Технология социального проектирования

Одним из видов школьных проектов является социальный проект.

Социальный проект – совместная деятельность участников образовательного процесса (взрослых и детей, молодежи), направленная на решение реальной социально значимой проблемы и достижение социально значимого результата.

Социальный проект – это программа практических шагов или действий, предпринятая самостоятельно некоей командой с целью решить реально существующую социальную проблему местного сообщества.

Социальные проекты различают по видам:

· по времени выполнения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

· по уровню и масштабу выполнения: индивидуальные, групповые, коллективные, школьные, региональные, межрегиональные, национальные, межгосударственные, международные.

Социальное проектирование школьников выступает формой социально и практико ориентированной деятельности в образовательном процессе, в основе которой лежит реализация социальных проектов и направленность на развитие социальных навыков его участников.

В социальном проектировании реализуются следующие принципы: добровольность, субъектность, социальность, творческость, интегративность, интегрированность, проектированность, открытость, рефлексивность.

К формам социального проектирования относятся:

· классно-урочная

· тематическая

· внеклассная и внеурочная

Основные требования к использованию технологии социального проекта[26]:

1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы проекта (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения).

2. Теоретическая, познавательная и практическая значимость предполагаемых результатов проектной деятельности.

3. Самостоятельная деятельность школьников (в паре, команде).

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием его поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов в деятельности: определение и формулировка социально значимой проблемы, постановка целей и задач деятельности, выдвижение гипотезы их решения, поиск путей исследования, творческая презентация и др.

6. Взаимодействие с представителями власти и общественности, некоммерческих организаций и бизнес структур.

Ожидаемые результаты социального проектирования:

- знания об основных структурах политической и социально-экономической жизни на местном и федеральном уровне;

- умения анализа информации различных СМИ;

- умения организации и проведения простейшего социологического исследования;

- умения деловой переписки;

- умения участия в дискуссии;

- умения оценивать свои возможности в деле;

- умения анализировать социальную ситуацию;

- самостоятельность в принятии решений и действиях по решению проблемы;

- умения устанавливать контакт с государственными и общественными структурами;

- умения строить взаимодействие с ними;

- инициативность, ответственность, самодисциплина;

- умение сочетать личные интересы и общественные

Основные условия успешности проекта школьников:

· Добровольность участия в проекте как школьников так и педагога.

· Оптимальное распределение времени работы над проектом.

· Четкое распределение обязанностей между участниками проекта.

· Учет личных качеств, умений, интересов членов команды.

· Особая позиция педагога: он – консультант, координатор, арбитр.

· Поддержка проекта администрацией школы.

· Заинтересованность в результатах проектной деятельности

органов власти.

Работа по проекту может осуществляться в рамках учебного процесса:

· на уроках гражданского образования;

· на факультативных занятиях по гуманитарным дисциплинам;

· на классных часах и других внеурочных и внеклассных делах.

В настоящее время в отечественной школе наиболее распространенной является самарская модель социального проектирования по гражданской проблематике, разработанная на основе американского аналога.

В 1994 году в Центре гражданского образования, г. Калабасас, штат Калифорния (США) был разработан проект "Citizen" ("Гражданин"), который был апробирован в ряде учебных заведений США и стал основой для общенационального конкурса под этим названием.

В России адаптированный вариант технологии проекта «Гражданин» начал применяться с 1999 года в Самарской области, а с 2001 по всей России. Вместе с тем – это интернациональный проект, школьники и молодежь более 30 стран разрабатывают и реализуют собственные инициативы в рамках такого проекта. С конца 1990-х годов проект «Гражданин» как социальный проект школьников вошел в образовательную практику России, а его технология используется как технология социального проектирования гражданской проблематики.

Технология самарской модели проекта «Гражданин» легла в основу изложения технологии социального проектирования в данном пособии (Проект «Гражданин»: методика и практика реализации / Сост. В.П.Пахомов – Самара, 2004).

Наши рекомендации