент общества нужно рассматривать именно как элемент системы, то есть учитывать влияние на него со стороны других элементов и его влияние на другие элементы.

7.Структурно- функциональный метод состоит в том, что каждый элемент должен исследоваться как явление имеющее собственную структуру и выполняющее определенные функции в обществе.

8.Моделирование - этот метод состоит в том, что для установления некоторых закономерностей человеческого поведения, возможно искусственное создание ситуации в лабораторных условиях.

Структура социологического знания предполагает, что в социологии теория опирается на эмпирические (т.е. количественные) факты. Появившаяся теория рождает новые гипотезы, которые проверяются наблюдением. Так появляется новая эмпирическая база, лежащая в основе новой теории.

Сама же социологическая теория представляет собой разветвленную систему: кроме общей теории о становлении общества, она включает в свой предмет отраслевые специальные социологические теории, так называемые теории среднего уровня, имеющие более узкую предметную область по сравнению с общей теорией (например, социология образования, социология культуры, социология семьи и т.д.), а также, она включает еще более специализированные разработки частных социальных проблем. (Например, в социологии семьи - социальное изучение снижения рождаемости).

Вот такой широчайший круг вопросов в жизни общества охватывает эта наука

Зачем обществу нужна такая наука, изучающая все эти вопросы? Какие функции она выполняет в обществе? Функции социологии можно перечислить в следующем виде.

Описательная – описывает взаимодействие различных сторон общества.

Познавательная (исследовательская, объясняющая)– распространяет научные знания о человеке и обществе, объясняет почему происходит все именно так, а не иначе.

Диагностическая – при помощи исследований выявляют отклонения в жизни общества, то есть определяют «уровень заболеваемости» и прогнозируют будущее.

Просветительская – формирует мировоззрение членов общества, то есть может изменять отношение людей к общественным явлениям.

Методологическая – методы, разработанные социологами применяются в других областях исследовательской деятельности .

Практическая – разработка и осуществление социальных программ, анализ происшедших в обществе перемен, то есть создает научную базу для управления общественными проблемами.

В ходе реализации всех этих функций решается главная задача социологии:

Дать объективную картину происходящих в обществе процессов, вскрыть причины, тормозящие прогрессивное развитие общества, благодаря чему становится возможным определить пути встающих перед обществом проблем.

А зачем педагогу социология? Какой бы сферы жизни общества мы не коснулись – от семьи и школы до экономики и политики – повсюду поведение людей, их взаимодействие с организацией, деятельность самой организации подчиняются определенным социальным законам, знать которые обязан каждый.

И так, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

(functio (лат.)-обязанность, деятельность)

1. Описательная

2. Познавательная (исследовательская, объясняющая)

3.Диагностическая (прогностическая).

4.Просветительская

(мировоззренческая, ценностно-ориентационная)

5.Методологическая

6.Практическая

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИОЛОГИИ:

Дать объективную картину происходящих в обществе процессов; вскрыть причины, тормозящие развитие общества, благодаря чему становится возможным определение путей решения встающих перед обществом проблем.

Часть 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

2. . Социологический проект О. Конта и классические социологические теории.

3.Современные социологические теории.

4. Русская социологическая мысль.

1.

Предысторию социологии принято отсчитывать с Древнего Востока (XV-IIIвв. до н.э.). В это время существовала мифологическая форма выражения социальной мысли. Один из ведущих мыслителей того времени- Конфуций. Он в мифологической форме размышлял о предназначении различных элементов в структуре общества, хотя, конечно, и не употреблял этих терминов. Так например, он говорил о необходимости власти: "Древние совершенно мудрые ваны, осуществляя управление, устанавливали степени добродетели и почитали мудрость, и хотя бы человек был из землепашцев, или кустарей, или торговцев, но если он обладал способностями, то его возвышали... Поэтому сановники не всегда были знатными, а народ не бесконечно был низким... Возвышали согласно общей спра­ведливости, избегая корысти и предвзятости" (гл. "Почитание муд­рости", ч. 1).

Ныне в Поднебесной служилые и благородные большие люди — ваны и гуны, если только они хотят сделать богатой гною страну, умножить население своих стран, упорядочить уп­равление и наказание в стране, укрепить престол, должны по­читать единство /знатных и простолюдинов/ (гл. "Почитание един­ства", ч. 2).

В древности, когда только появились люди, не было. наказаний и в то же время у каждого было свое понимание справедливости. У одного — одно, у двух — два, у десяти — десять представлений |) справедливости. Чем больше нарождалось людей, тем больше ста­новилось различных представлений о справедливости. Каждый счи­тал правильным свой взгляд и отвергал взгляды других людей, потому между людьми царила сильная вражда. В семьях отцы, дети 11 братья относились друг к другу с ненавистью и отвращением, и, |будучи не в состоянии мирно жить вместе, они уходили друг от друга. Люди Поднебесной, используя огонь, воду, яд, вредили друг другу, поэтому сильные не оказывали помощи слабым, имеющие избыток 11 богатства не делились ими, а расточали эти избытки, умные не наставляли неопытных людей и скрывали от них свои знания. Беспо­рядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причина хаоса — в отсутствии управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба... Только сын неба мог создать единый об­разец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воца­рился порядок (гл. "Почитание единства", ч. 1).

В эпоху античности (Древняя Греция и Древний Рим (XIв. до н.э.-Vв.н.э.))преобладала философская форма выражения социальной мысли. Впервые появился сам термин «Общество», педложенный Аристотелем: « Человек вне общества – либо Бог, либо зверь». Платон и Аристотель спорили о наилучшем устройстве общества и, в частности, государства. Аристотель подчеркивал, что люди всегда «безотчетно стремятся к совместному жительству. Впрочем, к этому людей побуждает и сознание общей пользы, поскольку на долю каждого приходится участие в прекрасной жиз­ни; это по преимуществу и является целью как для объединенной совокупности людей, так и для каждого человека в отдельности...Итак, ясно, что только те государственные устройства, ко­торые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только бла­го правящих — все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных; они основаны на началах господства, а государ­ство есть общение свободных людей». Платон отмечает, что для успеха общества необходимо разделение функций: «Работа, кажется, не хочет ждать, пока будет досуг работнику; напротив, необходимо, чтобы работник следовал за работою. И между делом. — Необходимо. — Оттого-то многие частные дела совершаются лучше и легче, когда один, делая одно, делает сообразно с природою, в благоприятное время, оставив все другие занятия».

В средневековье (V – XVI вв.) социальная мысль приобрела теологическую форму выражения. Мыслители того времени - Марк Августин Аврелий (Блаженный),Фома Аквинский говорили, что для благополучия общества, его необходимо строить по образцу Царствия Божия.

В Новое время, в эпоху Возрождения и Реформации (XVIIв.) стала преобладать научная форма выражения социальной мысли. Томас Гоббс, Никколо Макиавелли пытались научно обосновать существование общества и государства в нем. Так, например, Гоббс в работе « О причинах, возникновения и определении государства» отмечает, что «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложе­нии на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государ­ства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием есте­ственных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выпол­нению соглашений и соблюдению естественных законов.».

Следующий этап Нового времени - эпоха европейского Просвещения (XVIII -XIXвв.) ознаменовался тем, что социальная мысль приобрела практическую направленность. Мыслители того времени - Вольтер, Жан-Жак Руссо,Сен-Симон поставили вопрос о необходимости такой науки, которая, вскрывая закономерности жизни общества, могла бы дать конкретные рекомендации по наилучшей организации этой жизни. В ответ на этот запрос времени и стали появляться «точные» науки об обществе: социальная механика, политическая арифметика и т. п. В ряду этих наук была и социальная физика Огюста Конта – ученика Сен-Симона. С именем Огюста Конта связано появление социологии как отдельной отрасли научного знания. С его теории начинается отсчет истории социологии уже как самостоятельной науки.

2.

Огюст Конт, как и многие другие философы того времени, находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Как отмечает современный исследователь Фролов, именно поэтому Конт, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полез-ности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.» ( Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994)

Тем не менее, именно Огюст Конт впервые ввел в оборот слово "социология"( Socium-(лат.) общество, logos (греч.) – знание), обозначив им область научного знания в работе "Курс позитивной философии" (1842). В последствии под этим названием объединились все науки об обществе, претендующие на точность (социальные математики, арифметики и т.д.)

Таким образом, в середине 19 века произошло выделение социологии в самостоятельную науку. А проект Конта приобрел статус одной из теорий в рамках этой науки, получившей название «Позитивизм». Особенностью этой классической теории является убеждение в том, что для познания общества нужно применять естественно-научные методы. Эту теорию разделяли так же Эмиль Дюркгейм, Питирим Сорокин и другие мыслители.

Под влиянием открытий Дарвина сформировалось натуралистическое направление позитивизма (натурализм,социал-дарвинизм, эволюционизм). Сторонники этой теории -Герберт Спенсер, Илья Мечников и другие – считали, что жизнь общества объясняется воздействием природных факторов.

Известно также психологическое направление позитивизма (Психологизм), возглавляемое Габриелем Тардом. Теория базируется на том, что общество следует рассматривать как систему человеческих характеров. В последствии эта теория выделилась в самостоятельную науку – социальную психологию.

Другая классическая теория – антипозитивизм- предлагает для познания общества применять специфические методы, отличающиеся от тех, которые используются для изучения явлений природы или человеческой психики. Так, например, Макс Вебер рассматривает общество не как систему характеров или объект природы, а как систему человеческих действий. При этом действующие индивиды стремятся к достижению личных целей, но несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий.

Теория исторического материализма, у истоков которой стоял Карл Маркс представляет общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру, состоящую из экономического базиса и идеологической надстройки. Суть марксистского подхода к обществу в целом состо­ит в понимании многих его явлений в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Марксизмом утверждается, что “ре­альный базис” (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для надстройки, включающей такие явления как семью, государство, религию и т.д. У истории материальная основа. Идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших законо­мерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто сколько-нибудь существенное в социальной жизни такого обще­ства не может быть объяснено и понято вне контекста классовой борьбы. С помощью революций общество переходит от отсталой формации к более прогрессивной.

3.

В советский период в нашей стране марксистская теория была чрезвычайно популярной и признавалась единственно верной. Сегодня и в нашей стране социология существует во всем многообразии теорий. Такая особенность науки называется МУЛЬТИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ (сосуществование многих теорий (парадигм) в рамках одной науки.)

Современное осмысление теоретического наследия позволяет разделить все многообразие теорий на два лагеря, в зависимости от того, как представляется взаимодействие человека с обществом: макросоциологию (структурализм) и микросоциологию (экзистенционализм).

С точки зрения структурализма, общество управляет человеком. Общество похоже на парк, в котором уже проложенные аллеи диктуют посетителям маршрут прогулки.

С точки зрения экзистенционализма, человек управляет обществом. Общество похоже на море, в котором ничто не ограничивает движения и лодки сами прокладывают путь.

Современные социологические теории как бы объединяют эти две парадигмы и говорят о том, что человек и общество взаимно влияют друг на друга. Человек в обществе как свободная лодка, но лодка на аллеях парка. Этот образ предлагает Пер Монсон- современный шведский социолог.

Одним из значительных теоретиков современной социологии является Энтони Гидденс ― английский социолог. Говоря о будущем социологии, он отмечает, что « она как наука находится в стадии радикальных изменений. В этой связи уместно попытаться спрогнозировать развитие социологии в недалеком будущем:

1) «Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетия» ― речь не будет более идти о том, что современный мир – либо следствие экспансии капитализма, либо результат распространение индустриализма. Наряду с ними можно выделить также:

· Развитие административной власти

· Военной власти

· Культурное изменение современности

2) «Возникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим теориям».

3) «Главный объект социологического анализа будет существенно переосмыслен» - произойдет смещение акцентов от малопонятного понятия общества к различным проявлениям социального.

4) «Социология будет уделять больше внимания изучению мировой системы, чем до сих пор» ― усилия будут направлены на решение проблемы системности мировой системы

5) «Прежние междисциплинарные границы постепенно утратят былую четкость» посредством развития профессиональных интересов.

6) «Социология вновь заинтересуется долговременным крупномасштабным процессом социальной трансформации» как содержанием современности.

7) «Участие социологии в формировании практической социальной политики» ― социологические исследования сыграли заметную роль в осуществлении рациональных политических целей, но в то же время итоги многих социальных исследовательских программ вызвали разочарование

8) «Социальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображения» ― движения аккумулируют и хранят новую информацию о процессах в обществе.

9) «Социология по-прежнему останется предметом дискуссий».

Современное осмысление истории социологии позволяет выделить следующие этапы ее становления:

1-предистория (до Сен-Симона)

2- классическая социология (от Конта до 20х годов ХХвека)

3- современный период (20е годы ХХ века – наше время):

4.

Русская социологическая мысль носит отпечаток тех исторических событий, которые происходили в России с момента выделения социологии в самостоятельную науку:

-1861г (отмена крепостного права) В этот период сняты запреты на социальные вопросы, ослаблена цензура. В связи с этим возрос спрос на научное знание по методике Конта. В ответ на эту потребность произошло зарождение русской социологии

из славянофильства и западничества

-Начало 20 века отмечено большевистским контролем

над социальными науками

- в 30- е годы социология объявлена буржуазной лженаукой и запрещена

-в 60-е годы наступает «Хрущевская оттепель» : разрешены

социологические исследования

- в70- е годы снова запрет социологии, но теперь уже негласный

-в 80- е годы («Перестройка») активизируется социология как наука

- в90- е годы социология введена в стандарт высшего образования как обязательная дисциплина

- в 2000 году социология выведена в федеральный компонент стандарта

Такие перепады в восприятии социологической мысли привели к тому, что в настоящее время в России эта наука переживает, по сути, этап своего возрождения. Наиболее яркие российские имена относятся к эпохе классической социологии.

К таким ученым, безусловно, относится Питирим Сорокин, 110-летие со дня рождения которого широко отмечалось научной общественностью.

Питирим Александрович Сорокин с 1909 по 1914 годы учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Уже будучи студентом, при содействии преподавателя С.-Петербургского университета К. Ф. Жакова он участвовал в двух этнографических экспедициях в Печорском крае, нынешней Коми Республике, а во время учебы активно публиковался. Его интересы простираются от уголовной социологии, права до экономики, психологии и философии. В центре внимания находятся социология, ее методы, ее основные проблемы. Благодаря широким контактам с представителями разных наук Питирим Сорокин быстро вошел в научную жизнь столицы и России.

Февральская революция смешала его планы защитить магистерскую диссертацию. Его чрезвычайная научная активность, его публикации обеспечивают ему научную карьеру в Петроградском университете. В 1920 г. ему по совокупности трудов присваивается звание профессора. В 1922 г. в университете состоялся знаменитый диспут по его книге «Система социологии». Этот диспут был в ряду первых в пореволюционную эпоху. Диссертация приравнивалась к докторской и диспут по двухтомной «Системе социологии» стал заметным событием в жизни Петрограда. В 1920 г. Сорокин впервые создал и возглавил кафедру и отделение социологии на факультете общественных наук в Петроградском университете.

На торжествах, посвященных юбилею Сорокина отмечалось, что « политические перемены в Советской России, резкая смена образовательной и культурной политики вымели из страны целую когорту выдающихся ученых, общественных деятелей, художников — когорту, составлявшую интеллектуальную гордость России. Сорокин был в числе идейных противников новой власти. Закономерной стала его высылка из страны в 1922 г. Это была акция насильственной «утечки мозгов», подарившая миру социолога мирового класса, создавшего в 1930-1931 гг. первый факультет социологии в Гарварде. Именно там он выпустил большинство задуманных им еще в России крупных работ по социальной мобильности, социальной и культурной динамике, по истории социологии, по другим важнейшим проблемам социологии. В науке Сорокин всегда был новатор, стремился к универсальному синтезу, к интеграции человеческих знаний и использованию их на благо человечества. В духе сложившейся с середины XIX века традиции российской социологии он не мог оставаться в стороне от больных проблем XX столетия. Он был не только их очевидцем, он жаждал всемерно помочь их решению.

Многое из написанного Сорокиным заграницей до сих пор малоизвестно у нас, в России в конце XX столетия. Отдавая дань смелому ученому, мыслителю, оставившему великое наследие в социальных науках, в истории культуры уходящего века, приятно осознавать, что возвращение Сорокина состоялось. И не случайно оно происходит в стенах факультета социологии С.-Петербургского университета. Мы надеемся на расцвет социальных наук в современной России. Думается, что их вклад в решение трудных проблем российского общества будет, несомненно, весомее, если огромное богатство идей и размышлений Питирима Сорокина войдет в копилку современных социологических исследований и разработок»

Наши рекомендации