Экзистенциалистское направление

Противопоставление личности и социального мира.

Самоосуществление человека - постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчужденным от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, "сминает, раздавливает человека". Смысл человеческого существования придается человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного самоосуществления им своей сущности.

Сложность решения проблемы личности в социологии не должна создавать установки на принципиальную невозможность научного решения этой проблемы. В какой-то мере каждое из социологических направлений раскрывает ту или иную сторону проблемы, акцентирует внимание на многогранности человеческой жизни общества. Главное не абсолютизировать один подход, а попытаться найти рациональное зерно и определить сильные и слабые стороны каждой концепции.

3. Сущность экологического подхода в гуманитарном познании.

Базовая идея - то, что мы живём не просто в среде, а посредством среды, экспериментируем, активно изменяем её (идея американского прагматизма). Она нам не враждебная, а мы всё-таки её продукт. Мы воспринимаем её как данность. В этой среде есть некие возможности, которые мы можем получить просто так, задаром, ибо мы её существа, мы неотделимы от среды. Этими возможностями мы можем воспользоваться, они всегда есть, если от них не отказываемся. Мы не отказываемся, и таким образом познание мира у нас становится экологически адекватным, нашим познавательным механизмом. Дюи.

В гуманитарных науках, в рамках зрительной модальности, т.е. в рамках зрительного восприятия, формулировал экологический подход исследователь Джон Гиббсон. Он начал рассматривать зрительную среду как некий мир, который человеку удобен, в котором есть абсолютный низ, абсолютный верх, в котором есть удобные и неудобные предметы, в котором есть скрытые предметы, о которых мы знаем, что эти предметы, они в другом - человекоразмерный мир. Он показал, что зрительное восприятие можно рассматривать на ином языке описания и создал этот язык. Не информационный подход, а экологический. Базисный тезис – не спрашивай, что внутри твоей головы, а спрашивай, внутри чего твоя голова.

Следующий шаг три коробочки (когда мы меняем своё решение - шансы увеличиваются вдвое.). Пример того, как знания передаются от одного другому, благодаря действию в среде (его знания становятся твоими задаром, благодаря просто действию в этой среде). Свершилось действие - получены знания. В этом и есть сущность экологического подхода - возможность организовать информацию таким образом, чтобы она была экологически адекватна, но не с точки зрения инстинкта или гена, здесь мы приспособляемся благодаря экологически адекватным действиям. Экологический подход - это вторая наша жизненная позиция. Не позиция жертвы, когда мы отказываемся от возможностей, а позиция ответственности, когда мы начинаем действовать, несмотря на риск. Познание мира становится экологически адекватное нашим познавательным механизмом.

4. Проект общества в эпоху постмодерна. Системный взгляд на "общество риска".

Постиндустриальное общество. (После 2 мировой, 2 половина 20 века).

- Исчезновение классического естествознания

- Отмена всех закономерностей

- Общество риска

- Вхождение в информационное, коммуникационное общество

- Разволшебствление науки (наука стала подвергаться сомнению)

- Онаучивание (наука - производительная сила)

- Общество спектакля – игра знаков

- Развитие интеллектуальных технологий

- Развитие сервиса

- Наука превращается в производительную силу

Риски появились при переходе из индустриального в постиндустриальное общество, риск был связан с производством. Сейчас риски скрылись в онаучивании.

Постмодерн (в культуре) – исчезновение текстов, авторов, уничтожает сам себя, время коллажей, спичей, новостей, социальных сетей, случайных связей.

Главное изменение состоит в том, что экономика утрачивает свой статус доминирующей подсистемы общества. Более того, выделяются две другие, столь же значительные и самостоятельные в новом обществе, подсистемы – телекоммуникационная и система образования (О.Тоффлер). Система образования становится "почти доминирующей" подсистемой общества. Классовая структура заменяется статусной иерархией, которая формируется уже не на основе профессии, а на основе образования, уровня культуры и ценностных ориентаций.

Вторая важнейшая черта нового общества - это его локализация, фрагментация, плюралистичность. Общество уже невозможно рассматривать как совокупность хорошо организованных институтов.

По мнению теоретиков постмодернизма, постмодернистское видение мира как децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей, наиболее соответствует характеру социальной реальности эпохи постмодерна. В контексте постмодернизма сам индивид лишается целостности - это фрагментированный, разорванный человек, который перестал восприниматься как тождественный самому себе, своему сознанию. Таким образом, постмодернизм предлагает социологии и собственную теоретическую альтернативу, особое видение социальной реальности, в котором:

1) общество рассматривается не как целостное, системно упорядоченное и сплоченное (социологизм), а как фрагментарное, мозаичное, неупорядоченное образование;

2) представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлениями о его неопределенности и многовариантности;

3) иерархическая центр-периферическая модель мира сменяется представлениями о радикальной плюральности и равноценности всех способов жизни.

Общество риска— концепция состояния современного общества, согласно которой оно постоянно характеризуется "искусственно созданной неуверенностью" (по причине ядерной войны, угрозы экологической катастрофы), вызванной ростом знания человечества и его воздействия на окружающий мир. Дальнейшее наращивание производства благ неминуемо ведет к увеличению рисков. Причем новые риски, в отличие от традиционных, не привязаны жестко кконкретному месту и времени. В то же время перед людьми открываются выборы социального контекста – в какие социальные отношения вступать и поддерживать, а в какие нет. Рефлексивность распространяется на жизненные ориентации и ценности. Появляются новые тенденции в мышлении и поведении людей: если ранее они были прежде всего обеспокоены благосостоянием, то теперь - рисками. Их сознание все больше волнуют проблемы, связанные с предотвращением и минимизацией рисков. Модерн, считает социолог, производит не только риски, но и особую рефлексивность в отношении рисков. Не только специальные структуры, но сами люди начинают собирать информацию о рисках и их последствиях. Они перестают доверять официальным структурам и даже ученым.

Наши рекомендации