Современные теории социальных изменений
Теории социальных изменений - теории об исторически уникальных, одноразовых, незакономерных трансформациях. Теории СИ пришли на смену теориям развития в середине ХХ века. Последние критиковались Поппером ("Нищета историцизма"): он выступал против того, что удастся открыть законы истории. Законов нет, есть тенденции. Было предложено строить теории, не претендующие на универсальность, как теории развития. Теории изменения более точны, чем теории развития, но менее строгие.
К ТСИ относятся: теории модернизации, постмодернистского общества, глобализации и виртуализации. Логика допускает существование множества теорий изменения.
Существует 3 основных принципа построения ТСИ:
1. П. уникальности (изменения локализованы в историческом времени и пространстве)
2. П. парадигматизма (причинно-следственных связей либо нет, либо они обратимы; есть определенные тенденции - парадигмы - которые определяют содержание трансформации)
3. П. индуктивности (описание отдельных тенденций и доказательство их схожести).
Основные теории социальных изменений:
1. Теория модернизации М.Леви. ("Семейная революция в Китае")
Леви ввёл само понятие модернизации. Он объясняет социальное развитие через изменение структуры семьи и родственных связей. Последнее связано с промышленной революцией и модернизацией.
Модернизация - процесс, связ. с появл. новых технологий; её развитие оценивается исходя из соотношения живой энергии (мускульн. сила) и неживой энергии (машины, механизмы). Движущая сила М - технократич. элиты. В рез-те М трад. общ-во (нетехнизированное (преобл. мускульн. сила), авторитарное (сословная иерархия), децентрализованное (нормы различны), маленькое (общины и племена)) замен. современным общ-вом (технизир., неавторит. (самоконтроль индив. через нормы и институты) централизованное (нормы одинаковы), большое (нормы распред. на большое кол-во людей).
Существует 2 вида М:
1. Первоначальный - страны Европы и США на рубеже 18-19 вв.
2. Запаздывающий - страны Азии и Ю.Африки в 19-20 вв. (происходила быстрее).
Данная теория не объясн., почему модернизация изначально стала происходить, а также не объясн. путей развития России, Японии, Китая.
2. Теория модернизации Ш.Айзенштадта. ("Традиция, изменение и модернизация")
Культуроцентристская теория, основа модернизации - ценности.
М - совокупный процесс с 2-мя основными тенденциями:
а) Структурная дифференциация - появл. новых институтов, норм, групп, сфер деят-ти.
б) Социальная мобилизация - люди изменяют свой статус, не изменяя социального положения.
Движущая сила М - социальные движ., стремящ. к реализации ценностей свободы и прогресса. Т.к. ценности в разн. странах разные, то и М м.б. разная. Предпосылки д/появл. ценностей и начала М - Ренессанс, Реформация, ранний капитализм. Появ. антропоцентризм, индивидуализм. На их основе начинается естественная М; догоняющая М - заимствование этих ценностей.
3. Теория общества постмодерна Ж.-Ф. Лиотара. ("Состояние постмодерна")
Общество постмодерна хар-ся отсутствием порядка, определенности, кризисом социальн. и естеств. наук, перечитыванием и переделыванием классики.
Тенденции по областям общ. жизни:
1. Экономика.
- потребление превращается в образ жизни, установку;
- услуги и реклама становятся важнейш. сферами жизни;
- важно обращение к эмоциям потребителя.
2. Политика.
- резкое снижение интереса к политике;
- полит. активность направлена не реализ. интересов меньшинств.
3. Культура.
- скептическое отношение к ценностям;
- совмещение разных теорий в науке;
- совмещение разных стилей в культуре.
По Лиотару, культура модерна характеризуется наличием универсальных дискурсов - "метанарративов". Два основных дискурса: 1) д. создания богатства, т.е. важна экономич. риторика; 2) д. освобождения субъекта мышления и труда (расширение прав человека). После 18-19 века метанарративы сменяются малыми нарративами ("утрачивают доверие"), главным становится коммуникативный аспект. Так происх. атомизация социального и переход к общ-ву постмодерна. В науке целью становится создание наибольшего числа дискурсов, теорий, а не поиск истины. Нет однородности и единства теорий. В искусстве становятся популярны пародии, римейки.
4. Теория симуляции социальной реальности Бодрийяра. ("Система вещей", "Симулякры и симуляции")
Б. утверждал, что знаки нарастают отдельно от реальности, которую они обозначают. Знаки - вещи, процесс потребления, соц. взаимод.-е, соц. структ. Соц реальность исчезает, физич. - нарастает. Вещи, процесс потребления, соц. взаимодействие, соц. структ - знаки. Существует 4 формы отношения знак-реальность:
1. знак отражает реальность
2. знак искажает/скрывает реальность (характерно для идеологий)
3. знак скрывает отсутствие реальности (ех.: случайный эксперимент)
4. знак не связан с реальностью (ех.: рисунок спирали ДНК)
Переход от модерниз. к постмодерниз. - переход от 1-2 к 3-4. Симулякры созд. видимость соц. активности посредством коммуникаций. Примеры моделей создания социального: гипермаркеты (искусственно концентрированные массы потребителей), интернет, ТВ (недостаток событий компенсир. созданием видимости общественной жизни), реклама.