Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.
Статья 16 уравнивает религии и вероисповедания перед законом. При взаимоотношении государства и религиозных организаций важно влияние последних «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». В Беларуси запрещаются религиозные организации, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. В Республике Беларусь не может быть обязательной для граждан какой-либо определённой религиозной идеологии, т.к. демократия в стране осуществляется только на основе многообразия. Каждый гражданин имеет конституционное право самому обозначать своё отношение к религии: исповедовать не запрещённую законом любую религию, либо не исповедовать никакой.
Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Данный правовой акт легализует законодательным путем религиозного многообразия Беларуси и одновременно упорядочивает деятельность религиозных организаций.
На государстве лежит обязанность обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Отношение государственных органов к человеку не должно зависеть от вероисповедания и от того, является он верующим или нет.
Закон предписывает государству всеми свойственными ему средствами создавать условия нормальной деятельности конфессий. Государство не может возложить на конфессии выполнение государственных функций. В идеологии белорусского государства указывается, что равенство религий может быть только в юридическом смысле и государство должно неукоснительно обеспечить это юридическое равенство религий и религиозных организаций перед законом. Но у государства, кроме обязанностей, есть и права, например, право выбирать себе партнеров для сотрудничества среди религиозных организаций с учетом их роли в формировании культуры страны. Государство по своему усмотрению оказывает поддержку той или иной конфессии. Нарушение принципа равенства религий в юридическом смысле было бы в том случае, если бы государство нарушило права религиозных организаций, например, отобрало бы построенное на пожертвования граждан молитвенное здание и передало его, скажем, другой конфессии.
Сохраняя юридическое равенство религий и конфессий перед законом, европейская правовая традиция выделяет исторически традиционные конфессии и оговаривает право государства на преимущественное сотрудничество именно с ними. Это сотрудничество по-разному закреплено в конституциях различных европейских стран. В соответствии со ст. 8 Закона между Республикой Беларусь и Белоруской Православной Церковью заключён конкордат о сотрудничестве. На данный момент это единственное в своём роде соглашение. Белорусская Православная Церковь поставлена в более выгодное положение по отношению к другим конфессиям и атеистам.
Контроль над религиозными организациями и за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях осуществляют правоохранительные органы и республиканский орган государственного управления по делам религии. Государство обладает правом предоставлять, в соответствии с законом Республики Беларусь, религиозным организациям налоговые льготы, оказывать помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную память. Государство оказывает помощь духовным учебным заведениям Белорусской православной церкви.
Государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, пока это не нарушает права граждан, не разрушает физическое и психическое здоровье и не подрывается безопасность государства и традиционные устои общества.
Национальная система образования в РБ носит светский характер и в учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству.
Но в ст.9 говорится, что учреждения образования на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих обучающихся, во внеурочное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями, учитывая их влияние на духовные, культурные и государственные традиции белорусского. В Беларуси существует республиканский орган государственного управления по делам религий. Он находится в системе органов исполнительной власти, что позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества (поддержание сложного баланса межконфессиональных отношений и недопущение дискриминации по религиозным признакам).