Действенность социального проектирования
Характер социальных проектов различен – от проектов, предусматривающих эволюционные изменения, до создания принципиально новых, требующих, по мнению П.Хилла, не менее 55–60 оригинальных идей. Каждый проект в принципе решает три основных вопроса: кто будет проектировать, что надо проектировать и как организовать проектирование? Решение этих вопросов всегда связано с удовлетворением общественной потребности, а также с реализацией смелых и оригинальных замыслов.
Научность социальных проектов достигается не просто учетом объективных законов, а тем, насколько адекватно отражаются эти законы в процессе проектирования. И именно тогда проект, выступая как своеобразное духовное создание, не будет фантазией, прожектом, а будет реальным инструментом преобразующей деятельности человека. При подготовке проекта, как отмечалось, возможна разработка нескольких вариантов будущего состояния социального процесса или явления. При их обсуждении и сопоставлении с учетом имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов обычно избирается оптимальный вариант, и тогда проект приобретает силу директивного задания. Возможность много вариантной проработки проектов стала особенно предметной в связи с широким применением экономико-математических методов, с развитием и совершенствованием теории и практики социального планирования [5].
Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы. Таким образом, социальный проект – это документ (совокупность документов), характеризующий цели, средства и этапы реализации намеченной программы социальных изменений.
Вместе с тем очевидно, что одного документа недостаточно – необходим механизм его претворения в жизнь. Ведь на практике мы нередко сталкиваемся с тем, когда прекрасно разработанный проект нового города так и не получает реального воплощения. В результате город не имеет своего запоминающегося силуэта, в нем отсутствуют многие удобства, необходимые для жизни, а ряд объектов вообще не появляются, несмотря на то, что заложены в проектах. Это приводит к тому, что предприятия построены, а кинотеатры, спортивные комплексы, учебные заведения, предприятия торговли и бытового обслуживания так и остались в замыслах проектантов. Так город лишается социального потенциала. Он не притягивает к себе мигрантов, а, наоборот, нередко имеет отрицательное миграционное сальдо.
Следовательно, эффективность социального проектирования определяется возможностью обеспечить комплексное развитие социального объекта. Практика показывает, что придание значения только одной функции чревато серьезными издержками: как правило, происходит ухудшение качественного состава населения, гипертрофируются отдельные социальные связи, социальное противопоставляется техническому и т.п.
Современная ситуация нередко требует изменить условия, при которых все еще появляются новые группы неквалифицированных и малоквалифицированных работников. Поскольку не- и малоквалифицированные, как правило, сосредоточены на подсобных и вспомогательных операциях, то и усилия по механизации обычно предусматриваются прежде всего на этих участках хозяйственной деятельности. На основе социологической экспертизы технические проекты предприятий уточняются, ибо привлечение наиболее квалифицированных категорий работников предъявляет, в свою очередь, достаточно высокие требования к производству, его соответствию представлениям людей о современных условиях и содержании труда.
Действенность социального проектирования во многом зависит от сочетания его с экономическими потребностями общества и региона. Недостаточный учет требований экологии способен свести на нет социальные цели. Не менее важным является и согласование потребностей данного проектирования с грядущими изменениями в технике и технологии, особенно когда речь идет о широком применении гибких производственных систем, биотехнологии, компьютерной техники и т.п.
Литература
1. См. подробнее: Социальное проектирование. М., 1982.
2. См.: Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
3. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.
4. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.
5. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.
Темы для рефератов
1. Генезис идей социального проектирования.
2. Методологические основы социального проектирования.
3. Метод мозгового штурма и его роль в проектировании.
4. Матрица идей как метод социального проектирования.
5. Аналогия в социальном проектировании.
6. Ассоциация как метод социального проектирования.
7. Методологические и методические проблемы социального проектирования новых городов.
Вопросы и задания для повторения
1. Какие виды проектирования вы знаете?
2. Сущность социального проектирования и его место среди других элементов социального управления.
3. Виды социального проектирования.
4. Основные требования к социальному проектированию и его ограничения.
5. Методы социального проектирования.
6. Этапы социального проектирования.
7. В чем заключается эффективность социального проектирования?
Глава 4 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Любое общество, заботящееся о будущем, постоянно разрабатывает и претворяет в жизнь программу обеспечения социального развития. Основной вопрос, который в связи с этим возникает, заключается в том, чтобы используемые средства и методы реализации поставленной цели совпадали с основными тенденциями и потребностями общественного прогресса. Именно степень научности, обоснованности отражения интересов большинства выступает критерием, показателем жизнеспособности и прогрессивности социальных преобразований и находит свое воплощение в эффективном управлении социальными процессами.
Идея планирования по своему происхождению – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А.Сен-Симон, Ш.Фурье, а Р.Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни. Однако уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Правда, плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм.
Сам термин социальное планирование впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф.Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.
Но теория и практика планирования экономических и социальных процессов была опробована впервые в Советской России, а затем в СССР. Наиболее ярким примером является программа ликвидации неграмотности в стране, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы на решение этой задачи перспективного значения.
Нужно сказать, что идея планирования наиболее наглядно проявила себя с конца 20-х годов, начав воплощаться в плановых разработках, а затем в первом пятилетнем плане, который содержал специальный раздел «Социально-экономические проблемы» и меры по их решению.
Иначе говоря, первый пятилетний план был «самым» социальным планом по сравнению с последующими пятилетками.
Однако теория и практика социального планирования продолжали развиваться, несмотря на то, что эта терминология не использовалась, – реально происходили процессы, которые обогащали данную специальную социологическую теорию.
В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В.М.Ельмеев, Д.А.Керимов, Б.Я.Ляшенко, А.С.Пашков, В.Р.Полозов.
Их поиски в своих работах поддержали Н.А.Аитов, Ю.Е.Волков, В.И.Герчиков, Н.И.Лапин, П.П.Лузан, Ю.Л.Неймер, Л.А.Олескевич, Ж.Т.Тощенко, С.Ф.Фролов и др.
В 80-е годы интерес к данной проблематике померк, а в 90-е годы практически угас в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности. Однако жизнь очень жестко ставит вопрос о том, что без целенаправленного регулирования социального развития невозможно реализовать общие, в том числе и экономические, цели. Более того, игнорирование социальных аспектов перехода к рынку привело к краху многие экономические начинания неолиберальных деятелей России.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Исторический парадокс состоит в том, что идея плановости, выдвинутая социалистической моделью, в условиях нашей страны претерпела такие изменения, которые к началу 90-х годов привели к полной ее дискредитации. Если кратко проанализировать итоги теории и практики планирования в СССР, то можно сказать, что это отвержение планового начала было следствием постепенного отхода практики планирования от нужд человека, что выразилось в торжестве технократизма, в потере даже тех скромных находок, которые были характерны для теории и практики в 20-х – начале 30-х годов; доведены до абсурда идеи распределения всех ресурсов, что выразилось в мелочной регламентации всего и вся; сыграли свою роль абсолютизация методов директивного командования и пренебрежение к методам косвенного регулирования, игнорирование необходимости создания области свободы для развития потенциальных возможностей людей.
Долгое время в СССР планомерное изменение общественных отношений выступало в значительной мере как возможность, пределы реализации которой были жестко ограничены достигнутым уровнем развития общественного производства и политическими установками. Самым пагубным образом на разработку теории и практики социального планирования влияли командно-административные методы руководства, не желавшие считаться ни с чем, кроме технико-экономических показателей. Человеческое начало в планировании игнорировалось. Практически все пятилетние планы до 60-х годов в качестве первостепенной задачи имели рост и увеличение объемов производства и лишь при ее выполнении предполагалось удовлетворение потребностей людей.
Но жизнь не стояла на месте. Более того, она неумолимо требовала привести в соответствие экономические и социальные параметры развития. Характерно, что такая объективная потребность, как учет человеческого фактора, стала пробивать себе дорогу снизу, в трудовых коллективах.
Первые попытки научной разработки планов социального развития и их реализации были осуществлены в начале 60-х годов по инициативе ленинградских предприятий. Вслед за распространением социального планирования в промышленности и строительстве попытки составления планов социального развития были предприняты в сельском хозяйстве, где тесно переплетались территориальные и производственные интересы коллективов и живущих в этой местности людей.
Это мощное давление снизу постепенно переросло в необходимость осуществления плановости социального развития и на следующем уровне социальной организации общества – в районах и городах, а затем в областях, краях, республиках. Ради справедливости следует сказать, что планы социального развития на всех этих уровнях были скорее предметом заботы немногих руководителей, которые не по форме, а по существу занимались социальными проблемами.
Когда под давлением объективной логики развития, практики планового решения социальных проблем «внизу» идея социального планирования была закреплена в Конституции СССР 1977 года, то от этого юридического закрепления теория и практика социального планирования проиграли. Составление планов стало делом формальным. Госплан СССР к своим традиционным разработкам добавил «социальный аппендикс». За показатели социального развития никто не нес никакой ответственности: по-прежнему торжествовал план, вал, технико-экономические показатели, которые нужно было достигнуть любой ценой, в том числе и за счет социального, благополучия людей. И пример в пренебрежении потребностями и интересами человека показывало само государство.
Вместе с тем этот нелегкий путь теории и практики социального планирования принес свои результаты. Практика планирования социальных процессов постепенно охватывала и другие страны. Во многих из них появились государственные органы планирования, которые занимались широким кругом вопросов и особенно поддержанием соответствия между экономическим и социальным развитием [1].
Получила распространение практика планирования социальных процессов и на других уровнях социальной организации общества. Так, в США осуществлялись социологические исследования, которые были нацелены на совершенствование социального планирования развития городов [2].
Если же обобщить имеющийся в нашей стране и за рубежом опыт, то сущностные характеристики социального планирования сводились к следующему.
Во-первых, планирование должно ориентироваться на цели, которые вытекают из объективных тенденций организации жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей, их согласование между собой и меры по активизации созидательной деятельности как самого человека, так и социальных институтов общества. Один из парадоксов XX века состоял в том, что страна, провозгласившая себя олицетворением идей социализма, сделала для человека меньше, чем страны капитализма, логика развития которых привела к воплощению социальных идей, создала предпосылки для свободы выбора и социальной защиты.
Во-вторых, решение как общих, так и локальных проблем не может происходить стихийно или хотя бы «на глазок», приблизительно в рамках социального планирования должны использоваться показатели, по которым можно судить об эффективности достижения поставленной цели. Такими показателями или ориентирами могут быть сроки, а также объемы, уровни, степень достижения намеченных рубежей, которые позволяют осуществить сравнение с предшествующим этапом развития или с аналогичными объектами планирования.
В-третьих, социальное планирование предусматривает разработку, а затем исследование средств достижения поставленных целей – материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или, наоборот, ограничений, или создания условий, при которых наиболее рационально и оптимально развивался бы планируемый социальный процесс.
И, наконец, социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельности, которые постоянно взаимно дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые резервы, открывать новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.
Итак, можно сделать вывод, что социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.
УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Объектами социального планирования выступают все уровни социальной организации – от общества до конкретного производства.
Что касается общества, то в его рамках разрабатываются перспективные планы решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость] Неумение найти целевые ориентиры, постепенно обновлять их, корректировать и сопоставлять их между собой в значительной мере характеризуют практику социального планирования в СССР когда провозглашаемые цели не состыковывались с реальной практикой. В то же время в тех странах, где осуществлялся внимательный учет социальных параметров развития (ФРГ, Франция, а затем Италия, Греция), добились серьезных успехов в решении всех без исключения общественных проблем.
На уровне отдельных сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической, духовной – предусматривается планомерное решение таких проблем, как улучшение условий и содержания труда, профессионально-квалификационная подготовка, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической жизни и т.д. Плановое их решение – залог обеспечения рационального взаимодействия человека и общества [3].
На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов в республике, области (крае) и других административных единицах. Для эффективного функционирования общества огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.
При анализе особенностей планирования по экономическим районам необходимо иметь в виду, что каждый из социальных процессов – развитие национальных и межнациональных отношений, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование культуры и образования – требует определения его сущности и специфики в данном регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание проблемного и регионального планирования в интересах эффективного функционирования общества. Особенностью регионального планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупностью показателей. Следует иметь в виду, что проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными.
И, наконец, уровень производственных организаций, трудовых коллективов предполагает реализацию ведущей целевой установки – пробуждение человека к творческой работе, обеспечение максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни.
Накопленный опыт свидетельствует, что на этом уровне наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах. Первый из них может быть выражен следующей формулой: что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития своей организации и как он сам будет изменяться под влиянием происходящих глобальных и локальных изменений.
Второй заключается в том, что действенность планов социального развития зависит от условий, которые создаются для человека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса – в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни людей, и возможностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа является совершенствование материальной заинтересованности людей в конечных результатах труда.
Третий принцип заключается в том, чтобы процессы взаимодействия человека с организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не протекали стихийно, а направлялись его осознанной деятельностью, его соучастием в управлении делами общества и производства [4].
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы социального планирования представлены, во-первых, адресным планированием, во-вторых, планированием с помощью косвенных (экономических и социальных) рычагов.
Адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государственных или общественных организаций. Устанавливаются задания по достижению определенного уровня общественного развития. Прежде всего это касается рационального соотношения, пропорциональности в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное их состояние, тенденции изменений, уровень использования науки и техники, потребности людей.
Социальное планирование связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Длительность планового периода не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Вместе с тем опыт адресного планирования во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социального развития.
При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. Затем определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Применительно к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий.
В процессе планирования выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы сократить объем труда, не требующего квалификации, или тяжелого физического труда помимо планирования технического прогресса регулируется рост квалификации рабочих. Планы повышения их профессионального уровня предполагают прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, – это является особенно важным – многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.
Ряд социальных процессов имеют ограниченные условия в своем развитии. Исследование этих условий необходимо для определения области свободы, ведь социальное планирование, с одной стороны, опирается на наличие материальных, финансовых, трудовых ресурсов. С другой стороны, любой социальный процесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры на смежные области общественного развития.
Существенный момент – учет интересов социальных групп. Если при решении экономических задач интересы в основном совпадают, то этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной задачи. Добиваться же минимизации затрат при планировании социальных процессов – значит, сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат.
Необходимо отметить, что эти две формы планирования в чистом виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением экономических реформ.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то методы нужно понимать и как способы осуществления, и как способы разработки программ или задач
Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.
Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.
Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых, экономических и социальных, – а также с определением исполнителей и сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статической и динамической модели и выработка основных показателей плана.
В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняются механизм действия объективных законов и особенности их проявления в условиях деятельности одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
Важное место в социальном планировании занимают математические методы. Такое название в известной мере условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и, в свою очередь, влияют на дальнейшее его совершенствование.
В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.
В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) – средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, соотнесении их результатов с социальными целями общества.