Роль социолога в социальной регуляции трудового поведения

Социальная регуляция поведения, в том числе трудового, эконо­мического, в социологии состоит в воздействии на социальные (эко­номические, политические, духовные) процессы и отношения, а также на поведение индивидов и групп, которые они определяют. Осуще­ствляется регуляция через индивидуально-личностное и индивиду­ально-групповое статусное нормирование, а также через воздей­ствие на это поведение социальных институтов посредством систе­мы социального контроля. В социологической литературе понятие "механизмы регуляции поведения" рассматривают в широком и узком смысле [14, 83-85]. В широком понимании "инструментом" подобного регулирования является система социальных (в том числе социально-трудовых) от­ношений, складывающихся в обществе. Процессы социальной регу­ляции анализируются как следствие всех функционирующих в обще­стве отношений, процессов, структур, что существенно затрудняет его применение в сфере труда. В узком смысле под социальным механизмом регулирования тру­дового поведения подразумеваются два основных элемента — ста­тусное нормирование и механизмы социального контроля. Такой подход становится все более популярным в социологической лите­ратуре. Остановимся на нем подробнее. Статус работника рассматривается как определенная позиция в социальной структуре группы работников (трудовом коллективе), связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальный статус работника возникает в процессе прохождения индивидом необходимых фаз гражданской, социальной, образова­тельной и профессиональной подготовки, а также приобретения после этого нужных качеств, которые характеризуют его как подго­товленного и дееспособного субъекта, ответственного за свои про­фессиональные действия и поступки. Социальный статус (профес­сиональный, должностной) обеспечивает работнику возможность трудовой деятельности в рамках жестко предписанных норм и стан­дартов — институциональных требований производственной орга­низации. Согласно социальному статусу работник сохраняет опре­деленную свободу в трудовом поведении: • может проявлять различные формы профессиональной актив­ности на конкретном рабочем месте; • наделяется широкими правами, полномочиями, обязанностя­ми и несет конкретную ответственность, которые защищаются, по­ощряются и гарантируются организацией; • способен в пределах заданного статуса, т. е. производствен­ной позиции, или социально-экономической принадлежности, осу­ществлять инициативные формы и виды трудового поведения; • является активным субъектом социальной, организационно- управленческой, экономической регуляции; • по тем или иным признакам выделяется среди других работни­ков, а также включается в социальную группу равных ему по стату­су индивидов. Как видим, статус — профессиональный, квалификационный, должностной, экономический — является реальным показателем места работника в системе конкретной производственной органи­зации, в которой через совокупность предписаний и норм устанав­ливаются относительно жесткие формы трудового поведения. На­личие статуса — необходимая, хотя и недостаточная предпосылка включения работника в систему конкретных институтов, связан­ных с организацией. Поэтому все виды поведения индивида нахо­дятся в сфере действия соответствующих механизмов социального контроля. Иначе говоря, регистрируются отклонения поведения от предписанных норм, а не насколько точно оно соответствует этим нормам, поскольку позитивное поведение находится в компетен­ции других социальных механизмов. Характерно, что социальный статус, с одной стороны, атрибу­тивный (существенный) признак личности, задающий определенный модус трудового поведения, с другой — некая форма поведения, от­ражающая предписанные и усвоенные способы коллективного вза­имодействия. Динамическим, или функциональным, проявлением социального статуса является социальная роль, которая структури­руется в качестве устойчивой поведенческой матрицы, выражающей совокупность усвоенных индивидом норм, предписаний и эталон­ных образцов поведения.



Наши рекомендации