Социального проектирования

Структура социологии

Существует несколько типов структур социологии.

I. Социологию делят на макро- и микросоциологию.

Макросоциология занимается изучением социальных институтов. Ее основная задача – выявление взаимосвязи между различными частями общества: экономикой и политикой, политикой и культурой, экономикой и образованием и т.д. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни, их взаимодействие. Главной темой исследований здесь является поведение индивидов, их поступки, мотивы, которые оказывают влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

В рамках каждого подхода существуют различные теории.

К макросоциологическим теориям относят:

1) структурный функционализм (Спенсер, Парсонс, Мертон и др.). В рамках данного подхода общество рассматривается как организм или система, состоящая из отдельных частей (военной, экономической, медицинской, религиозной), объединенных в единое целое. Каждая часть общества выполняет определенные функции (положительные или отрицательные), анализ которых позволяет объяснить разнообразные общественные явления. На практике функционализм занимается анализом общественных подсистем, таких, как политика, экономика, право, религия, культура и т.д. для установления связей между ними и выявления функций, которые они выполняют для общества. Представители функционализма выступают за сохранение признанных институтов, считают наличие конфликтов и противоречий в обществе признаком распада общественной системы;

2) теория социального конфликта Маркс, Дарендорф, Миллз). Сторонники этой теории считают, что в основе развития общества находится конфликт. Конфликт возникает вследствие борьбы за власть и ресурсы между социальными группами (классами). Все сложные организации основываются на перераспределении власти, а поскольку одно перераспределение власти влечет за собой другое, то социальные конфликты постоянны и неизбежны.

Основные положения теории конфликта (Дарендорф):

1) главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт, подавление;

2) общественная структура основана на власти одних людей над другими (предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами);

3) у каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их представители групп или нет; интересы различны и противоположны (конфликт между бизнесменами и защитниками природы);

4) когда люди осознают свои общие интересы, они могут объединяться в общественные организации (профсоюзы, политические партии);

5) классовый конфликт обостряется, если а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью ее лишены; б) те, кто лишен власти не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

Среди микросоциологических теорий особо выделяют:

1) теорию социального обмена Хоманса и Блау. Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания – люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом были вознаграждены (похвала, восхищение, деньги, любовь). По мнению Блау, люди вступают в социальные взаимодействия, поскольку ожидают, что будут вознаграждены и продолжают эти отношения, потому что получают то, к чему стремятся (уважение, одобрение, признание заслуг). Тем в рамках этой теории самым поведение человека сводилось к набору реакций на внешние стимулы, а его способности творческого осмысления ситуации явно недооценивались;

2) символический интеракционизм (Мид, Блумер). Его сторонники, напротив, считают, что люди не реагируют на воздействие внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Люди реагируют не на сами стимулы окружающей среды, а на их значения. В основе этого подхода находится представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов (жесты, мимика, одежда, дистанция общения). Особая роль в формировании человеческого сознания личности и общества отводится языку. Представителей данного направления интересует то, как люди используют символы в общении друг с другом и какое влияние интерпретация этих символов оказывает на поведение членов общества;

3) этнометодология (Гарфинкель). В переводе – «методы людей». Занимается изучением принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их общения друг с другом. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прервать разговор и т.д. Этнометодологи изучают те методы, при помощи которых люди познают окружающий мир. В качестве методов выступают общение, совместные действия и их собственные представления о том, как будут протекать эти взаимодействия. Исследования показали, что нарушение принятых на веру правил может привести к серьезным затруднениям в межличностном общении и даже конфликтам.

4) управление впечатлениями (Гоффман). Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других людей. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя декорации и окружающую обстановку для создания определенных впечатлений и воздействия на других. Н-р, важные персоны опаздывают на общественные мероприятия, т.к. стараются создать впечатление своей значимости, внушить всем, что без них никакое мероприятие не состоится.

II. Трехуровневая структура социологии.

1 – общетеоретический уровень представлен такими общесоциологическими теориями как теории социального конфликта, структурного функционализма, классовых отношений. На этом уровне анализируется взаимодействие экономики и политики, политики и права, производственной и экологической сфер жизни общества. Исследуются общие закономерности социального развития.

2 – средний уровень составляют специальные социологические теории, которые касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и соц. институтов. Существуют социологические теории семьи, молодежи, города, деревни, права, труда, досуга и т.д. На этом уровне исследуются проблемы социально-экономических отношений, соц. аспекты производственной деятельности, вопросы социальной защиты отдельных категорий населения, образования, здравоохранения и др. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания.

3 – эмпирический прикладной уровень. Его составляют конкретные социологические исследования, которые проводятся с целью получения объективных знаний о различных сторонах действительности, изучению общественного мнения. Данные этих исследований могут служить для выработки рекомендаций относительно решения различных социальных проблем.

III. Социология фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая. Фундаментальная теоретическая отвечает на вопросы: что познается? (определение объекта и предмета науки) и как познается? (методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня, а также различные частные социологические теории.

Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.

Методы социологии

Методы социологии различаются в соответствии с иерархией уровней социологического знания. Свои исходные методологические принципы социология заимствовала из социальной философии (изучение общества как целостной системы, в развитии, с учетом диалектики субъективных и объективных факторов человеческой деятельности). Важнейшим методом теоретических исследований является метод структурно-функционального анализа, который используется в рамках общесоциологических теорий и теорий среднего уровня. На уровне эмпирических прикладных исследований социология опирается на целый комплекс специфических методов сбора, обработки и анализа социальных фактов (мнения, взгляды, оценки, действия, особенности поведения людей).

К методам сбора социологических данных относят анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент.

Любое социологическое исследование начинается с анализа документов. В качестве документов выступают статистическая отчетность, статьи в прессе, научные публикации, протоколы, приказы, автобиографии, анкеты, стенограммы заседаний трудовых коллективов и т.д. Различают несколько методов анализа документов.

Традиционный анализ (классический) – это качественный анализ, который заключается в интерпретации, понимании сути информации, содержащейся в документе. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. Формализованный анализ – строго направленный сбор сведений на основе подобранного перечня вопросов или за определенный период времени. Контент-анализ (количественный) означает перевод текстовой информации в количественные показатели. Суть контент-анализа состоит в нахождении таких признаков документа, которые легко подсчитать. Н-р, в качестве признаков может выступать частота употребления определенных терминов. К.-А. осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета. В качестве единиц анализа выступает социально-значимая тема, отраженная в понятиях или сочетаниях. В качестве единиц счета используют количество печатных знаков или абзацев текста, число строк, печатную площадь в квадратных сантиметрах.

Опрос имеет несколько видов:

1) анкетирование – письменный опрос населения с помощью стандартных опросных листов (анкет), которые заполняются по определенным правилам;

2) интервьюирование – непосредственный устный опрос в форме беседы социолога с респондентом. Преимущества перед анкетированием – возможность учесть отношение опрашиваемого к исследуемой проблематике, менять формулировки вопросов с учетом личности респондента, ставить уточняющие или поясняющие вопросы.

Интервью формализованное – с использованием заранее разработанного бланка. Интервью неформализованное – в виде свободной беседы;

3) экспертный опрос – опрос специалистов по исследуемой проблеме; Происходит в форме анкетирования или свободного интервью.

4) социометрия – метод выявления и количественного измерения эмоциональных межличностных отношений людей в малых группах (трудовых коллективах, студенческих группах). Для изучения симпатий и антипатий, проявляющихся в межличностных отношениях используется социометрический тест.

Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий. Наблюдение бывает включенное и невключенное, стандартизированное и свободное, открытое и скрытое. Включенное предполагает участие наблюдателя в исследуемых событиях. Н-р, социолог, изучающий производственные проблемы, становится на время рабочим. Невключенное наблюдение предполагает невмешательство исследователя в изучаемые события. Такое наблюдение может проводиться скрытно. Н-р, исследователь представляется стажером на предприятии. Это нужно для получения объективной информации.

Эксперимент – метод получения новых знаний в контролируемых условиях. Для проведения эксперимента обычно создают 2 группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная подвергается воздействию, а контрольная нет. Затем полученные результаты сравниваются и делается вывод о степени влияния исследуемого фактора.

Функции социологии

Познавательная

С изучает и объясняет закономерности социального развития общественной системы, дает знание о том, как устроено общество, что им движет, что является причиной социальных конфликтов и как сохранить гармонию в обществе. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц. ис-й, техники сбора и обработки соц. информации (методологическая функция).

Прогностическая

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальной структуры, урбанизации, уровня жизни, хода избирательных компаний. Такие прогнозы служат основой для разработки рекомендаций политического и социального управления.

Социального проектирования

В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации трудового коллектива, нового предприятия, города, политических движений; создание планов социального развития предприятия, района, города, региона.

Наши рекомендации