Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.
Социально-личностные компетенции выпускников вуза:
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
1) принцип гуманизации;
2) принцип фундаментализации;
3) принцип компетентностного подхода;
4) принцип социально-личностной подготовки;
5) принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
• компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации,
• компетенции гражданственности и патриотизма,
• компетенции социального взаимодействия,
• компетенции коммуникации,
• компетенции здоровьесбережения,
• компетенции самосовершенствования.
Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:
• владение методами системного и сравнительного анализа;
• сформированность критического мышления;
• умение работать в команде;
• владение навыками проектирования и прогнозирования;
• сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностными ориентациями;
• умение учиться, постоянно повышать квалификацию.
Социально-профессиональные:
Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в социальной и профессиональной сфере, а так же стремительное развитие информационных технологий потребовали значительной перестройки в системе профессионального образования. Сегодня, в решении проблемы совершенствования качества образования используется закрепленный в Болонской декларации компетентностный подход, который ориентирует оценку качества образования на уровень освоения ключевых компетенций.
Базовой составляющей для формирования социально-профессиональной компетентности является совокупность личностных качеств человека, таких как целеустремленность, организованность и ответственность. Кроме того, для успешной трудовой деятельности необходимо формировать у будущего специалиста не только профессиональные компетентности, но и особые, обеспечивающие общую направленность профессиональной деятельности смежных профессий, необходимые при создании новой конкурентоспособной продукции или услуги. Такие компетентности можно назвать метапрофессиональными. Сказанное выше показывает, что в модель целостной социально-профессиональной компетентности специалиста входят социальная, метапрофессиональная и профессиональная компетентность, каждая из которых представляет собой целые множества и подмножества компетенций.
Профессиональные компетенции направлены на успешную трудовую деятельность в конкретной профессиональной среде, обеспечивая качество и надежность труда в рамках родственных профессий. Метапрофессиональные компетенции обеспечивают общую направленность профессиональной деятельности и связаны с личностными качествами человека. Социальные компетенции связаны с деятельностью человека в обществе. Социальные и метапрофессиональные компетенции должны совпадать у профессий, связанных одной областью знаний.
Проблема подготовки специалиста, обладающего социально-профессиональной компетентностью, требует для своего решения разработки программы профессионального становления личности специалиста.
Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, творческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.
Формирование профессионализма происходит в процессе формирования общей культуры, профессиональной пригодности и мастерства специалиста. Для того, чтобы обеспечить развитие профессиональной компетентности, необходимы соответствующие условия, близкие к условиям реальной жизни.
Таким образом, компетентностный подход выступает как необходимое условие для реализации связи между потребностями работодателей и потенциалом выпускников. С позиции этого подхода:
§ Задача преподавателей вуза выявить основные принципы и механизмы становления социально-профессиональной компетентности студентов и реализовать их в педагогической модели профессионального становления личности специалиста.
§ Задача вуза создать благоприятные условия для развития необходимых компетенций.
§ Критерием оценки образования выступает реальная возможность специалиста в конкретных производственных условиях реализовать приобретенные в вузе знания, умения и навыки, добиться признания как специалист компетентный, а значит востребованный и, как следствие высокооплачиваемый.