Специфика объекта и предмета социологии, отличие предмета социологии от предметов изучения других наук об обществе

Основные методы сбора социологической информации. Преимущества и недостатки каждого метода

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов;
  • социологическое наблюдение;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

1)метод наблюдения – метод сбора первичных эмпир. Данных, который заключается в направленном систематическом непосредственном или опосредованном восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования соц. Факторов)

2) ОПРОС - метод получения социальной информации, при котором при помощи особым образом структурированных вопросов исследователь получает данные, соответствующие целям исследованиям

Два вида опросов:

а) письменный - анкетирование

б) устный - интервью

При опросе идет не наблюдение, а моделирование ситуации

Сложность метода: иногда в вопросе уже есть ответ, не получаем действительной картины

Не бывает два вопроса в одном

Бывают сложные вопросы, на которые люди отвечают только так, как поняли. При большом использовании научной и другой терминалогии. Интимность некоторых вопросов. Некорректно заданные и сформулированные вопросы.

Что лучше: письменный или устный опрос?

Устные опросы дешевле, но дольше по времени. Интервьюер может повлиять на ответы опрашиваемого

В анкете можно задать вопросы, на которые неудобно отвечать тет-а-тет, можно пропустить некоторые вопросы.

3) ЭКСПЕРИМЕНТ - определенным образом структурированное наблюдение; представляет собой наблюдение за изменениями зависимых переменных при использовании одной или нескольких независимых переменных. Опасность эксперимента : не всегда удается убрать мешающие переменные. Ограничена возможность использовать экспериментальные методы (над людьми, кроме случаев по собственному решению). Очень сложно проводить ряды экспериментов на социальных общностях.

4) АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - прописанные результаты наблюдения;

Анализ бывает:

а) качественный - не имея возможности общения с живыми людьми, составляем мнение наблюдая разные документы, продукты деятельности этих людей.

б) количественный - статистическая вещь. Идет подсчет использования и упоминаний интересующей нас информации, где эти упоминания, как связаны с событиями, какое влияние оказали.

Документы - не только то, что в документоведении. Документом является любое письменное, фотографическое, художественное, музыкальное и тп произведение, которое можно подвергнуть анализу с точки зрения его содержания.

Основные теоретические положения социологии М.Вебера

Основа соц. Теории Вебера – это социальные действия. Понять деятельность обща-ва в целом можно только поняв причины действия отдельного индивида. Соц.действие – это любое действие индивида. Вебер отделял соц. Действия от чисто реактивного поведения и выделил 4 типа соц. действия : целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

аффективное — определяется эмоциями;

Вебер ввел в соц.теорию понятие идеальный тип. Т.е. логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.

Контакты

Различают следующие виды контактов: пространственный, психический и социальный контакт.

Пространственный контакт. Любые отношения между людьми начинаются с какого-либо соприкосновения в пространстве, Т.е. происходит взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный — когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет.

Итак, первым условием и элементом возникновения социальной связи является непосредственный или опосредованный контакт в пространстве и времени, благодаря которому происходит взаимное наблюдение имеющихся у индивидов черт. Конечно, не все пространственные контакты приводят к социальной связи. Каждый день мы встречаемся в метро, автобусе, на улицах, в магазинах с большим количеством людей, с которыми нас ничто не будет связывать в будущем, но в то же время данные контакты, позволяющие наблюдать, какими чертами обладает другой индивид, делают возможным появление следующих этапов контакта.

Психический контакт. Первым элементом психического контакта является заинтересованность. Эта заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.).

Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка, в свою очередь, осознает заинтересованность, какую она пробудила у юноши, и взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Такая взаимная заинтересованность ведет к элементарному психическому контакту.

Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми.

Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт — это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности.

Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих.

Простейший пример социального контакта — покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт — вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт — выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт — вы покупаете газету.

В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).

В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные — если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институционализированных интересов, а неформальные — основана на индивидуальных потребностях лица.

В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные — заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.

В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные — это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные — через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).

Перечисленные контакты могут складываться в различные комбинации, например, непосредственные предметные устойчивые контакты — это покупка каждое утро газеты у одного и того же продавца.

Необходимо подчеркнуть, что личностные контакты являются важным фактором общественной жизни. Если непосредственные постоянные личные контакты отсутствуют, то это ведет к изоляции от общества и одиночеству. Одиночество, ограничение социальных контактов только предметными лежат в основе многих отрицательных явлений современного общества и приводят к серьезным нарушениям психики личности.

Социальное движение

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как "совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе".

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Следует помнить, что социальные движения - это не социальные институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с непрязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения не следует смешивать и с организациями, В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и сочувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показы вают, что значительная их часть практически полностью лишен признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в форм поведения, и неустойчивость культурных образцов можно считать обязательным атрибутом их существования. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постею но обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию, распадаясь на несколько организаций.

Деятельность человека многообразна. Социальные изменения происходят в различных сферах общества и с помощью различных средств деятельности.

Социальные движения - это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Социальные движения - тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Выделим несколько принципов социального движения:

  • децентрализация, отсутствие жесткой и иерархической организации
  • коллективность действия людей, которая обладает низким уровнем формальной организации
  • единство целей, мыслей и идей
  • действия имеют высокую степень стихийности
  • наличие неформального лидера, роль которого изменяется по мере развития социального движения
  • корпоративизм интересов и отношений внутри социального движения
  • групповая мораль и идейная убежденность в конечной цели

Социальное движение - массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.

Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища. Безусловно, имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем социальные изменения являются основной характеристикой социальных движений. Считается, что социальные движения более динамичны, чем другие формы общественного развития.

Социальные движения особо ярко демонстрируют сложный предмет социальной психологии как науки: единство базовых психологических процессов и социальных условий, в которых развертывается поведение индивидов и групп. Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет "выплеснуто" в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут и относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

.Демографическое объединение масс людей в регионах индустриализации и урбанизации. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии

.Социальное отчуждение, как обособления индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими

.Социальное неравенство людей. Богатство одних и бедность других приводит к иерархии, и к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении

.Политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий для больших масс

.Степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать реальность и манипулировать ею.

.Вера, в социальные изменения и прогресс зависят от действий людей - важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений

.Повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности, а, следовательно, и развитию социального интереса

.СМИ ускоряют формирование социальных движений, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

1) Реформаторские движения – выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы. (К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, "народные фронты" в Прибалтике.).

2) Регрессивные движения – выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. (Регрессивным можно назвать "Национальный фронт трудящихся").

3) Утопические движения – выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. (Средневековые коммуны, движение зеленых, движение "Лонга май", движение кришнаитов и др.).

4) Революционные движения – подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа являются визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке).

5) Движение сопротивления. Если революционные движения возкают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления - это усилия определенных групп людей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопровождают движения реформ и революционые движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые включают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

6) Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структура общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединялись для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Опыт нашего государства показывает, что в настоящее время мы еще только начинаем привыкать к существованию подобных движений и, не опасаясь, участвовать в них.

36. Этапы социального движения

Социальные движения не только ведут к социальным изменениям, но и сами являются их продуктом. Действительно, научные открытия, технические изобретения, рост народонаселения, резкие перепады в экономической и политической жизни, войны и революции постоянно меняют условия существования людей, заставляют их искать способы приспособления к новой обстановке, к новым требованиям. Поскольку развитие общества содержит в себе социальные альтернативы, то социальные движения в определенной степени и отражают эту альтернативность. Иными словами, социальные движения возникают как ответ на постоянно возникающие в обществе новые потребности.

Возникнув на основе тех или иных потребностей (их осознание людьми может иметь различную степень объективности), социальные движения проходят ряд этапов.

Первый этап – это период, когда в обществе накапливается неудовлетворенность существующими порядками. Люди особенно остро реагируют на проявления социальной несправедливости. Известно, что в Советском Союзе реформаторские движения особенно стали развиваться в период перестройки, когда многие люди уже осознали необходимость реформ. В свою очередь, неудачи реформирования России в 90-е гг. ХХ в. вызвали движения, выступающие за корректировку курса реформ.

Второй этап – это переход от социального беспокойства к социальному возбуждению, когда предпринимаются попытки придать социальному движению черты организации. Особенно активно формируются социальные движения в период предвыборных кампаний, проведения плебисцитов. Так, очень быстро возникло и оформилось в 1999 г. предвыборное движение «Единство».

Успех организации социальных движений нередко зависит от авторитета лидеров, их организационных способностей.

Третий этап предполагает определенное организационное оформление социального движения. Разрабатывается идеология движения, ставятся конкретные цели. Формализация усиливает эффективность движения, придает ему новую энергию.

Четвертый этап характерен для тех социальных движений, которые набрали силу, сумели сплотить участников движения и, по существу, стали превращаться в социальную организацию со всеми вытекающими из этого последствиями. Нередко из социального движения возникает социальный институт, который закрепляет свой успех, занимая важное место в системах власти. Победив на выборах в 1999 г., в России движение «Единство» превратилось в политическую партию, которая представлена значительным числом депутатов в Государственной Думе.

Однако были случаи, когда движение сходило на нет, теряло своих сторонников или шло на объединение с другим социальным движением. Этот этап нередко называют этапом распада. Может быть немало причин распада социального движения (ошибочность поставленных целей, несостоятельность лидеров, изменившиеся условия жизни и т.д.).

37. Понятие социального конфликта. Структура социального конфликта

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — вид взаимодействия социальных субъектов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможной реализацию их целей и интересов. Социальный конфликт есть столкновение сторон (двух или более субъектов), обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, ценностей и целей. Это является естественным процессом и неотъемлемой частью развития общества.

Социальный конфликт можно также определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов (или социальных групп), на основе действительного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов.

Ключевые моменты в определении: 1) «борьба, силовое динамическое воздействие». Конфликт – это реальное столкновение, имеющее пространственные и временные границы.

2) «претензии на..., несовпадение интересов…» Здесь речь идет об источниках конфликта.

Источники конфликта:

а) ограниченность ресурсов,

б) неравенство в доступе к ресурсам,

в) претензии на изменение своего положения,

г) сознание людей: представления о себе, непонимание своих действий, логические ошибки, семантические сложности и др.

Формальные признаки конфликта – состояние напряженности, применение насилия и угроз, демонстрация враждебности.

Конфликт является особого рода взаимодействием между сторонами, которое характеризуется: 1) ограниченностью объекта притязания; 2) определенной манерой поведения сторон.

Социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов.

Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

3) объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт; Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта

4) предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, с ним (конфликтом) связанные; Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии). Предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

1) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии». Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать «недоразвитым» в силу остановки его развития на стадии противоречия.

Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е.

социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это

активная, деятельная часть конфликта.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на

две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение

людей.

К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый

характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие,

политическая борьба и т.п.)

Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте. Основным

образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное

управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения

передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается

передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет

этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную

информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение

инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто,

прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать

фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт

вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной

ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее

эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт,

считается устранение причин конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований

одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в

конфликте.

Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до

крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Всем

конфликтам присущи четыре основных параметра:

· причины конфликта;

· острота конфликта;

· длительность конфликта;

· последствия конфликта.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет

процесс разрешения конфликта:

1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных

вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной

напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к

другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и

скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая

позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного

обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к

компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения

конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем

либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне,

которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно

отказался от части своих притязаний.

Послеконфликтная стадия

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии

должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий

интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая

напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт

способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных

групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности

групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и

удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение

к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Специфика объекта и предмета социологии, отличие предмета социологии от предметов изучения других наук об обществе

Объект науки:
1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:
1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.
2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.
3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.
4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.

Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии.

Предмет социологии

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни .
2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами. она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).
3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:
1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.
2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.
3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.
4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д , необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.
5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.

Наши рекомендации