Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Связь социологии с другими науками.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Введение в дисциплину «Социология». История становления и развития социологии.
1.Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Связь социологии с другими науками.
2.Функции и структура социологического знания.
3.Классический этап развития социологии.
4.Западная социология в ХХ в.
5.Развитие отечественной социологии.
Западная социология в ХХ в.
Сегодня в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране. Поэтому вполне понятно то огромное многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет со второй половины ХХ века и продолжают появляться в большом количестве в настоящее время такими выдающимися социологами и философами, как Дж. Кейнс, П. Сорокин, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, Зб. Бжезинский, О. Тоффлер, Т. Парсонс, К. Поппер, Э. Фромм, Р. Мертон, Л.Козер, Р. Дарендорф, Э. Гидденс и многие другие.
Поэтому охватить их в одном вопросе этой обширной темы не предоставляется возможным, и мы не ставим такую задачу: это выглядело бы, по меньшей мере, несерьезно. О многих теориях и концепциях речь пойдет ниже, в отдельных темах курса. Здесь мы остановимся только на некоторых персоналиях и созданных ими теориях. Тем более, что часто исследуется, создается одна теория, а ученых, ее разрабатывающих и дополняющих, – несколько. Следует отметить, что все современные концепции развития общества по-прежнему исходят из теории социальной эволюции.
С конца 50-х–начала 60-х гг. ХХ века популярными в западной социологии становятся концепции индустриального общества, позже дополненные теорией постиндустриального или информационного общества. Их создателями являются Д.Белл, У. Ростоу, О. Тоффлер, Р. Арон, А. Турен и др. Они утверждают, что смена одной стадии в развитии общества другой происходит в результате постепенного качественного изменения и совершенствования всех общественных отношений, а не их коренной ломки, как считают марксисты.
Эволюция общества проходит несколько основных этапов, различающихся уровнем своего развития, в основе которого лежит научно-технический прогресс, рост производительных сил, производительности труда, уровень потребления и т.п.
1. Первый этап – традиционное (аграрное) общество. Оно возникает в результате перехода от охоты и собирательства (присваивающего хозяйства) – к животноводству и земледелию (производящему хозяйству). С появлением городов, письменности сформировались первые цивилизации. Аграрному обществу присущи примитивное ручное производство, власть земельных собственников, сословная иерархическая социальная структура.
2. Индустриальное общество приходит на смену традиционному в результате промышленных и буржуазных революций Западной Европы ХVIII – начала XIX в., характеризуется индустриальной цивилизацией и политической модернизацией.
3. Третий этап – постиндустриальное общество. Развитие западного общества со второй половины ХХ века происходило настолько быстро, что для многих социологов стало очевидным: индустриальное общество исторически исчерпало себя. Научно-технический прогресс дал человечеству компьютер, космическую технику, биотехнологии и т.п., а также ядерное оружие, способное уничтожить все живое на земле и самих создателей.
Для отражения новых реалий и их социальных последствий концепция индустриального общества в 70-е годы была дополнена теорией постиндустриального общества. Иногда для ее обозначения используют другие термины: вторая промышленная революция (А.Шафф), «третья волна» и постиндустриальное общество (О. Тоффлер), информационное, кибернетическое, технотронное общество. Таким образом, существуют различные модели постиндустриального общества, но основные из них: американская (Д. Белл, Зб. Бжезинский, О. Тоффлер и др.) и европейская (Р. Арон, Р. Дарендорф, Ш. Фурастье и др.). Обе модели имеют общие черты, в частности, критерии исторической периодизации. Но подробнее о них речь пойдет в отдельной теме данного пособия.
Начиная с 50-х гг., параллельно созданию вышеназванных теорий, идет развитие и отраслевых социологических знаний. Формируется школа структурно-функционального анализа, представленная, прежде всего такими американскими социологами, как Толкотт Парсонс (1902-1977 гг.) и Роберт Мертон (1910-2003 гг.).
1. Теория структурного функционализма дает систематизацию результатов конкретных социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента социальной структуры. Социология ими рассматривается как наука, призванная анализировать все реальные и повторяющиеся последствия, вытекающие из взаимодействия всех элементов социальной структуры. То есть, при изучении любого общества необходимо определить, как его различные части (институты) взаимодействуют между собой в процессе его непрерывного развития. Свои взгляды Парсонс изложил в книгах «Структура социального действия», «Социальная система» и «К общей теории действия». Основанием теории социальных систем у него служит теория социального действия.
2. Элементы социального действия у Парсонса составляют т.н. «единичный факт», в который входит действующее лицо и его ситуационное окружение - неизменные и изменяемые факторы, делающие возможным действие и ограничивающие пространство выбора:
– первый фактор: биологический организм, рассматриваемый как совокупность характеристик, определяющих видовое отличие человека;
– второй фактор: культурные системы (особенности), передаваемые от одних поколений к другим – верования, идеалы, традиции и т.п.);
– третий фактор: индивидуальные характеристики человека, его отличия от других;
– четвертый фактор: социальная система, к которой принадлежит человек.
Таким образом, каждое общество состоит из дифференцированных и взаимодействующих систем социального действия.
3. Каждая система действия должна обеспечивать ряд функций:
– приспособиться к окружению (адаптация);
– иметь средства для достижения целей и мобилизации ресурсов (целеполагание);
– поддерживать свое единство – внутреннюю координацию отдельных частей (интеграция);
– стремиться к состоянию равновесия (поддержание культурного образца).
Таким образом,
– биологический фактор (организм) выполняет функцию адаптации;
– личностный фактор – функцию целеполагания;
– социальный фактор – функцию интеграции;
– культурный фактор – функцию поддержания образца.
Это означает, что с помощью организма мы адаптируемся, с помощью личности достигаем духовных целей, с помощью общества –интегрируемся, с помощью культуры – развиваемся внутренне.
4. В свою очередь, социальный фактор (социум) включает 4 подсистемы:
– экономическая – выполняет функцию адаптации к природному окружению;
– политическая – осуществляет функцию целеполагания, включая все формы принятия решений, определение целей и мобилизацию ресурсов на их выполнение;
– социетальная подсистема выполняет функцию интеграции, включая все институты социального контроля: от законов до неформальных правил;
– подсистема социализации выполняет функцию поддержания образца, включая человека в существующие культурные системы через семью, образование и т.д.
КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Введение в дисциплину «Социология». История становления и развития социологии.
1.Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Связь социологии с другими науками.
2.Функции и структура социологического знания.
3.Классический этап развития социологии.
4.Западная социология в ХХ в.
5.Развитие отечественной социологии.
Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Связь социологии с другими науками.
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1839 г. Этимология термина “социология” происходит от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – учение, понятие, слово. Соответственно, с точки зрения этимологии, социология – это наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике “Социология”. Однако это достаточно абстрактное определение, так как общество в его разнообразных аспектах исследуется большим количеством социальных и гуманитарных дисциплин: политологией, историей, экономической теорией, социальной философией и т.п. Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что существуют различные определения социологии как науки. Разнообразие толкований объясняется тем, что современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному определяют ее предмет и роль, по-разному отвечают на вопрос, что такое социология.
Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Для того, чтобы понять специфику социологии, социологического подхода к исследованию общества, нужно выделить собственную сферу социологического исследования и уточнить методы, которые она использует. С этой целью, в первую очередь, необходимо провести четкое дифференцирование между объектом и предметом социологии.
Определяя объект и предмет изучения социологии, целесообразно предварительно уточнить общее понятие объекта. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность, существующую вне и независимо от нашего знания о ней. Однако в социологии объект обладает существенными отличиями, т.к. процессы происходят в обществе, связаны с сознанием людей, и осуществляются через их деятельность, поступки. Значит, они носят объективно-субъективный характер – и объект и субъект связаны неразрывно (в отличие от естествознания). По общему мнению, объектом социологического исследования является весь комплекс структур, свойств, отношений и коммуникаций, носящих название социальных. Среди них: общество как целостная социальная реальность, социальные общности, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы. Предметом социологии является часть окружающего мира, которую исследователь выделяет в объекте сквозь призму своих интересов.
В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя общую социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; в - третьих, все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т.е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, т.к. используются ими для своих исследований, и наконец, в-пятых, сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально - экономические, социально - политические, социально демографические и др.).
Будучи наукой об обществе, социология в то же время, включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д.; и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.
Важной составной частью социологии является ее практическая сторона. Главное здесь не прибавление научных знаний, открытий, а именно практическая польза, то есть социологические исследования, которые поставляют богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач - они дают конкретную информацию для осуществления социальной политики органами государственного управления и возможности появления социальной напряженности, а также социальных кризисов. Благодаря социологическим исследованиям органы исполнительной и представительной власти способны выработать научно обоснованные прогнозы развития социальных процессов в будущем и осуществлять целенаправленную политику во всех сферах общественной жизни.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование, на основе социологических исследований, развито во всех странах мира. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности всего общества и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов о взаимодействии его различных структур.
Вместе с тем, в системе общественных наук существует дисциплина, связь с которой социологии является наиболее тесной. Речь идет об истории. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в их конкретных проявлениях, но, однако между ними есть и различие, которое состоит в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum (после свершившегося факта), а социология - in factum (сам факт).
Как история, так и социология сталкиваются с двумя проблемами. С одной стороны, с наличием в обществе объективных закономерностей, т.е. не зависящих от воли и познания людей, которые обусловливают характер и направление его развития, а с другой стороны, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые не могут быть причинно объяснены, но которые носят закономерный характер, оказывают существенное влияние на "зигзаги" в развитии общества, в его истории. Первые определяют "тенденции" развития общества, но не выступают в качестве причинного объяснения вторых, которые являются предметом изучения, как истории, так и социологии.
Тесно взаимодействует социология с психологией. Социальная психология является разделом социологии, но психология занимается в основном изучением психологии отдельного человека или отдельной социальной группы, а социология изучает проблемы межличностного взаимодействия.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод.
Во-первых, социология - это самостоятельная наука, которая имеет свой предмет и объект исследования.
Во-вторых, социология - это наука, которая изучает социальные отношения в обществе, составляющие различные социальные общности, а также отношения личности и общества в соответствующих законах и категориях.
В-третьих, значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов о взаимодействии его различных структур.
2. Функции и структура социологического знания социологии. Современная социология, как наука о социальных закономерностях развития общества, выполняет достаточно широкие функции. Среди них можно выделить следующие:
1) познавательную, предполагающую изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия в нем различных индивидов и групп;
2) оценочную, предусматривающую оценку соответствия того или иного общества, существующих в нем институтов и социальных групп определенным нормам, (справедливое или несправедливое общество, демократическое или недемократическое, правовое, социально ориентированное или нет и т.п.);
3) прогностическую. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных компаний и т.п. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления;
4) управленческую. Определив прогнозные варианты тех или иных изменений в обществе, социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. К примеру, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без учета возможных нежелательных социальных последствий. В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы;
5) образовательную. Определив социальную сущность различных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменения в будущем, социология может через систему учебных заведений тиражировать и распространять социологические знания и оценки, помогая понять, узнать и оценить то общество, в котором они живут;
6) критическая функция проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней;
7) мировоззренческо-идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей.
Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру социологического знания. В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии:
а) микросоциология и макросоциология (критерием деления служит уровень знания);
б) фундаментальная (теоретическая) и прикладная (эмпирическая) социология (критерием деления служит функция знания);
в) общая, специальная и отраслевая социология (критерием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельные его части).
Микросоциология исследует поведение типологизированной личности, малых социальных групп, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории: Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.
На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется обществу в целом, его подсистемам, религиям, партиям, классам, и т.п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа и др. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества.
Деление на эмпирический и теоретический уровни социологических исследований носит условный характер, поскольку любая социологическая теория всегда эмпирически обоснована, а эмпирическое исследование невозможно без теоретического обоснования.
К прикладным (эмпирическим) исследованиям относят комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни. Социологические исследования направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера. Они связаны с преобразованием социальной действительности через анализ путей и средств, планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы и отвечают на вопрос "для чего познается?". Прикладная социология дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их называют инженерными науками. Точно так же и в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название «социальная инженерия».
Фундаментальная (теоретическая) социология обобщает факты обще-ственной жизни, формирует и развивает социологические теории, которые раскрывают универсальные закономерности и принципы социальной действительности. Фундаментальная социология описывает, объясняет процессы социального развития, разрабатывает социологические концепции, методы и приемы социологического исследования и анализа. Она отвечает на вопросы "что познается?" и "как познается?"
Характерной особенностью социологического познания является так же наличие в нем большого количества многообразных теорий, с разных позиций, объясняющих аспекты социального развития общества и дающих им различную интерпретацию. Эти теории подразделяются на общесоциологические, специальные и отраслевые.
В общесоциологических теориях рассматриваются социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне общества. К их числу относится учение об общественно-экономических формациях, обоснованное К. Марксом, концепция социального действия, выдвинутая М. Вебером, теория социальной стратификации, сформулированная П. Сорокиным, структурно-функциональная теория Т. Парсонса и др.
В специальных социологических концепциях анализируются социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессе их взаимодействия. Это теории социального поведения Б. Скиннера, социальных взаимодействий Г. Зиммеля, Т. Парсонса, социальных движений Г. Блюмера, А. Турэна.
Отраслевые теории формируются на стыке социального знания с другими науками (экономическая социология, социология культуры, социология образования и т.п.) В них рассматриваются особенности протекания социальных процессов, их тенденции не в обществе в целом, а в его различных сферах. Исследование таких типов социальных общностей, как социально-профессиональные, этнические, гендерные и возрастные. Изучение таких социальных институтов как семья, образование, политика, наука, армия. Исследование социальных процессов, таких как миграция и социальная мобильность, процессы массовой коммуникации, преступности и др.