Тема 6. Социологический анализ социального конфликта
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе – это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа.
Социология социального конфликта – новое для отечественной социологии направление прежде всего потому, что раньше до предела идеологизированная отечественная наука исповедовала теорию неантагонистического, бесконфликтного развития, социально-политического единства общества. Разумеется, социальные конфликты вплоть до вооруженных восстаний имели место, но информация о них тщательно скрывалась, а их лидеры проходили по ведомству политической полиции. Например, события в Новочеркасске в 1962 г.
С начала 1990-х гг. забастовки, голодовки, волнения, межнациональные столкновения и даже вооруженные восстания стали для нашего общества обычным явлением, и для их осмысления приходится обращаться к западным авторам, где социология социального конфликта – давнее и относительно развитое научное направление.
Традиции изучения социальных конфликтов восходят к таким именам как К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, М. Вебер. Понятие «социальный конфликт» введено в научный оборот немецким философом и социологом Г. Зиммелем, который именно так назвал свою работу, изданную в первой четверти ХХ в.
Конфликты самого различного уровня повышают энергию социальных групп, усиливают мотивацию, установки на разрешение причин конфликта, сплоченность социальных групп, коллективов, делают жизнь более интересной, интригующей. И, наконец, конфликты повышают качество принимаемых решений, потому что при разногласиях, острых конфликтных отношениях решения продумываются более тщательно.
6.1. Социальные конфликты: определение, причины, формы и типология
6.2. Фазы и стадии социального конфликта
6.3. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
6.4. Социальный конфликт в российском обществе
6.1. Социальные конфликты: определение, причины, формы и типология
Современная литература не страдает отсутствием определений конфликта. Многие авторы, рассматривая конфликт как действие, поведение, обращают внимание на то, что конфликт – вмешивающееся поведение. Это различие лучше понимается в сопоставлении между конфликтом и соревнованием. «Конфликт определяется как поведение, направленное против другой стороны, тогда как соревнование есть поведение на достижение цели без вмешательства в дела другой стороны». Однако во вмешивающемся поведении скрывается потенциал насилия в ходе социальных взаимодействий.
Понятие конфликт неизменно фигурирует при анализе столкновений различных сил как революции, так и контрреволюции, противоборства между государствами и союзами государств, войны и т.п. Как отмечает американский политолог Д. Истон, «скудость преобладает во всех обществах. Это главный исходный пункт политического анализа. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по поводу благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны».
Целый ряд высказываний «идеологизируют» понятие конфликтной деятельности, придавая ему определенные черты, или же напрямую используют понятия со значительной идеологической окраской. «Социальный конфликт, – пишет Л. Козер, – означает борьбу...»[57]. Конфликт характеризует через противоборство и А.Г. Ковалев: «Конфликт – это столкновение...». В отечественной научной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал, на наш взгляд, Е.М. Бабосов: «Конфликт социальный (от лат. сonflictus – столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».
Социальный конфликт можно определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов (или социальных групп), на основе действительного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов. Возникший конфликт трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию, причем часто более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и захватывает все больше людей. Можно привести пример острого конфликта между азербайджанцами и армянами, отношения между которыми в силу целого ряда исторических причин были натянутыми. Народные депутаты Нагорно-Карабахской автономной области приняли на своем заседании декларацию о суверенитете. В ответ – резня армянского населения в Сумгаите, война в Нагорном Карабахе, сотни тысяч беженцев и, наконец, положение «ни войны, ни мира».
Теперь следует разобраться в некоторых составляющих социального конфликта, которые выделил С. Фролов. Любое вмешательство, создающее преграду в удовлетворении потребностей индивида или социальной группы, можно назвать блокадой.
При появлении блокады от человека или социальной группы требуются переоценка ситуации, отказ от желаемой потребности или постановка новой цели, принятие нового плана действий. Ситуация блокирования – это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям, поиск обходных путей. Встреча человека или социальной группы с непреодолимым затруднением в удовлетворении желаемой потребности вызывает фрустрацию.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум вариантам: отступление от намеченных целей или агрессия. Агрессивное поведение может быть направлено на другого человека, группу людей. С этого момента, собственно, и начинается социальный конфликт.
Однако далеко не всякое состояние фрустрации и вызванное им эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетворенными потребностями, должно перейти некую границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, авторитетом властных структур, культурными нормами, действием социальных институтов. Если в обществе или социальной группе происходят процессы дезорганизации, снижаются авторитет и эффективность действий социальных институтов, то участники социального конфликта легко переходят грань, отделяющую их от самого конфликта.
Наиболее общей причиной социального конфликта является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуждены подчиняться и исполнять указания. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт может возникнуть во всех социальных группах и общностях, где есть отношения господства и подчинения. Борьба за власть, доминирование и становятся причиной конфликта. Однако и в этой концепции фактор сознания играет главную роль: человек должен осознать, сопоставить свое положение с положением другого и сформировать установку на борьбу за власть, престиж и другие[58].
В современной отечественной литературе авторы выделяют следующие причины конфликтов:
•несовпадение индивидуальных и общественных ценностей;
•разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками субъектов конфликта (индивиды, малые и большие группы, осознающие и преследующие определенные цели);
•непонимание людьми своих действий по отношению друг к другу;
•недоразумения, логические ошибки и трудности в процессе коммуникации;
•недостаток и некачественность информации;
•ненависть, расовая и религиозная рознь, зависть и др.
Конфликты возникают по горизонтали – внутри социальных и политических структур, и по вертикали – между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им индивидами, группами или организациями, между лидерами и ведомыми.
Можно выделить простые и сложные формы социального конфликта.
К простым формам социального конфликта относятся: бойкот (полный или частичный отказ от действий, которые служат интересам противоборствующих групп); саботаж (форма борьбы, связанная с сознательными, чаще всего скрытными действиями с целью нанесения ущерба интересам противоборствующей стороне); травля или преследование (форма борьбы, применяемая с целью ослабить или скомпрометировать противника); словесная агрессия (выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискредитации противника в глазах общественного мнения); физическая агрессия (нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная борьба).
Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой переплетение нескольких простых форм: во-первых, общественный протест (любые публичные действия, выражающие неодобрение). Может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, общенациональных забастовок. Во-вторых, бунт (массовые стихийные выступления, как правило, агрессивные и относительно кратковременные). В-третьих, социальная революция и гражданская война (формы социального конфликта, направленные на коренное изменение общественно-политического порядка).
В объективном историческом процессе конфликт может выполнять как позитивные, так и негативные функции[59].
К позитивным функциям конфликта можно отнести следующие:
•Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
•В отрытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
•Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
•В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
•Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
•Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.
•Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
Конфликт несет в себе негативные функции, когда:
•ведет к беспорядку и нестабильности;
•общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
•борьба ведется насильственными методами;
•следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
•возникает угроза жизни и здоровью людей.
К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.
В социологии выделяют следующие признаки конфликта:
•распространение недовольства в самых широких слоях населения сложившимся положением дел;
•утрата доверия к властям, руководителям;
•пессимистические оценки будущего;
•неуверенность в завтрашнем дне.
Возникает атмосфера психического беспокойства, эмоционального возбуждения. Такие настроения проявляются в некоторых массовых действиях: ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция, активизация деятельности общественных движений и политических партий и некоторых других. Но, с другой стороны, социальная напряженность может поддерживать и высокий тонус в обществе, подвигать некоторые социальные группы к активным действиям, к поискам решений сложных проблем. В этом плане социальную напряженность можно сравнить с натяжением струн на музыкальном инструменте. Не натянешь – нет музыки, перетянешь – лопнут.
Существует множество различных типологий социальных конфликтов: во-первых, если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций). Во-вторых, по мнению А. Рапопорта, невозможно все конфликты подогнать под одну схему. И потому следует выделять три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры. В-третьих, как нам представляется, все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.
Итак, социальный конфликт складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации и социальные группы), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты. Конфликт вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех были полностью удовлетворены.
6.2. Фазы и стадии социального конфликта
Социальные конфликты нельзя подогнать под единую универсальную схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Как выйти из сложившейся ситуации?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, как конфликт разворачивается, через какие фазы и стадии проходит, что дает основу для поиска способов регулирования.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце концов получает какое-то разрешение.
Зарождение конфликта – латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне: разговоры на кухне, в курилках и раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой.
Характерной особенностью социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.
Предконфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать[60].
Первоначально участники конфликта ищут пути достижения целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Бывают ситуации, когда причина фрустрации скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для социального конфликта, который не имеет отношения к блокированию потребности, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.
Предконфликтная стадия характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.
Инициирующей является стадия, на которой происходит событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга.
По своему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные, хотя на практике трудно отделить одно от другого. Когда конфликт протекает в рациональной форме, то его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся формировать в своем сознании образ врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на долю истины, умение войти в его положение – характерные признаки рациональных по своему характеру конфликтов.
Однако чаще всего в ходе конфликтных взаимодействий агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже ненависть к соперникам. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в большинстве случаев они трудно управляемы, поэтому желание некоторых руководителей в своих целях искусственно вызывать конфликт для разрешения конфликтной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать до определенного предела.
Пиковая стадия – критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.
После прохождения критической точки возможно несколько сценариев развития конфликта:
•разрушение ядра забастовки и переход к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;
•достижение компромисса как результат переговоров;
•эскалирующий вариант превращения забастовки в трагическую, тупиковую по своему содержанию, когда требуется поиск альтернатив, новых позиций конфликтующих сторон. В ином варианте – голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.
•Угасание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт – силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону.
•Под силой понимается потенциал социальной группы, которая своим действием или угрозой действия может заставить другую социальную группу уступить, удовлетворить требования.
Среди основных источников такой силы можно выделить: во-первых, формальную власть; во-вторых, контроль над дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией). Положение авиадиспетчеров в гражданской авиации, шахтеров, энергетиков в зимний отопительный период и т.п.
Потенциал отдельной социальной группы складывается из личностного, социального потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, ресурсов времени и некоторых других факторов.
К внешним ресурсам конфликтующих сторон можно отнести: природную среду (позиции теплоэнергетиков на Крайнем Севере), связи со средствами массовой информации, политические (суд, правоохранительные органы), возможные союзники и т.п. Естественно, что внешние ресурсы могут работать на одну из сторон конфликта, и тогда последняя получает преимущество.
Конечно, каждой из сторон конфликта двигают определенные социальные интересы, которые выражаются в целях, потребностях, политике. Интересы могут быть действительными, реальными и неадекватными: завышенными, гипотетическими (надуманными), транслированными, то есть не являющимися интересами данной группы, а представляющими интересы других социальных групп.
Интересы социальной группы выражаются во время конфликта в определенных требованиях. Это могут быть требования о выплате задолженности по зарплате или ее повышении, споры о границах ответственности, вопросы занятости и перемещений по работе, акции в поддержку других коллективов или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация вбирает в себя всю совокупность условий и причин, предшествующих ему. В конфликте разряжаются накопившиеся в социальной организации противоречия, они сравнимы с разрядом молнии, который вбирает в себя всю накопленную энергию.
Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное положение дел (интересы сторон, участвующих в конфликте, степень их взаимопонимания).
2. Инициирующая сторона (причины и характер ее действий).
3. Ответные меры (степень готовности к переговорному процессу, возможность нормального развития и разрешения конфликта).
4. Отсутствие взаимопонимания (понимание интересов противоположной стороны).
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы силой в ходе отстаивания своих интересов.
7. Мобилизация контрресурсов (идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага, проникновение конфликта во все структуры и отношения, доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями).
8. Тупиковая ситуация (саморазрушающее воздействие).
9. Осознание тупиковой ситуации (поиск новых подходов, смена лидеров конфликтующих сторон).
10. Переосмысление собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации (понимание интересов противостоящей стороны).
11. Новый этап социального взаимодействия.
Итак, неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги. Конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
6.3. Пути и способы регулирования социальных конфликтов
Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.
Наилучший способ регулирования социального конфликта – его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
В условиях нарастания социальной напряженности знание ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.
До инцидента руководство может занимать разные позиции: не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт; осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно и занимать позицию невмешательства.
После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения: растерянность и бездействие (страусиная политика); агрессивная позиция; солидарность и даже руководство забастовкой; подачки бастующим; воздействие через неформальных лидеров.
Главное заключается в том, потерян или нет со стороны администрации контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.
Это касается и лидеров, и рядовых участников конфликта. Конфликт – это почти всегда борьба лидеров противоборствующих сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто – профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов.
Для управления социальным конфликтом чрезвычайно важно умение вести переговоры, ведь в конечном счете обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса.
В процессе ведения переговоров можно выделить: во-первых, подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции; во-вторых, поисковую фазу; в-третьих, финальную фазу.
Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта.
Важнейшие среди них являются:
•переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;
•участвующие стороны должны понимать друг друга;
•долговременные решения базируются на интересах, а не позициях;
•переговоры должны быть гибкими.
Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта.
Во-первых, правило выслушивания. Надо внимательно выслушивать всех во время переговоров. Не прерывать выступающих ни при каких обстоятельствах ни репликами, ни восклицаниями.
Во-вторых, правило равенства. При любом раскладе сил, при любой иерархии на переговорах стороны размещаются так, чтобы подчеркнуть равенство. Никакой власти должности, только власть авторитета. Очень важны умение излагать аргументированно, в меру эмоционально свою точку зрения; раскрепощенно себя вести. Разумеется, не доходя до краснобайства, беспечности, шапкозакидательства.
В-третьих, процедурное правило. Необходимо соблюдать порядок работы, регламент, очередность сообщений, привлечение консультантов, юристов.
В-четвертых, правило безоценочных суждений. Следует отказаться от слов, несущих негативный, отрицательный оттенок по отношению к оппоненту.
В-пятых, правило переговорного помещения. Переговоры вести не в кабинете начальника. Необходимо относительно нейтральное, специально оборудованное помещение.
Для российского общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы – все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы: необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля.
Итоги конфликта определяются по многим параметрам. Течение и разрешение локального конфликта чаще всего не влияет на жизнь большинства населения. Глобальные, национальные и межнациональные конфликты отражаются на судьбах миллионов людей, уничтожают культурные ценности и производственные мощности, уносят жизни. Между этими крайними формами конфликта много других вариантов.
Социальный конфликт – сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, то есть таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует: разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.
Вместе с тем необходимо учитывать, что никакое общество никогда не бывает по всем показателям только конфликтным. В любом обществе, даже находящемся в состоянии войны, наблюдается не только конфликт, но и согласие.
Консенсусологическое направление в социологии развивалось такими известными социологами, как О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, Н. Михайловский, М. Ковалевский и другие. Хотя следует отметить, что в классической социологии одними авторами абсолютизировалась роль конфликтов в развитии общества, другими – роль согласия. В современной российской социологии наблюдается крен в сторону развития конфликтологии при недостаточном внимании к социальному согласию.
В развитии социального согласия можно выделять этапы, формы, исследовать протяженность и длительность. Принципиально важно различать ценностное и функционально-целевое согласие. Ценностное согласие – это характеристика состояния и взаимодействия между находящимися в единстве социальными субъектами, ориентирующимися на близкие, совпадающие ценности.
Функционально-целевое согласие – это характеристика взаимосвязи между находящимися в единстве социальными субъектами, имеющими общие потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепленные в правовых нормах.
Социальное согласие имеет многофакторную детерминацию. Его возникновение и развитие зависят от многих условий и факторов, социально-экономического, социально-политического, общественного и духовного характера.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта; острота конфликта; длительность конфликта; последствия конфликта
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация.
У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны.
В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.
Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.
Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны