Методики социального проектирования

Социальное проектирование использует специальные методики.

Методики – это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:- чем больше известно общих признаков (Р1, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень, вероятности;- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование - это деятельность, которая представляет собой социальную технологию. Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные положения науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Этапы проектирования- система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования:

- уяснение проблемы (проблемная ситуация)

- социальный заказ

- социальный паспорт

- цели проекта

- задачи проекта

- составление прогноза

- верификация и корректировка

- модель

- конструкт

- проект.

1. Уяснение проблемы.

Предметная проблемная ситуация (организационная,социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ.

Заказ выступает в качестве определенной социальнойустановки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционированиеи развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе илиявлениях, описание их состояний, функционирования и развития.

Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественныепараметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных икультурно-бытовых условий и т. п.

Этапы создания паспорта социальной структуры(общий эскиз):

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальноефункционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

6) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться подвоздействием управляющей подсистемы);

в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами,анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели.

Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности.Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения целисоответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указатьсроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели иотдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которыемогут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность втом, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, ктоэти цели установил.

Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически.

"Дерево целей" - это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения.Построение "дерева целей" требует детального изучения социального заказа,проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий,материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов,систем ограничений и т. п.

Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между нимии избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проектированиянеобходимо установить при-чины несовместимости целей, наметить пути ихустранения.Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важноконструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой инаправлено функционирование всей системы.

Задачи

После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно -это этапы достижения целей.Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов,удовлетворения определенных социальных потребностей.

6. Прогнозирование.

7. Верификация и корректировка – сравнение предполагаемых результатов с уже полученными результатами (в схожих ситуациях) и корректировка прогноза с их учетом.

8. Модель – создание самой общей модели какого-либо отдельного процесса или явления, присутствующего в будущем проекте как его составная часть.

9. Конструкт– составление конструкта – это переходный этап между составлением моделей и полноценным проектом. В рамках конструкта объединяются модели смежных процессов или явлений.

10. Проект – объединение конструктов в единое целое и предоставление его заказчику.

7. СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Развитие общества не должно быть стихийным и непред­сказуемым. Историческая практика говорит о том, что общес­тво тогда может целенаправленно изменяться, когда оно пла­номерно, на основе научных данных планирует свое измене­ние. Это говорит о том, что оптимальное научное управление общественной жизнью требует рассматривать социальное пла­нирование как единство познавательной и общественно-пре­образовательной деятельности, а также видеть его специфику во всех сферах общественной жизни — экономике, социаль­ной сфере, политике, духовной жизни и т.п.

Социальное планирование представляет собой научно обос­нованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных Процессов и основ­ных средств их претворения в жизнь в интересах всего насе­ления.

Уровни социального планирования

Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осу­ществляется то или иное социальное изменение или социаль­ная трансформация.

Ø Первый уровень планирования — это планирование соци­ального развития трудовых коллективов. Различные виды производственных коллективов предполагают при планиро­вании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наибо­лее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах. На что нужно обращать внимание?

Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сде­лать для успешного развития производства и как он сам бу­дет изменяться под влиянием научно-технического и соци­ального прогресса.

Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для че­ловека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз­можностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом 'реализации этого принципа яв­ляется совершенствование материального и морального сти­мулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованнос­ти людей в конечных результатах труда.

Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с произ­водственной организацией, городом или районом (а следова­тельно, и со всем обществом) не должны протекать спонтан­но, случайно, стихийно, а должны быть выражением созна­тельной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.

Ø На региональном уровне социальное планирование пред­ставляет собой особую форму целенаправленного регулиро­вания социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирова­ния всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

Ø Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов — развитие наций, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образова­ния — требует нахождения того, что характеризует его сущ­ность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изуче­нии социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отрас­левого и регионального планирования в интересах эффектив­ного функционирования общества. Особенностью регионально­го планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупно­стью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед рес­публикой или областью, не всегда по своей актуальности со­впадают с общегосударственными.

Формы социального планирования

Формы социального планирования различаются, прежде всего, следующим образом:

во-первых, адресным планирова­нием,

во-вторых, планированием при помощи косвенных (эко­номических и социальных) рычагов.

1. Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государ­ственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уров­ня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения от­ражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.

По своей сути социальное планирование связано с опреде­лением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требу­ется времени не только для всестороннего научного обоснова­ния принимаемого решения, но и для его осуществления. Вре­менная протяженность планового периода не может быть за­дана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитиро­вал себя, ибо он давал простор командным методам, игнори­руя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.

2. При планировании социальных процессов с помощью кос­венных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определя­ется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Применитель­но к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных послед­ствий и негативных результатов.

В действительности самого процесса планирования выявля­ются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социального планирования и регулирования. Чтобы минимизировать количество трудовых затрат, не требующих квалификации или тяжелого физического труда, помимо планирования технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации ра­бочих. Планы повышения их профессионального уровня пред­полагают прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, — это является особенно важным — многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека.

Очень важно при социальном планировании учитывать интересы конкретных социальных групп. При решении экономических задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной зада­чи. Добиваться же минимизации затрат при планировании соци­альных процессов - значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.

Следует заметить, что эти две формы планирования в чис­том виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в связи с осуществлением в стране экономической реформы.

Методы социального планирования

Методы планирования обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отно­шений и социальных структур.

Выделим некоторые общеприменимые методы социально­го планирования, которые позволяют осуществлять планиро­вание на различных уровнях.

1. Аналитический метод социального планирования.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планиро­вания социальный прогресс расчленяется на составные части
и на этой основе определяются направления реализации на­меченной программы.

2.Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь
в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

3. Комплексный метод социального планирования. Комплексный метод представляет собой разработку про­граммы с учетом всех главных факторов: материальных, фи­нансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований:

Ø определение темпов и пропорций развития социального про­цесса,

Ø его статистической и динамической модели

Ø выработку основных показателей плана.

4.В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в
ходе которого уточняется механизм действия объективных
законов и особенности их проявления на базе одного или не­
скольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

3. Экономико-математические методы.

Название группы этих методов достаточно условно. В дей­ствительности речь идет о количественном анализе при ис­пользовании уже перечисленных выше методов планирова­ния. Математические методы не отменяют социальный ана­лиз, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время количественный анализопирается на такие методы, как линейное программирование, моделиро­вание, многофакторный анализ, теория игр и т. д. По всем этим формально-логическим количественным процедурам от­водится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь при­менять количественные характеристики. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять с данными, полученными в результате качественного анализа, чтобы не было абсолютизации количественных характерис­тик. Таким образом, количественный анализ и экономико-ма­тематический инструментарий играют важную, но не само­довлеющую роль в планировании.

Наши рекомендации