Развитие парадигмы управления в историческом контексте

Глава 1. Донаучная стадия развития парадигмы управления ..………..9

Глава 2. Становление социологии - прорыв в науках об управлении ……………...………….…….…………….…………………………….……….24

Глава 3. Классическая парадигма управления - результат синтеза практики и научных изысканий…………………………………………….45

Глава 4. Управление в системе монополистического капитализма…………………………………….................................................53

Глава 5. Постнеклассическая парадигма управления как выражение доминанты среднего класса в современном обществе……………………81

Глава 6. Продуктивная социальная регуляция – стержневая задача управления государством и обществом………………………...………….114

Раздел II

Развитие парадигмы управления в онтологии государства России

Глава 7. Становление системы управления государства России…………………………………………………………………………...158

Глава 8. Реформы системы управления Государя Александра II и складывание начал гражданской жизни в России……………………….168

Глава 9. Кризис бюрократического управления самодержавной России как причина Революции и Гражданской войны…………………………………………….……………………………..174

Глава 10. Управление Советов - триумф самоорганизации и самоуправления России………………………………………………….192

Глава 11. Линейные методы управления в тоталитарном обществе СССР……………………………………………………………………………208

Глава 12. Постиндустриальный проект России: потребности и просчёты ……………………………………………………………………………….......224

Раздел III Коммуникации в практике управления

Глава 13. Развитая коммуникация как основание результативного управления …………………………………………………………………….253

Глава14. Вклад учёных России в развитие теории управленческой коммуникации …………………………………………………….…………..285

Глава 15. Управленческие коммуникации экономики и социальной сферы современной эпохи……………………………………….…………..303

Заключение ……………………………………………………………………329

Список рекомендуемой литературы……………….………………………….343

Введение

С момента создания человеком государственной организации общества поиск инструментов и средств продуктивного управления и эффективного руководства стал краеугольным камнем теоретического обоснования и практического осуществления деятельности, как на уровне общественного целого, так и отдельных государственных институтов, отраслей экономики, производственных структур и локальных территориальных сообществ. Интерес к проблеме теории и практики управления столь же стар, сколь стары попытки научно объяснить место и роль человека в природе, сущность общества, смысл и содержание прогресса.

Вхождение в эпоху постиндустриализма и, особенно, в её информационную стадию ещё более усилило значимость ответственного управления. Исследования в области теории и практики управления достигли в последнее время необычайной широты и размаха. На планете создана обширная сеть научно-исследовательских институтов, консультационных фирм и вузов управленческого профиля. Только в США количество высших бизнес-школ выросло за последние пятьдесят лет более чем в двенадцать раз. Всеми формами управленческого образования там охвачено свыше двенадцати миллионов человек. Ежегодно на планете по проблематике управления, планирования и прогнозирования защищается более 80 тысяч диссертаций. Это суммарно превышает число исследований по экономике, физике, биологии, лингвистике, философии, социологии, антропологии и истории вместе взятых. (Больше диссертаций защищается только по техническим и математическим наукам!)

Россия здесь не исключение. Численность вузов, обучающих студентов премудростям управления, с 1988 г выросла в 38 раз! Сейчас обучение по направлениям государственного и муниципального управления, информационного менеджмента, маркетинга, менеджмента как такового, менеджмента организации, таможенного менеджмента и управления персоналом ведётся в 485 государственных и 477 частных вузах.

Управление является фундаментальным основанием социальной системы, ибо только оно в состоянии обеспечить баланс интересов различных социальных групп, преемственность поколений и передачу социального опыта, сохранение, развитие и упорядочение социальной, экономической, политической и социокультурной структуры, взаимодействие с окружающей средой и обратную связь с управляемым сообществом, решение общесоциальных и частных задач и линейность прогресса.

Практикауправления даёт основания отрицать всемогущество и универсальность менеджмента. Теория и социология управления -пограничные науки, которые возникли на стыке трёх самостоятельных наук: теории познания, социологии и управления. С социологией вы уже знакомы, стоит, однако, напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные процессы и коммуникации с целью выявления законов управляющих обществом и снабдить актуальной и достоверной информацией органы управления. Но общество это не только совокупность различных групп и индивидов: это прежде всего многочисленные коммуникации и связи, возникающие между ними по поводу участия в природно-преобразующей и социально-преобразующей практике. Социология изучает феномены общества в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

«В последние десятилетия в науке происходят принципиальные изменения, связанные…со становлением постнеклассического этапа её развития, - пишет философ В.Е. Лепский. Не принимая во внимание этих изменений, мы рискуем упустить из виду принципиальные изменения в науках управления. Смена общественных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а так же философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности. Три этапа развития науки можно охарактеризовать как связанные с доминантой одного из трёх типов научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая (соответствующая классической науке), неклассическая и постнеклассическая рациональности»[1]. В любой общественной сфере, где природно-преобразующую или социально-преобразующую деятельность осуществляет более двух человек, присутствует управление. Отсюда управление универсально!

Теория и социология управления выделились в самостоятельную область научного знания в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы исследователей, стремившихся научно обобщить накопленный опыт и сформировать теоретико-методологические основания управления. Основателем школы научного управления принято считать Фредерика Тейлора.

Однако, английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало умение рачительно вести домашнее хозяйство, аккуратно обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели.Однако изменения социального статуса большинства населения и рода занятий, появление множества видов труда и соответствующих им профессий, породило потребность в деятельности особого вида, включающей в единый коммуникационно - производственный процесс различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент вынужденно трансформировалось, отразив в себе различные аспекты управленческой деятельности.

В научной литературе об управлении в качестве базовых различают следующие понятия: управление как таковое, административная система и менеджмент. Эти понятия как взаимополагающие и находящиеся в постоянной взаимозависимости создают единую систему регламентации многочисленных коммуникаций и различных проявлений сферы бытия человека и общества.

Административная система складывается в процессе управления для регламентации отношений между иерархиями власти и другими реальностями государственно организованной жизни.
Она представляет совокупность институтов и механизмов управления, существующих в обществе с недостаточно развитыми гражданскими и рыночными отношениями. Первый её признак - избыточная государственная регламентация социальных коммуникаций. Государства много и оно неэффективно. В современной России на государственное управление, собственно на чиновников, тратится меньше трех процентов бюджета. По сравнению со Странами Золотого миллиарда это немного. Для повышения эффективности управления недостаточно просто изъять избыточные функции: необходимо сформировать грамотное и дееспособное экспертное сообщество, специализирующееся на оценке результатов работы административной системы. Нам представляется, что это будет реформа функций и стимулов. Это неизбежно приведёт к изменению характера структуры. Но структура управления в любой стране исторична и политична.
Изменения характера структуры на всех уровнях управления ведёт к пересмотру границы применимости управленческой коммуникации. Это ставит вопрос о необходимости использования менеджериальной модели государственной и муниципальной службы.

Менеджмент в наиболее общем виде являет совокупность конкретных методик, технологий и механизмов регламентации, складывающихся в системе рыночных отношений.

Управление с общесоциологических позиций - это властная форма закрепления социальной регламентации людей, занимающих различные позиции в иерархии системы общественного разделения труда (определяемой важностью и сложностью выполняемых задач), которые принято называть должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяется размером основного вознаграждения (оклада, заработ­ной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибы­ли, дохода). Это искусство направлять усилия людей к общесоциальной или корпоративной цели, чтобы в рамках трудовой кооперации они не почувствовали никакого принуждения.
В научной и учебной литературе выделяется несколько подходов к определения сущности управления:

Управление представляется как функция - вид деятельности по руководству людьми:

- в системе социальных коммуникаций (что проявляется на уровне социальной иерархии, в диапазоне контроля, в распределении властных полномочий, персональных рангов, статусов, ролей и т.п. персональных признаков);
- в фор­мах коммуникаций – (что реализуется в методах контроля, общей и детальной регламентации, делегировании полномочий, стиле руководства, в отношениях конкуренции, продвижения, лидерства, в уровне конфликтности и других формах межличностного взаимодействия).
Управление традиционно рассматривается как особая наука, область человеческого знания, способствующая достижению баланса хаоса и порядка и обеспечивающая прогресс человечества.

Управление может рассматриваться как процесс, включающий четыре основных действия или функции регламентации деятельности индивидов, сообществ и организаций: планирование, организация, мотивация, контроль.

В более узком смысле управление рассматривают как определённую категорию людей или социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по регламентации деятельности индивидов, включённых в состав внутренней структуры общества, государства, региона, локального территориального сообщества или организаций, занятых различного рода деятельностью.

И наконец: на обыденном уровне словом «управление» традиционно обозначается орган или аппарат управления.

Несмотря на обилие определений и подходов, главное, на чём сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, регламентация и координация их деятельности для достижения общих целей. Довольно часто возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и русское «управление» синонимами?Это одно и то же или нет? В решении этого вопроса авторы разделились на две дискутирующие группы:

Противники отождествления менеджмента и управления, к которым относится и автор книги, уверены в следующем. Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование.

Русский термин «управление» по своему содержанию более богат, широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».

Во второй группе «менеджмент» и «управление» рассматриваются практически с одних и тех же позиций и настаивают на том. что эти термины можно использовать как тождественные.

В нашей книге излагается позиция утверждающая сущностные различия понятий «менеджмент» и «управление».

Общество России более двух десятков лет назад заявило о стремлении осуществить постиндустриальный проект и утвердить гражданскую социальность, правовое государство и конкурентную экономическую систему. Глобальные общественные трансформации переживает наш народ: переход от пост-тоталитаризма к гражданской демократии в экономической и социально-политической сфере, от директивной командно-распределительной экономики к цивилизованным конкурентным отношениям социально-ориентированного рынка, от идеологического диктата правящей партии к плюрализму многопартийности и культурной жизни, от жёстко детерминированной принудительной активности к отношениям самоупорядочения, самоорганизации и самоуправления должен утвердить новую жизнь. В переходных условиях система государственного и местного управления остро нуждается в эффективных изменениях, ибо трансформации, происходящие в ней с неизбежностью отражаются на качестве всех социальных процессов общества.

В наиболее общем виде управление может быть представлено как систематическое воздействие властного субъекта на общность людей, организацию или отдельно взятого человека с целью обеспечения условий их нормальной жизни и деятельности, создания оснований развития и саморазвития, утверждения их целостности или достижения гармонического равновесия во взаимодействии с другими общностями и людьми, окружающей природной или социальной средой.

Прогресс содержательно линеен. Процесс перехода на качественно более высокий уровень бытия невозможно остановить ни управленческим воздействием, ни нормотворчеством, ни какими иными вмешательством в естественный порядок человеческих коммуникаций. Прогресс возможно лишь затормозить применением мер, объективно не отвечающих чаяниям людей и потребностям развития общества. Управление призвано обеспечить баланс интересов членов общества, что находит выражение в постановке общественно значимых целей, повышающих коммуникативно-деятельностную мотивацию и развивающих ценностные ориентации акторов.

Социальные трансформации последних двух десятилетий изменили не только формы организации жизни и деятельности людей. Произошло изменение сущности и содержания единицы общества, форм собственности, системы функционирования труда, распределения доходов от эксплуатации природной ренты, типов и форм организации политической власти, иерархии ценностей и стереотипов поведения, социальных отношений в целом. Всё это сопровождается фундаментальными изменениями принципов организации и содержания управления как на уровне государственного целого, так и на региональном и муниципальном уровнях и на уровне бытия локальных территориальных сообществ. Российские трансформации в рамках общегосударственного постиндустриального проекта нацелены, в том числе, и на создание системы управления, эффективно сочетающей национальную традицию и инновации современности, что позволит своевременно реагировать на вызовы времени и формировать качественный ответ на них.

В нашей книге из всей совокупности теоретического и практического наследия человечества, обширнейшего собрания теорий, технологий и методов осуществления управленческой деятельности проанализированы именно те, которые имеют непосредственное отношение к одному из важнейших подразделений социологической науки – социологии управления. Мы изложили материал, обобщающий многолетний опыт преподавания автором курсов «Основы теории управления», «Теория управления», «Теория государственного управления», «Управление общественными отношениями» и «Социология управления» для студентов Омского государственного технического университета.

Раздел I

Наши рекомендации