Правовые основы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. Формы недобросовестной конкуренции.

Правовое регулирование обеспечения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках Республики Беларусь осуществляется с помощью системы антимонопольного законодательства.

Основные начала антимонопольного законодательства положены главой 68 ГК Республики Беларусь, которая носит название «Недобросовестная конкуренция». В ст.ст.1029 и 1030 ГК Республики Беларусь определена деятельность субъектов хозяйствования, признающаяся недобросовестной конкуренцией и определены меры ответственности за ее осуществление.

Уголовный кодекс Республики Беларусь в ст.ст.244-250, также содержит некоторые аспекты, связанные с нарушением осуществления антимонополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, такие как: нарушение антимонопольного законодательства, установление или поддержание антимонопольных цен, ограничение конкуренции и др.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь, определены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992г. (в ред. от 10 января 2000г.) (далее – Закон о монополистической деятельности). Закон о монополистической деятельности применим только в тех случаях, когда действия и соглашения, заключаемые между субъектами хозяйствования, могут привести к ограничению конкуренции и влекут для других отрицательные последствия. Правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в сферах деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь и достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии, регулируется Законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002г.. Правовое регулирование рассматриваемой сферы отношений, регулируется большим количеством нормативно-правовых актов в том числе:

· постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь» от 27 марта 2000г. №5;

· постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» от 17 октября 2002г. № 229;

· постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах» от 28 апреля 2000г. №9;

· постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен, от 28 апреля 2000г. №10;

· постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов,занимающихдоминирующееположение на товарных рынках Республики Беларусь»от 7 июля 2000г. №13 и др.

Исходя из определения Закона о монополистической деятельности, эту деятельность условно можно подразделить на репрессивную и созидательную. Репрессивная функция – осуществляется в виде предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей. Например, привлечение нарушителей к ответственности (наложение штрафа). В основу созидательной деятельности входит контроль за формированием рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции и развитии предпринимательской деятельности.

Как было выше упомянуто, конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В нормативно-правовых актах употребляется понятие недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Субъектами этой деятельности могут быть юридические лица Республики Беларусь и иностранных государств, индивидуальные предприниматели, за исключением органов государственной власти. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности может проявляться только в активных действиях, которые будут рассматриваться как правонарушение, даже если они противоречат не только законодательству, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, при этом конкурентам могут быть причинены убытки или ущерб их деловой репутации, либо может существовать угроза их причинения.

Недобросовестная конкуренция может проявляться в следующих формах:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара;

· некорректное сравнение товаров хозяйствующих субъектов производимых или реализуемых ими с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Наши рекомендации