Предмет социологии и эволюция его понимания в историческом контексте.

Предмет социологии и эволюция его понимания в историческом контексте.

Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.

Макс Вебер (1864–1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них.

Эмиль Дюркгейм (1858–1915) объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.

Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д.

Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.

Образы человека в социологических концепциях и их общая характеристика.

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. К этим теориям относятся:

- теория зеркального "Я";

- ролевая теория;

- отдельные ветви необихевиоризма в социологии;

- теории референтной группы, установки и некоторые другие.

В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям:

Бихевиористское направление.

Личность – совокупность реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Формула поведения человека "S - R" ("стимул - реакция"). Необихевиоризм - промежуточные переменные психологического плана, - "S - O - R"

Личность - пассивный результат социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Формирование личности предстает как процесс научения.

Интеракционистское направление

Личность человека - совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Взаимодействие с другими людьми отражается в личности в виде такого самосознания, посредством которого личность трактует себя как объект рассмотрения другого человека. Социальное поведение личности в таком контексте предстает как результат взаимных приспособлений людей друг к другу, а человеческая природа и социальный порядок - как продукт коммуникации.

Структурно-функциональный подход

Ролевая концепция личности - человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, профессиональные группы - роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, таким образом, он становится личностью.

Роль - динамическая характеристика статуса человека в обществе.

Статус - место, занимаемое человеком в той или иной социальной структуре.

Общество как система. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.

Общество как система

Общество – динамическая система. Метафора «организма» - сравнение общества с живым организмом. Обществу присуще:

- развитие

- дифференциация

- целостность

Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение). Дифференциация общества определяется следующими процессами: разделение общественного труда, удовлетворение новых потребностей людей; расширение представление людей о природе и обществе; появление новых ценностей и норм. В процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс – интеграция (лат. integratia – восстановление целого, объединение частей). Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое. Интеграции общества способствуют: единая культура общества как система материальных и идеальных объектов; единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру; система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы: наличие отдельных частей; наличие связей между частями; наличие свойств, не сводимых к свойствам частей; взаимодействие с окружающей средой – природой.

Биологическое объяснение

Состоит в том, что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. При наличии ведущего фактора девиации – нравственной невоспитанности – эти аномалии могут выступать катализатором в механизме преступного поведения.

Психологическое объяснение

Сторонники этого подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой.

Социологическое объяснение

С точки зрения этого подхода, девиантное поведение формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.

Родоначальником социологического объяснения девиантности считается Эмиль Дюркгейм, создавший теорию аномии. Аномия по Дюркгейму – это безнормность. Роберт Мертон развивал теорию аномии Дюркгейма. Он считал причиной девиантного поведения разрыв между ценностями, диктуемыми людям обществом, и социально одобряемыми средствами их достижения.

Виды девиантного поведения

Преступность

Под преступлением в самом общем виде понимается нарушение законов. Важным показателем при анализе преступности выступают семейные отношения. Имеют значение и прочность связей в социальной группе, и степень ответственности за родных, детей, сослуживцев. Именно сознание ответственности и забота близких людей часто удерживают человека от преступления.

Преступность без жертв

Другой формой девиации, не связанной с тяжкими преступлениями, является так называемая преступность без жертв. Это такие виды преступлений, как проституция, наркомания, алкоголизм, азартные игры.

Самоубийство

Самоубийство (суицид) – это вид девиантного поведения, заключающийся в умышленном лишении себя жизни. Первым из социологов, профессионально изучавшим проблему самоубийства, был Дюркгейм. Основную причину самоубийства он видел в утрате связей индивида с социальной группой, обществом. Дюркгейм дифференцировал самоубийства на:

-эгоистические, являющиеся результатом недостаточной солидарности в обществе, обособления индивида;

-аномические, имеющее место в жизни общества, находящегося в состоянии аномии, когда старые нормы и ценности уже не действуют, а новые еще не освоены подавляющим большинством;

-альтруистические, которые совершаются ради других членов группы, общества.

Причиной причин суицида чаще всего выступает ощущение ненужности, оторванности от общества, чувство одиночества и отсутствие перспективы. Случаются самоубийства, имеющие чисто индивидуальные причины: наследственная склонность к суициду, психические патологии, возрастные отклонения, тяжелые болезни.

Психические отклонения

Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т. е. обусловленным внутренними факторами конкретного индивида (наследственность, старость и др.), относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Паркинсона, эпилепсия.

К экзогенным, т. е. вызванным внешними факторами, воздействием окружающей среды, относят различные симптоматические и интоксикационные психозы, психогении (психозы, вызванные психической травмой, алкоголем, наркотиками или патологическим развитием личности).

По степени проявления психические расстройства можно условно подразделить на неврозы и психозы. Неврозы представляют собой слабую форму девиации. Например, фобии (воды, высоты, замкнутого пространства), агрессии (вызывающее, угрожающее поведение), депрессии (безучастное, безактивное состояние). Невротическая личность безусловно девиант, но она еще может более или менее функционировать в обществе. Более сильную и социально опасную форму девиации представляют собой психозы. Они могут проявляться в различных формах:

Шизофрения – это уход от реальности, аутизм.

Паранойя – систематизированный бред при отсутствии снижения интеллекта и изменений личности. Паранойя проявляется в различных маниях. Например, мания величия, мания преследования.

Аффекты – это маниакально-депрессивные реакции, проявляющиеся как резкие подъемы и спады психофизического состояния девианта.

Идея прогресса

Сюда относятся следующие понятия: рай, светлое будущее, гороскопы, астрология

Здесь существуют 2 подхода:

1. Технократический подход. Белл сформулировал понятие постиндустриального общества, в котором происходит рост технологического знания. Он объяснил возникновение экономики знания. Знание – основной капитал; расширение сферы услуг и создание объемлющих социальных проектов. Позитивный взгляд .

2. Группа алармистов – люди, предсказывающие колоссальные катастрофы; прогресс закончен. Сторонники - Бек - создатель общества риска, Тоффлер «Футур шок» - шок от будущего, доказывает, что наша биологическая природа не поспевает за технологическими возможностями, что приводит к кризису.

В 60-х годах Печчеи и Кинг создали объединение «Римский клуб» - международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Они организовали людей на предмет моделирования, считали, что общество будет устойчиво, если у него будет нулевой рост, в противном случае произойдет столкновение цивилизаций – эпидемии, войны, трагедии (эти результаты были получены с помощью компьютерного моделирования.

К. Поппер – говорил, что нет прогресса, есть метод проб и ошибок. Он на теоретическом уровне отрицал идею прогресса. (мы никогда, наблюдая за развитием гусеницы, не смогли бы предположить, что она превратиться в кокон – любые предсказания бессмысленны)

Циклические идеи

Главный автор – Сорокин, который создал теорию социальной мобильности, которая бывает 3-х типов:

-экономическая

-политическая

-профессиональная

Свою концепцию основывал на базовом понятии: на понятии ценности. Наиболее обобщающий труд – «Социальная и культурная динамика» - серьезный труд, т.к. он считал, что одна статистическая таблица стоит больше, чем несколько теоретических трудов, провел колоссальный теоретический анализ человечества, исходя из своей базовой идеи о том, что все возвращается на круги своя, которую, скорее всего, он воспринял на ранних курсах от Н. Кондратьева, открывшего длинные экономические волны, заранее предсказавшего в 29 году мировой кризис.

Идеи Сорокина были подготовлены его современниками:

-Шпенглер – «Закат Европы», показал, что цивилизации развиваются циклически, выделил 8 цивилизаций и показал, что происходит расцвет и упадок.

-Тойнби – «Постижение истории», также вывел цикличность в развитии цивилизаций, его главный термин, что цивилизация развивается на основе т.н. «вызова и ответа». Вызов, который бросает внешняя цивилизация соседям, продуцирует активное меньшинство лидеров, которые начинают создавать цивилизацию, однако, если количество этих лидеров не очень большое, цивилизация погибает; постепенно это количество уменьшается и в результате цивилизация приходит к своему старению.

Первый литературный памятник циклического явления – 7-я книга Экклезиаст, ее базовая идея – все будет как было, даже если будет по-другому, ничего не меняется, все возвращается, ничего нового не создается.

Предмет социологии и эволюция его понимания в историческом контексте.

Как полагал основатель социологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законы общественного развития. О. Конт уподоблял социологию естественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развития общества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению, строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер.

Макс Вебер (1864–1920) считал предметом социологии так называемое социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них.

Эмиль Дюркгейм (1858–1915) объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми он понимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий, сооружений и т. д. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер.

Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как и подавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществе обусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами, его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественной жизни, общественных институтах и т. д.

Итак, предметом социологии являются социальные связи, общественные отношения.

Наши рекомендации