Тема 2. Становление и этапы исторического развития социологии
2.1. Роль О. Конта в становлении социологической науки
2.2. Позитивистское направление западноевропейской социологии второй половины XIX — начала ХХ века
2.3. Антипозитивизм Г. Зиммеля и М. Вебера
2.4. Марксистское направление в социологии
2.5. США — центр развития социологической науки в ХХ веке
2.6. Вехи развития российской социологии
2.7. Полипарадигмальность социологии
Тесты по теме 2
Тема 3. Социология как наука.
3.1. Объект, предмет социологической науки и её функции
3.2. Формы социологического знания и методы социологического исследования
Тесты по теме 3
Раздел II. Общество: сущность, типы, развитие, функционирование
Тема 1. Общество и его функционирование
1.1. Понятие общества и его характерные черты
1.2. Механизмы функционирования общества
1.3. Гражданское общество и государство
Тесты по теме 1
Тема 2. Возникновение общества и его основные типы
2.1. Генезис общества
2.2. Типология общества.
Тесты по теме 2
Тема 3. Социальные изменения. Теории развития общества
3.1. Марксистская система общественно-экономических формаций
3.2. Цивилизационный подход к развитию общества
3.3. Теория трёх стадий общественного развития
3.4. Понятие модернизации
Тесты по теме 3
Тема 4. Формы и направления развития общества
4.1. Концепции эволюционного и революционного развития общества
4.2. Современная научно-техническая революция и её социальные последствия
4.3. Прогресс и регресс в развитии общества. Общественный прогресс и его критерии
Тесты по теме 4
Тема 5. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
5.1. Сущность и проявления глобализации
5.2. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Тесты по теме 5
Раздел III. Социальная структура общества
Тема 1. Личность и общество
1.1. Личность как социальная система
1.2. Социальный контроль
1.3. Социальное поведение
Тесты по теме 1
Тема 2. Социальные общности как формы организации жизнедеятельности индивидов
2.1. Понятие и классификация социальных общностей
2.2. Этнические общности и их формы
2.3. Социально-классовая структура общества
2.4. Социальная стратификация и социальная мобильность
Тесты по теме 2
Тема 3. Социальные институты и организации
3.1. Понятие социальных институтов, их функции, типология и иерархия
3.2. Социальные организации
Тесты по теме 3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социологии отведено особое место в системе научного знания. Эта наука позво-ляет человеку познать законы функционирования и развития общества. В настоящее время без знания закономерностей социальной жизни, без рекомендаций и прогнозов социологов не могут обойтись государственные и общественные деятели, политики и бизнесмены, экономисты и юристы, социальные работники и психологи, педагоги и работники культуры – все, кто по роду своей профессиональной деятельности имеет дело с людьми и социальными группами, кто тем или иным образом творит обществен-ные отношения. Социальное творчество приносит позитивный результат только тогда, когда оно происходит на основе учёта объективных тенденций общественной жизни, устанавливаемых и изучаемых социологией. Поэтому овладение основами социологи-ческой науки является обязательным для будущих специалистов всех направлений про-фессиональной деятельности и в целом для любого человека как субъекта и объекта социальных взаимодействий.
Социально-политическое образование представляет один из способов современ-ной социализации личности и формирования её общей культуры, приобщения к обще-человеческим ценностям. Главной его функцией выступает формирование социального мышления, понимания социальных проблем, источников их возникновения и возмож-ных путей разрешения. Курс социологии призван развернуть перед обучающимися це-лостную, многоуровневую картину социальной жизни, показать сложные взаимосвязи общества и личности, дать студентам необходимый любому образованному граждани-ну минимум знаний о социально-политических реалиях, нормах социального поведе-ния, социально-политических ценностях.
Будущим специалистам необходимо не только получить определённый объём информации и знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющемся социальном мире, оперативно адаптироваться к нему, само-стоятельно развивать свои способности, активно и творчески решать возникающие жизненные проблемы.
Главной задачей предлагаемого электронного курса социологии является активизация познавательной деятельности студентов, более эффективная подготовка их к познанию динамичной и сложной социальной реальности. Композиционное построение курса нацеливает пользователей на развитие и тренировку мышления, памяти и ума. Подобный тренинг способствует более продуктивному овладению студентами терминологией социологической науки, её логикой, методологией и методикой.
В данный электронный курс включёны электронный учебник, текст которого разделён на разделы, темы, параграфы, и тесты по каждой теме. Автор использовал материалы различных учебников и учебных пособий по социологии, изданных в России.
РАЗДЕЛ I