Вопрос 1. Социология, как наука, ее предмет, структура и функции

Вопрос 1. Социология, как наука, ее предмет, структура и функции

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.

Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие отраслевые социологии, как: социология труда, экономическая социология, социология организаций, и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Функции социологии:

1.Познавательная (социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни).

2.Прикладная функция (большая часть социологических исследований направлена на решение практических проблем).

3.Функция социального контроля (социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами).

4.Прогностическая функция (выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем).

5.Функция соц. планирования (планирования развития разнообразных сфер общественной жизни)

Вопрос № 4 Предыстория социологии. Социальные условия и теоритические источники становления социологии как науки.

Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее появления.

Во-первых, утверждение в середине XIX столетия в странах Западной Европы и США нового общественного строя — капитализма.На смену феодально-абсолютистскому строю с его жесткой тотальной регламен­тацией экономической, общественно-политической и духовной жизни пришел строй, провозгласивший торжество прав и свобод человека. В результате у людей появилась возможность выбора способов своей жизнедеятельности. Заработали механизмы рыночных отношений, свободной конкуренции. Все это потребовало осмысления, глубоких знаний о происходящих социальных явлениях и процессах, об обще­стве в целом. Системой таких знаний и явилась социология.

Без преувеличения можно сказать, что социология — это наука, помогающая обществу глубже и конкретнее познать себя, основу социального взаимодействия людей, для того чтобы эффективно распорядиться своей свободой, самоорганизоваться на основе при­оритета прав человека.

Социальные институты: их структура и функции. Значение социальных институтов в жизни общества.

Социальный институт — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Структура

Понятие социальный институт предполагает:

  • наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;
  • эти механизмы, являясь надындивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены :

  • ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);
  • их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;
  • средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;
  • социальные позиции — сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Кроме того, предполагают наличие определенной социальных позиций «профессионалов», способных приводить этот механизм в действие, играя по его правилам, включая целую систему их подготовки, воспроизводства и поддержания.

Функции

У каждого социального института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Наряду с явными, существуют ещё и неявные — латентные (скрытые) функции.

Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии выделили четыре основных функции социальных институтов:

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.

Роль в развитии общества

Рассмотрев примеры множества стран мира, ученые пришли к выводу, что определяющим и необходимым условием развития любой страны является наличие общественных институтов, которые они назвали общедоступными. Примерами таких стран являются все развитые демократические страны мира. И наоборот, страны, где общественные институты носят закрытый характер, обречены на отставание и упадок. Общественные институты в таких странах, по мнению исследователей, служат лишь обогащению элит, контролирующих доступ к этим институтам, — это т. н. «привилегированные институты». По мнению авторов, экономическое развитие общества невозможно без опережающего политического развития, то есть без становления общедоступных политических институтов.

Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.

Семья как социальный институт имеет особенности:

· Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

· Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

o биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),

o воспитание и социализация молодого поколения,

o воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,

o сексуальный контроль,

o забота о нетрудоспособных членах семьи,

o эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Семья анализируется социологами как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить, насколько ее образ жизни, функционирование соответствует или не соответствует тем или иным современным общественным потребностям.

Исследование семьи как социального института ориентировано в основном на исследование внешних связей семьи, а исследование семьи как социальной группы - на внутренние связи.

Семья, являясь клеточкой социальной структуры общества, выступает регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должен быть муж или жена, отец или мать по отношению к детям, дочь или сын по отношению к престарелым родителям и т.п.. Это значит, что с социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, а также детей между собой, проявляющихся в любви, привязанности, заботе, интимности.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Семьи различаются в зависимости от формы брака.
Полигамный (групповой) брак - брак одного мужчины с одной женщиной.

Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.
Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами.

В зависимости от состава различают:
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной.
Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.
Семьи различаются:
- по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные

- по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
- по географическому признаку: сельская и городская семья;
- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

(К вопросу об отношениях)
По типам цивилизационной эволюции:
Патриархальный тип семьи- необычайно устойчивый тип семейных отношений.

Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности

· Семейные роли — устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом. Кроме актуального поведения, в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.


В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:

o непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

o выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи, при соблюдении баланса индивидуальные потребности — потребности других членов семьи;

o соответствие принятых ролей возможностям личности;

o способность членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях.

Гражданское общество выступает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие способствует движению сознания к постоянному совершенствованию человека, гражданского общества и государства.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Марксистская теория

Наиболее развернутое объяснение социальной обусловленности права дано в работах К. Маркса и Ф. Энгельса с позиций диалектико-материалистического понимания истории общества. Они, как и Г. Гегель, понимали право в качестве меры свободы, но в отличие от него этому абстрактному понятию придавали конкретно-исторический характер. По мнению Маркса и Энгельса, в обществе, разделенном на классы с их противоречивыми интересами, не существует единой меры свободы, единого права. Каждый класс имеет собственное право, собственное понимание меры свободы, которое не только отличается от права других классов, но и находится с ним в антагонистических отношениях. В условиях плюрализма прав не представляется возможным осуществить регулирование общественных отношений таким образом, чтобы в действующих общеобязательных нормах учитывались все противоречивые интересы классов.

Коллизия прав разрешается тем, что экономически господствующий класс – собственник средств производства – берет в свои руки государственную власть и проводит свое право в форме законов, придает ему всеобщий характер и требует обязательного исполнения установленных им законов от всех членов общества под страхом государственного принуждения. Государственная же воля политически господствующего класса «определяется в общем и целом изменяющимися потребностями гражданского общества того или иного класса, а в последнем счете – развитием производительных сил и отношений обмена»[1].

Именно экономическое развитие общества – основной источник развития права. Последнее не может быть выше, чем экономический и обусловленный им культурный уровень развития общества. Право само по себе не создает материальных благ, и поэтому с помощью закона нельзя распределять блага, не созданные обществом, существующие лишь в воображении законодателя. И, как показывает история общества, законы, принимаемые без учета существующих экономических отношений или вопреки им, неизбежно оказываются несостоятельными.

Право «может действовать против экономического развития, – утверждал Ф. Энгельс, – тогда в настоящее время у каждого крупного народа оно терпит крах через известный промежуток времени». Однако действие экономического развития на право можно охарактеризовать как сложное, опосредствованное. Наглядно оно проявляется лишь в конечном счете, при анализе достаточно больших исторических периодов. Поэтому одна из важнейших задач правовой науки – изучение степени соответствия права экономическому развитию, а также системы социальных факторов, опосредствующих это развитие в правовой сфере.

Социальный контроль

Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Основная функция социального контроля заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию.

Выделяют следующиемеханизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Теория инвестирования

Идея инвестирования проста и в известной мере связана с теорией напряженности. Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Безработный бомж мало потеряет, если попадется на ограблении магазина. Известны некоторые категории опустившихся людей, которые специально стараются попасть в тюрьму накануне зимы (тепло, питание). Если преуспевающий менеджер, банкир решаются на преступление, то крадут они, как правило, огромные суммы, которые, как им кажется, оправдывают риск.

Теория привязанностей

Теория стигмации

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, - это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам: Цыганам, лицам кавказской национальности, бичам. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом.
Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное - поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное - это поведение, являющееся реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка - всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

47. Социальное изменение - это происходящее с течением времени преобразование в организации и структуре общества, сферах его жизни, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.

Социальные изменения могут вызываться самыми разными факторами, которые очень часто сочетаются. Важнейшими факторами изменений могут быть демографические, политические, экономические, технологические, культурные, религиозные и др. Факторы изменений связаны с неограниченной возможностью человека к созиданию и обучаемости, в возможности воспринимать или создавать новшества, наследовать и постоянно наращивать общий багаж знаний, мастерства, стратегий и технологий.

Виды социальных изменений. Рассмотрим более подробно, ка­кие же социальные элементы подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре вида социальных изменений.

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных
образований, или структурные социальные изменения. Таковы,
например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногам­ная, многодетная, малодетная), в структуре любой другой общнос­ти — малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в струк­турах социокультурных ценностей и др.

К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (торговли, системы образования, науки, религии), социальных организаций и др.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы. С опре­деленной долей условности этот вид можно назвать процессуальными социальными изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей, общностей, институтов и организаций; общностей, институтом, организаций и личностей, индивидов.

Это — отношения солидарности, напряженности, кон­фликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно нахо­дятся в процессе изменений.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации произошли существенные изменения в функциях законодательной и исполнительной власти страны. Федеральное собрание как парламент страны в значитель­ной мере отличается и по структуре, и по функциям от прежнего парламента — Верховного Совета.

4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллек­тивной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным. Например, при построении рыночной и экономики существенно меняется мотивационная сфера огром­ных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание.

Социальный процесс выступает как взаимосвязь социальных действий, которые могут происходить одновременно, последовательно, чередуясь с другими, взаимопересекаясь и т.д. Но социальный процесс - это не просто взаимосвязь любых социальных действий, в них проявляются и выражаются те или иные линии общественных преобразований, изменений. Поэтому Социальный процесс – это взаимосвязь социальных действий, через которые проявляются определенные тенденции общественной жизни. Социальный процесс может характеризоваться как последовательная смена состояний в социальных группах и институтах, сферах. Он выражает динамику социальных изменений с помощью социальных показателей.

По характеру социальные процессы бывают эволюционными и революционными.

По содержанию - экономическими, политическими, духовными, информационными и иными.

По направленности – прогрессивными и регрессивными.

По отношению к качественному состоянию различают социальные процессы функционирования (имеет место воспроизводство качественного состояния) и развития (имеет место переход к новому качеству).

По эффективности социальные процессы характеризуются как эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные.

Еще можно выделить социальные процессы стихийные и организованные.

Любой социальный процесс противоречив, ибо означает движение, изменение, имеющие источником противоречия, столкновения противоположных сторон. Высшей формой противоречий в социальных процессах является социальный конфликт.

Метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок широко применяется в процессах получения и использования социологической информации.
Этот метод основан на достижении согласия группой экспертов, которые приглашаются для определения наиболее вероятных событий развития управляемой подсистемы в ближайшем и более отдаленном будущем.
Обычно приглашенные эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него свои коррективы. Процедура повторяется обычно три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению.
Метод экспертных оценок основан на достижения согласия в группе экспертов, которые приглашаются для определения той или иной проблемы.
В зависимости от основания классификации методы экспертных оценок можно разделить на следующие группы:
а) по характеру взаимосвязи экспертов между собой - методы очного и заочного опроса экспертов;
б) по процедуре согласования оценок - одноразовые и итеративные (многоразовые);
в) по численности экспертов - индивидуальные методы и групповые.
1 Понятие о методе экспертных оценок в социологии
В практике прикладных социологических исследований могут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно либо вообще невозможно выделить объект носитель проблемы и использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через 1, 2, 5 и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Широкое распространение методы опроса экспертов приобрели в 70-х годах, поскольку именно тогда была выявлена ограниченность методов экстраполирования и моделирования. Одни лишь математические модели сами по себе не могут обеспечить требуемую надежность прогнозов, особенно долгосрочных. Наиболее ограниченными оказались возможности моделирования в сфере сложных социальных процессов. Выявилась необходимость комплексной разработки социальных прогнозов путем сочетания различных методов, в том числе опроса экспертов.
Данный метод сбора информации, как видим, важен потому, что на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целенаправленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования .
Метод экспертных оценок - специфический социологический метод получения информации об объекте с помощью специалистов - экспертов в определенной области.
Повышение объективности результатов оценок экспертов достигается целым рядом логических и статистических процедур подбора специалистов, организации их опроса, обработки результатов экспертизы. Совокупность этих процедур и называется методом экспертных оценок.

Основные достоинства

*Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многогранность. *Гибкость метода - еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений.

*Дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.

Недостатки метода

*Качественный (не количественный) характер выводов, которые, в основном, можно получить в результате наблюдения.

*Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей.

*Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

Вопрос 58. МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Виды экспериментов:

1) по характеру объекта исследования:

· реальные (характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий соц. деятельности);

· мысленные (проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них);

2) по характеру предмета исследования:

· направленные на проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы или определенного вида соц. деятельности;

· направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различн. сфер, видов и аспектов деятельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного соц. субъекта.

3) по специфике поставленной задачи:

· научные (нацелены на приобретение нового знания);

· прикладные (нацелены на получение практического эффекта);

· проективные (направлены в будущее: исследователь проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные причины);

· ретроспективные (направленный в прошлое, исследователь анализирует информацию о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия);

· однофакторные (проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной);

· многофакторные (проверяется гипотеза о следствиях воздействия целого комплекса переменных в их взаимодействии);

4) по характеру экспериментальной ситуации:

· контролируемые (предполагает выравнивание прочих условий на экспериментальном и контрольном объектах, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодич. измерение значений как экспериментальных, так и неэкспериментальных переменных);

· неконтролируемые (на результаты которых оказывают влияние неэкспериментальные факторы), лабораторные (пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации);

· полевые (ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема);

Объектом социологическогоэкспериментамогут быть:

· отдельная личность, любая (как в количественном, так и в качественном отношении)

· группа людей

· социальный институт

· все общество.

Естественно, что объект конкретного эксперимента должен соответствовать объекту того исследования, частью которого этот эксперимент выступает. Объект эксперимента конкретизируется понятиями "экспериментальная группа" (та группа, на которую непосредственно воздействуют независимой переменной ) и "контрольная группа"( группа, которая не претерпевает воздействия экспериментального фактора).

Структура социального эксперимента :

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании.

Организация и проведениесоциологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

Первый этап - теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.

Второй этап — методический - представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап — реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап - осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.

Значимость эксперимента:

·

Наши рекомендации