Обществоведение в эпоху Нового времени

Переход от средневековья к буржуазным, капиталистическим порядкам ознаме-новался формированием институтов гражданского общества и осмыслением с новых позиций феномена общества. Английские философы Томас Гоббс (1588 – 1679) и Джон Локк (1632 – 1704) создали учение об общественном договоре, в котором по-новому трактовали сущностные черты общества. В то же время они активно использовали идею предшественников об обществе как аналоге государства. В связи с этим догосу-дарственный период истории человечества (естественное состояние людей) Гоббс хара-ктеризовал как «войну всех против всех» в условиях абсолютного равенства и неогра-ниченной свободы. Чтобы выйти из такого состояния люди заключили «общественный договор», передав часть своих прав государству. Результатом общественного договора является переход человека в искусственное состояние гражданства, превращение в со-циальное существо, образование общества и государства. Главная цель государства со-стоит в защите общества; государство призвано не заменить общество, а управлять им, государство – инструмент общества, помогающий ему организовать нормальную жи-знь. При этом государственная власть не должна концентрироваться в одних руках, ли-бо в одном государственном органе. Так, Локк выдвинул идею разделения законода-тельной и исполнительной власти.

ХVIII в. вошёл в историю как век Разума и Просвещения. Для просветительской идеологии характерны два главных лозунга – наука и прогресс. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Одним из первых французских просветите-лей был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755). Свои основные общественно-полити-ческие идеи Монтескье изложил в труде «О духе законов». Он рассматривал общество и государство как результат общественного договора. Определяющим фактором общес-твенной жизни Монтескье считал природно-географические условия, от которых зави-сят законы и формы правления. Видным и деятельным представителем французского Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ (1694 – 1778)). Наиболее важным в де-ятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозного мракобесия и фана-тизма. Основным принципом идеального справедливого общества, по мнению Вольте-ра, является равенство людей. Но он понимал равенство, как равенство политическое, т.е. равенство людей перед законом. Корни социальной несправедливости и зла он ви-дел в невежестве, поэтому Вольтер пренебрежительно относился к низам. Монтескье и Вольтер представляли либеральное направление французского Просвещения. Радикаль-но-демократическое умонастроение в просветительской теории ХVIII в. выразил Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Он доказывал необходимость установления имущественного и социального равенства. Главную причину человеческих страданий Руссо усматривал в противоречии между возможностями и потребностями, между долгом и склонностя-ми, между человеком и гражданином. Выход из этого противоречия Руссо видит в бо-рьбе человека против собственных слабостей и недостатков, в победе человека над сво-ими страстями и чувствами. В отличие от либеральных просветителей Руссо выдвинул принцип суверенитета народной власти. Он рекомендовал ввести в государстве систему постоянно действующего плебисцита, т.е. Руссо был сторонником непосредственной, крайней демократии.

В конце ХVIII – начале ХIХ вв. французские философы Анри Сен-Симон (1760 – 1825), Шарль Фурье (1772 – 1837) и английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771 – 1850), продолжая дело социалистов-утопистов ХVI в., создали свою модель справед-ливого социалистического общества, для которого характерны:

· общественная собственность на средства производства;

· коллективизм, плановость ведения хозяйства;

· принцип: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;

· социальное равенство, социальная справедливость;

· равноправие женщины и мужчины;

· передача земли крестьянам.

А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Установление соци-алистического общества они считали исторически неизбежным.

Ряд важных и глубоких социально-политических идей выдвинули представители немецкой классической философии И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах. Социально-по-литические взгляды Иммануила Канта (1724 – 1804) складывались под влиянием идей французских просветителей, особенно под влиянием Ж.- Ж.Руссо. Кант развил идею Руссо о верховной власти народа (о народном суверенитете). Но он утверждал, что су-веренитет народа практически нельзя осуществить, и народ должен подчиняться суще-ствующей верховной власти, которая вправе обладать неограниченными полномочия-ми. Кант высказывался за равенство всех граждан перед законом. Идеальное состояние общества, по Канту, - мир между отдельными гражданами и государствами. Но в реаль-ности между людьми происходит постоянная борьба. Её причина в том, что человек од-новременно существо социальное и эгоистичное. Согласно Канту, без этого антагониз-ма не было бы возможно социальное развитие. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) утверждал, что основой общественного развития является развёртывание абсо-лютной идеи, которая порождает природу, человека, общество. История человечества изображается Гегелем как прогресс в осознании свободы: осознавая, что такое свобода, человек действительно становится свободным. Под свободой Гегель понимал свободу духа, мысли, т.е. интеллектуальную свободу личности. Исходя из этого, всю мировую историю Гегель разделил на три основные эпохи: восточную, античную, христианскую. В восточном мире человек ещё не осознал, что такое свобода, поэтому там все рабы. В основе рабства, по Гегелю, лежит рабское сознание, т.е. бытие человека выводится из его сознания. В античном мире некоторые осознали, что такое свобода – они и являют-ся свободными в отличие от тех, которые не осознали и поэтому – рабы. В христианс-ком обществе, в том числе и в германском, все осознают сущность свободы и поэтому здесь все свободны. Гарантией свободы, по мнению Гегеля, выступает частная собст-венность. Гегель отстаивает мысль о том, что общество – нечто более широкое, чем го-сударство, что есть сферы общественной жизни, непосредственно не регулируемые го-сударством. Он разрабатывает понятие «гражданское общество», под которым пони-мал, прежде всего, сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей. Антропологическую концепцию в социальной философии разработал Людвиг Фейер-бах (1804 – 1872). Главное в ней признание того, что люди от природы равны, а, следо-вательно, возможно уничтожение социального неравенства. Социально однородного, справедливого общества можно достичь при условии внутреннего совершенства всех людей и всеобщей любви людей друг к другу. Именно в любви Фейербах видит решаю-щую силу общественного прогресса.



Наши рекомендации