Основные тенденции воспроизводства населения в современном российском обществе.
Наука о населении – демография - появилась относительно недавно, в 1662 году; дата ее возникновения связана с выходом в свет книги Д. Граунта « Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона». [1] Данная работа положило начало возникновения не только демографии, но и социологии и статистики. При этом предметом изучения демографии был широкий круг вопросов, охватывающий практически все сферы жизни человека. Со временем значительная дифференциация наук привела к сужению предмета демографии – изучение процессов естественного движения и воспроизводства населения. Под воспроизводством населения понимается «постоянное возобновление его численности и структуры как путем естественной смены уходящих поколений новыми, так и перехода одних структурных частей в другие»[2]. Тем не менее, взаимосвязь демографических процессов с экономическими, социальными, политическими очевидна. Еще Конфуций задавался вопросом об оптимальном соотношении между численностью населения и площадью земли, а Платон и Аристотель видели в перенаселение одну из важнейших проблем. В ранних работах, посвященных демографическим исследованиям, главный фактор, определяющий развитие и оптимальные темпы воспроизводства населения, был природно-биологический. Здесь в центре внимания находилась тема соотношения ресурсов, в том числе и экономических, и населения. В средние века наибольшей популярностью пользовалась теория «общественной полезности увеличения» массы населения. В последующем данный тезис нашел отражение в идеях Т. Мэна, А Сера, С Фортрея, которые видели в многочисленном населении возможность накопления силы и богатства общества.
Но уже в работах классиков А. Смита и Д. Рикардо первостепенным стал вопрос об экономической стороне воспроизводства населения в связи с соотношением «численности населения и воспроизводством рабочей силы»[3]. Также здесь фигурировала проблема ограниченности ресурсов и несоответствия между численностью населения и необходимыми для жизни ресурсами.
Органическая теория взаимосвязи демографического и социально-экономического развития была разработана Т. Мальтусом, в ней был сделан вывод, что рост численности населения, находящийся в зависимости от биологических особенностей человека как вида, является отправной точкой социально-экономического развития.
С критикой данной теории выступали марксисты; они утверждали, что человек, являясь биосоциальным существом, испытывает воздействие не только своей биологической природы, но и находиться под воздействием таких факторов, как: условия труда и жизни, отношение занятости и потребления.
Вышеперечисленные теории утверждают тезис о том, что демографическое развитие общества находиться в тесной взаимосвязи с развитием других сфер жизни, причем существует прямая и обратная связь. С развитием человеческого общества отношения между политическими, экономическими, социальными сферами изменялись: происходил качественный переход от доминирующего положения естественных факторов к влиянию социально обусловленных. В результате исследований воспроизводства населения были выделены следующие факторы влияния:
- макроэкономические факторы (структурные, культурные и технологические)
- семейные факторы
- индивидуальные факторы
Влияние демографических процессов на экономические показатели можно рассматривать только с учетом их противоречивости:
наличие обоюдно противоречивых демографических факторов, выступающих в качестве катализаторов и ингибиторов экономического развития
результаты одних и тех же демографических процессов, реализуемых в разное время на различных исторически-сложившихся территориях, как правило, различны, при этом они могут и не отвечать начальным ожиданиям.
Итак, рассмотрим некоторые аспекты влияния увеличения численности населения на экономику.
Во-первых, следует отметить, что рост численности ведет к увеличению внутреннего рынка. Данный фактор является особенно эффективным в развивающихся государствах или малозаселенных, где отношение природных ресурсов на одного жителя велики, так как это создает базу для укрепления национального производства.
Во-вторых, увеличение населения ведет к появлению экономии от расширения масштаба производства, что позволяет вкладывать лишь необходимый минимум инвестиций «в человека».
В-третьих, при увеличении массы населения автоматически происходит рост спроса, а также происходит экспансия капитала.
В-четвертых, рост воспроизводства населения (при условии его увеличения за счет повышения рождаемости) предполагает повышение доли молодых работников в общей сумме работающих. Последний фактор играет важную роль с точки зрения теории «человеческого капитала», получившей распространение в 60-х годах 20-го века в работах Г. Беккера, Т. Шульца, Э. Денисона.
В-пятых, увеличение численности населения за счет уменьшения смертности означает получение экономической выгоды, здесь имеется в виду то, что дожитие детей до работоспособного возраста и их дальнейшая трудовая деятельность компенсирует издержки, связанные с их взрослением, воспитанием, обучением и т.д.
В-шестых, можно отметить психологический аспект установления стабильности демографического состояния.
Вышеперечисленные значения демографического развития несли положительную характеристику, тем не менее, существуют и отрицательные аспекты. К примеру, нерешенность вопроса о соотношении неограниченного роста населения и редкости ресурсов, в том числе и экономических.
Итак, демографические процессы воспроизводства населения могут воздействовать на экономическое развитие через влияние на размер и строение массы населения, выступающей в качестве потребителей или производителей; на иные существенные для экономической деятельности стороны поведения людей; на технику и социальные отношения; через мнение человека на прогресс человеческого общества.[4] Как уже отмечалось ранее, не следует считать воздействие на экономику через тот или иной уровень однозначным.