Тема 9.социологический анализ имиджа управленческой деятельности

Цель лекции: Рассмотреть как в науке трактуется понятие «метод»?

План лекции:

1. Главная задача современного менеджера

2. Социологическое описание понятия «метод управления»

3. Технология управления

4. Формирование имиджа современного руководителя

*Ключевые слова:метод, информационных технологий,Мотивация, методы гуманизации, техника, искусство, мастерство, умение.

В настоящее время проблема совершенствования и применения различных методов в управлении является одной из актуальных при создании позитивного имиджа современного специалиста, будущего руководителя.

В переводе с греческого (methodos) термин «метод» означает способ познания. В науке метод трактуется как способ действий, прием, способ реализации.1 Если управление определить как особый вид трудовой деятельности, то метод управления – это способ ее осуществления. Следовательно, метод управления отвечает на вопрос: как, каким способом реализуется задача имиджа управленческой деятельности? Для понимания метода управления важно подчеркнуть, что метод – это не только фактическая деятельность, но и возможные способы её реализации. Понятие “метод управления” должно обязательно включать момент альтернативности, ситуацию (возможность) выбора способа действия.

Социологический анализ предполагает соотнесенность управления, как имиджа определенной организации деятельности предприятия, с действием социальных закономерностей, нарушение которых невозможно в силу их объективного, материального характера. Это методологическое правило не всегда осознается руководителями, и на уровне обыденного сознания многие, по-прежнему, искренне считают, что их воля и есть закон для исполнения работниками. Всё это приводит к известному бюрократическому эффекту, когда на исполнителей обрушивается вал приказов, распоряжений, указаний. Они, в свою очередь, нуждаются в проверке, подкреплении, обосновании, но, не отвечая интересам работников, распоряжения никогда не будут исполнены в полной мере, а только отнимают время и требуют расходов. Естественно, что эффективность такой деятельности стремится к нулю. Способ деятельности только потому и выступает как одна из возможностей, что он соответствует требованиям объективных законов этой деятельности. Методы управления связаны с системой законов, которым подчиняются объект и субъект управления. Каждый метод управления – это не только возможность способа действия, но и своего рода абстракция возможности его осуществления.

Главная задача современного менеджера – управление персоналом – существует не только как реальная деятельность, но и как общее понятие, так же, как и понятия «экономика» или «персонал». По мере того, как мы от функций управления, от принципов реализации управленческого решения переходим к отделам, органам, системам органов, отдельным работникам, то мы восходим от абстрактного к конкретному, что является реализацией методологического принципа социологического анализа управленческого мышления. Анализ методов управления и деятельности руководителя есть этап на этом диалектическом пути познания сложного социального института, каким является социальное управление.

Несомненным шагом вперед в понимании сути процессов управления было предпринятое С.Е. Каменицером выделение методов управления как общей проблемы, не связанной ни с действиями отдельных лиц, ни с реализацией той или иной функции. Им было также отделено понятие «метод управления» от понятия «принцип управления».1

Социологическое описание понятия «метод управления» предполагает предварительное рассмотрение существующих подходов к их классификации. Наиболее полная классификация была предложена Г.Х. Поповым.2 В наиболее общем виде методы управления разделены на два класса: относимые ко всей системе управления в целом (общие методы управления) и относимые к отдельным частям системы управления (локальные методы). Локальные методы управления связаны с элементами управления, с функциями, органами, кадрами, техникой управления. Их классификация зависит как от структуры системы управления, так и от элементов, из которых она состоит.

Методологически можно выделить несколько оснований классификаций.

Во-первых, методы можно рассмотреть с точки зрения их содержания, то есть того, на каких объективных законах развития общества это воздействие основано. В рамках этого принципа можно выделить методы:

- экономические – среди альтернативных возможностей субъектом управления выбираются те способы реализации управленческого решения, которые отражают экономические законы функционирования предприятия;

- технические методы управления учитывают социальные законы развития техники, технологии производства, особенности организации труда, психоэмоциональных качеств участников производства;

- социальные методы связаны с теми межличностными, межгрупповыми отношениями, которые складываются в процессе производства;

- системные методы исследуют производство, рассматриваемое как целостность, как сложную совокупность элементов. Единство этой системы обусловлено объективными законами развития организации. Отсюда вытекает необходимость использовать системные методы управления.

Во-вторых, совокупность методов реализации целей управления можно рассмотреть с точки зрения объекта, с позиции того, на что направлен метод управления. Все методы, в конечном итоге, адресованы людям как субъектам и объектам управления и исполняются людьми же. Они предназначены как для коллектива работников, так и для отдельных исполнителей.

По способу конкретного воздействия на людей методы управления можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся методы материальной мотивации, непосредственно влияющие на экономические интересы субъектов. Они оказывают наиболее эффективное воздействие, и без их учета все остальные механизмы воздействия оказываются малоэффективными.

Ко второй группе относят способы управления, воздействующие на общественные, моральные, правовые интересы людей. Они называются методами социальной мотивации, и необходимо включают в себя психологический элемент воздействия - убеждение, аргументацию, юридические, моральные, эстетические нормы и правила.

Третья группа - это методы властной, принудительной мотивации. Речь идет о таком воздействии, которое опирается на реальное принуждение или на потенциальную возможность его применения.

В третьих, методы управления можно рассматривать с точки зрения тех организационных форм, в которые они воплощаются. Всякий метод управления связан с подготовкой решения, с его реализацией. Управление и решение составляют диалектическое единство. Но формы работы при подготовке самого решения различны, и это создает основания для классификации методов управления с точки зрения организационной формы.

По характеру принимаемого решения можно различать единоличный метод, коллегиальный метод, коллективный метод, разного рода комбинированные (совместные) методы. К методам управления, применяющим различные технические средства, относят, например, компьютерные способы управленческого воздействия.

Таким образом, методы управления многообразны, поэтому возможно несколько типов классификации методов управления. Они друг другу не противоречат. Более того, несколькими классификациями в теории можно отразить реальную многогранность методов управления.

К основным типам психологических методов относятся методы эмоционального побуждения, методы гуманизации труда и профессионального отбора и обучения.

Мотивация в традиционном смысле означает побуждение людей к деятельности для достижения желаемых целей. Мотивирование – метод, который использует орган управления, руководитель, чтобы побудить руководимые им коллективы работников к трудовой деятельности с желаемыми параметрами. Особенностью психологического побуждения, отличающей его от других видов мотивации, является использование внутренних механизмов. Они возникают в результате внешних воздействий и их переработки в сознании под влиянием характеристик личности, которые сложились в течение всей жизни индивида. Система мотивации и побуждения может быть основана на научных знаниях особенностей людских ресурсов, потребностей среднего работника конкретного предприятия. Заработная плата и другие материальные побудители являются только элементом этой системы.

Влияние, которое оказывает социальное взаимодействие на психику участников производственного процесса, происходит по специфическим законам, изучаемым социальной психологией. Поскольку применение методов управления направлено на деятельность группы или индивида в группе, то проектирование методов должно учитывать особенности функционирования психики человека в групповой ситуации. Необходимо отметить факт зависимости чувства коллективности от уровня взаимодействия и общения членов коллектива. Если члены производственного коллектива не имеют возможности общаться, то производительность их труда снижается.

При определении состава и выборе метода управления руководители чаще всего пользуются комбинацией методов, в наибольшей степени отвечающих особенностям тех или иных задач.

Точно установить силу и конечный эффект воздействия методов довольно сложно. Однако, данные способы, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе. Поэтому далее требуется исследовать сам механизм воздействия, т.е. существующие техники и технологии руководства.

Техника (от греч. techne) – искусство, мастерство, умение – совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания потребностей общества. Еще одно значение этого термина состоит в том, что техника понимается как совокупный набор навыков и приемов, используемых в каком-либо деле или искусстве.

Применительно к проблеме формирования позитивного имиджа будем считать техникой совокупность умений, навыков, приемов, используемых субъектом в управлении для реализации своих целей. Согласно определению В.П. Пугачева, техника руководства означает «комплекс норм, правил, образцов руководства организацией, обязательных для каждого ее сотрудника, и, прежде всего, руководителя».1 Нередко вместо понятия «техника руководства» используются такие категории, как «принципы руководства», «концепции руководства», «техника менеджмента», «принципы менеджмента», «концепции менеджмента». В теории управления разработаны основные техники руководства. Это «техника рамочного управления», «техника делегирования полномочий», «техника управления по целям», «техника системного управления». Под принципами управления будем понимать общие закономерности, внутри которых реализуются связи отношения между различными элементами управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.

Необходимо согласиться с мнением З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина, которые считают, что понятие «метод управления» должно обязательно включать момент альтернативности, возможность выбора способа действий. Именно этим метод управления отличается от принципа управления. Принцип управления – это постоянно и последовательно применяемый метод. Следовательно, по мере того как метод теряет свою альтернативность, становится все больше и больше преобладающим вариантом или даже единственным вариантом действий, тем меньше он метод и тем больше он принцип. Принцип управления мы уже не выбираем, мы ему следуем постоянно.1

Термин «технология» означает «искусство», «мастерство», «умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности». Технология управления – это методы и способы управленческих действий, помогающие точно, быстро, рационально достигать намеченных целей. Технология – это определенная логика управленческих процессов, элементами которой являются последовательность операций: цель – содержание – действия – результат.

Технология управления - это совокупность средств и операций организации и упорядочения целесообразной деятельности, которая реализуется адекватно логике преобразования объекта; в заданных волей субъекта пространственно-временных интервалах и в фиксированной последовательности управленческих операций. Совокупность всего технологического процесса, его строгая логическая последовательность обеспечивают достижение необходимого результата в рамках определенных допусков, связанных со спецификой активности объекта управления, отработанная технология позволяет получать выполнение управленческого решения в относительно автоматическом, процедурном режиме.

Вследствие того, что технология алгоритмизирует деятельность, она может быть многократно использована (репродуцирована, тиражирована) для решения аналогичных управленческих задач. Функционально она регулирует процесс реализации воли субъекта в необходимом направлении; контролирует реакции объекта стандартами, правилами, нормами, условиями, приказами и распоряжениями; гарантирует получение искомого результата; обеспечивает алгоритм процесса управления. Таким образом, технология предполагает порядок, правила, нормы, запреты, последовательность операций, этапы реализации. Управленческие технологии в современном обществе обеспечивают решение социально-экономических проблем взаимодействия больших масс людей в государственном регулировании, в производственных процессах, в обеспечении стабильности и гармонизации социальных противоречий. Современный уровень знаний и развития техники позволяет преобразовать на уровень технологии (алгоритмизировать) практически любой вид социальных взаимосвязей.

Социальные технологии принципиально отличаются от технологий, используемых в производстве. Если промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных процессов и операций и замену одного элемента другим, а также изменение порядка влечет за собой полное изменение результата или полную остановку производственного процесса, то в социальной технологии исходным и конечным результатом выступает человек. Эти процессы отличает вариабельность, полифункциональность, активность самого объекта воздействия, опосредованное влияние техники, где основным параметром, подвергающимся изменению являются качества личности. Примером социальной технологии может служить процесс профессионального обучения специалистов.

Социальные технологии более гибки, нежели промышленные, они не так жестко детерминированы качественным своеобразием составляющих элементов. Результативность также не гарантирована даже при самом строгом соблюдении технологических процессов. На субъекта управления оказывает влияние множество внешних факторов и воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна. Поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Поэтому в технологии управления огромную роль играет принцип “обратной связи”, понимаемый как учет реакций объекта и коррекцию действий субъекта в зависимости от вектора обратной связи.

В производстве руководитель выявляет работников, у которых возникают трудности с выполнением производственных заданий. Определив это он воздействует на них системой административных мер для “подтягивания” до общего уровня. Для работника происходит повторение элементов “технологического” процесса обучения. Если через некоторое время он демонстрирует свою готовность и возможность реализовать профессиональные навыки, то для руководителя это есть сигнал об успешности процесса дополнительного обучения. Если такой готовности нет, то это означает необходимость замены работника.

Управленческие технологии обладают свойствами системности и структурности, поэтому они способны скорректировать недостатки отдельных методов управления. Другая особенность управленческих технологий состоит в том, что они имеют иной, более высокий уровень организации и сложности. В управлении технологии направлены на преобразование исходных социальных отношений и производственных связей в качественно новое состояние, потребное целям субъекта, и достигаемое через применение алгоритмов и методов менеджмента. Элементами управленческой технологии являются отдельные операции. Операции можно подразделить на формальные, совершаемые по заранее описанной программе действий (алгоритму) и творческие. Внедрение компьютерной техники позволило технологически описать весь процесс управления через набор элементарных операций, и применить количественные (математические) методы анализа и прогнозирования возможных последствий управленческого решения. Среди формальных операций можно выделить операции документируемые, т.е. изложенные в официальных документах, и не документируемые, т.е. формально описанные, но не принятые как официальные.

Поскольку управление реализуется в действиях работников, и этот процесс детерминирован природными и социальными законами развития, то и технология управленческого труда имеет логичную последовательность операций. Её общую характеристику дала И.Н. Герчикова. Технология управления состоит из трех основных элементов: выработки целей и стратегии развития фирмы; принятие и реализация управленческих решений; информационное обеспечение управления. На наш взгляд, эту схему необходимо дополнить начальной и конечной операцией системного анализа и постоянного мониторинга экономического (финансового) положения фирмы, а также операциями контроля исполнения решений и конечного контроля соответствия результата принятым планам.

Операция реализации стратегии состоит в выборе направления развития и реализации производственно-хозяйственной деятельность фирмы по избранному пути. При разработке стратегии производится оценка возможностей и ресурсов для достижения целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка возможности альтернативной деятельности фирмы.

На основе проведенного анализа формулируется стратегическое планирование концепции развития фирмы в целом. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности руководителя. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений не подаются формальному описанию, это – творческий процесс в деятельности руководителя, включающий изучение проблемы на основе достоверной информации, выработку и постановку цели, выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения; анализ различных вариантов решения проблемы; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей, контроль исполнения решения и сравнение полученных результатов с плановыми показателями. Теоретическому описанию поддаются подготовительные этапы, а сам момент принятия решения есть точка разрыва постепенности, скачок перехода количества подготовительных операций в качество результата, интуитивное вчувствование в суть проблемы и её разрешение.

Операция управленческого решения состоит из четырех стадий: подготовки, принятия, реализации и контроля исполнения.

На стадии подготовки проводится политический, экономический и финансовый анализ ситуации на микро–и макроуровне. Мегауровень анализа применяется, как правило, для очень больших компаний, чья деятельность имеет федеральное значение, зависит от мировых цен на сырье, энергоносители, политической стабильности правительства, от взаимодействия с влиятельными политиками, лоббистами, профсоюзами, крупными кредитными учреждениями и т.д. На этой стадии выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На второй стадии осуществляются разработка и оценка альтернативных вариантов, вероятных действий, проводимых на основе расчетов; определение критериев оптимальности; выбор и принятие решения. На стадии реализации принимаются меры конкретизации и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата. Каждое управленческое решение имеет свой результат, поэтому цель управленческой деятельности состоит в нахождении таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю по мере реализации.

Технология управления имеет следующие составляющие: общее руководство и правила принятия решений; планирование, принятие совместных решений руководителями одного уровня, функционирование целевых групп для изучения сложных проблем, требующих адекватного решения, матричный тип взаимодействия, системное материально-техническое и информационное обеспечение.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе, хранении и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией, между подразделениями фирмы осуществляется на базе современной компьютерной техники и средств связи. Внутренняя система информации решает задачи организации технологического процесса и является элементом технологии управления. Особую роль играет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый фонд и потенциал знаний и технических решений, использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.

Технология управления по целям обладает потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в области человеческих ресурсов. Кроме того, управление по целям – еще и способ мотивации, элементами которого является беседа о результатах, получение сведений об эффективности работы исполнителя, консультирование и индивидуальная подготовка, методы оказания влияния, методы подбора и оценки персонала, делегирование ответственности и власти.

Для формирования позитивного имиджа руководителя необходимыми оказываются комплекс навыков и умений: умение выступать перед большой аудиторией, административные навыки поддержания трудовой дисциплины и морали, методы групповой работы, техника творческой работы, техника скорочтения, умения отдыхать и расслабляться. Эти навыки не достигаются механическим исполнением инструкций и рекомендаций. Они требуют творческого подхода к технологии управления.

Что означает творческий подход в деятельности руководителя? Когда управление можно считать творческим? Вначале следует назвать основное условие творческого подхода: наличие специальных управленческих знаний и умений. Кроме того, в процессе управления наряду с креативной деятельностью всегда требуется аналитическая деятельность. Творческий подход, таким образом, необходимо сочетать с логикой и аналитикой.

Творческий подход в управлении складывается из трех факторов, которыми являются:

- творческая позиция, являющаяся открытым, гибким и самостоятельным способом отношения личности к окружению. Творческий подход в своем лучшем виде означает непредубежденное, положительное и конструктивное отношение к стимулам. Конструктивное сотрудничество и оказание поддержки другим являются решающими факторами в повышении эффективности духовных ресурсов;

- творческое выражение, с помощью которого личность отвечает на вызовы внешнего окружения, стремясь реализовать свои взгляды, мотивы и чувства в повседневной деятельности;

- творческое производство, которое означает, что субъект управления осуществляет такое соединение известных факторов, преобразует действительность и получает новую социальную реальность.

Технология управления по результатам означает планирование, осуществление и контроль деятельности руководителя. Основными её этапами являются определение проблем, сбор данных, выработка идей и предложение по альтернативным решениям, принятие решений, убеждение коллег и подчиненных в его правильности, мероприятия по реализации и контроль.

Специфика управленческих технологий состоит в том, что требуют профессионального мастерства субъекта управления, его развития как творческой личности, обладающей высоким уровнем самосознания, логического мышления, самоорганизации, самодисциплины, рефлексии, навыками общения, волевым и дипломатичным поведением. Фундаментальная сложность управленческих технологий, применяемых к производственным задачам, состоит в слабой взаимозависимости конкретной цели и определенности коррекционного воздействия, с одной стороны, и подвижности реальных ситуаций, непредсказуемости реакций объекта управления - с другой стороны.

В настоящее время методически наиболее разработаны управленческие технологии, направленные на освобождение от субъективных внутренних преград, психологических барьеров к самовыражению и к творчеству.

Реализация управленческого решения возможна при совмещении технологий с позитивными ориентирами. Соотношение позитивных ориентиров и управленческих технологий представлено на рисунке 6.


  ПОЗИТИВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ  
тема 9.социологический анализ имиджа управленческой деятельности - student2.ru                                                      
Позитивный имидж     Компетентность     Потребности  
                                                     
Внешний вид   Деловые коммуникации   Респектабельность манер   Образ организации   Стратегия поведения     Профессионализм знаний   Профессионализм общения   Профессионализм самосовершенствования     Статус признания   Защита-зависимость   Независимость   Любовь и привязанность   Физический комфорт
                                                         
                                                         
  социально-позитивные технологии  
                                                                                                                         

Формирование имиджа современного руководителя предполагает формирование позитивных ориентиров его деятельности, которые зависят от системы и целевой направленности применяемых управленческих технологий. Элементы управления в виде активных форм обучения весьма разнообразны: тренинги, тесты, деловые и ролевые игры, решение производственных задач и ситуаций, лекции, беседы, дискуссии.

Определение целевой направленности управленческих технологий требует их более подробного рассмотрения. Понятие «тренинг» в переводе с английского (training) означает «воспитание», «обучение», «подготовка». Одним из первых получил распространение социально-психологический тренинг (СПТ). Основная его цель, по определению исследователей (Л.А. Петровской, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Богомоловой) – это формирование межличностной составляющей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств индивида в формировании социальных навыков. Сам тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышение эффективности трудовой деятельности.

Социально-психологический тренинг (СПТ) предусматривает намеренное столкновение руководителей с кризисными ситуациями, необходимо возникающими в процессе его реальной профессиональной деятельности, но не решаемыми обычными средствами. Как система управленческого воздействия СПТ состоит из трёх блоков:

- дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.).

- игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); ролевые игры (интонационно-речевой и видеотренинг, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения).

- сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии к объектам интерперсонального поля).

Для дискуссионных методов характерно приучение руководителей не только говорить, но и слушать, овладение методами психотерапевтической разрядки групповой напряженности, стимуляции глубинных ассоциаций, анализа конкретных ситуаций морального выбора.

Деловые игры имеют значение для формирования навыков управленческой деятельности поскольку человек лучше всего усваивает динамичные процессы, тем более, если он в них лично включен. Деловые игры функционально предназначены для выработки и принятия управленческих решений. В практике управления можно выделить основные области использования деловых игр:

- для обучения механизмам принятия решений в производственно-хозяйственных ситуациях, при необходимости учета многочисленных факторов;

- в научных исследованиях, когда определенные проблемы, гипотезы и теоретические положения изучаются и анализируются методом игрового моделирования;

- при обучении и повышении квалификации руководителей.

Деловые игры характеризуются наличием следующих основных элементов: созданием определенной обстановки, в которой участникам необходимо анализировать возникающие ситуации и принимаемые решения; обязательным созданием ситуации конфликта, противоречия, которые необходимо преодолеть; невозможностью создания официозной обстановки, наличие неформальных моментов общения; динамичным характером изменения обстановки. Управленческие имитационные игры являются средством изучения и анализа функционирования производственно-хозяйственных и других организаций. Это изучение и анализ могут осуществляться со следующими основными целями:

- в рамках изучения функционирования организаций с учебной целью в техникумах, вузах, институтах повышения квалификации;

- для принятия решений и изучения функционирования организаций руководителями и специалистами для выработки наиболее обоснованных решений;

- для проектирования и изучения функционирования различных организаций в научных целях.

Сенситивный тренинг базируется на теориях лидерства, мотивации, коммуникации, групповой динамики и развивает, совершенствует способности руководителя в понимании других людей. Характерными особенностями этого тренинга являются создание дружеской, неконфликтной обстановки равенства, отсутствия явных авторитетов, нацеленности группы исключительно на формирование навыков общения и личных, неформальных отношений.

Осознание необходимости эффективно взаимодействовать с людьми, и не только по вертикали социальных связей, – ключевой фактор профессионального успеха руководителя. Компетентность менеджера в этой области предполагает, прежде всего, знание себя, своих сильных и слабых сторон, исходного и намеченного уровня развития своих профессиональных и личностных качеств. Этот уровень необходимо дополнить знаниями особенностей психики других людей, различий психоэмоциального реагирования профессиональных групп. Немаловажную роль в формировании позитивного имиджа руководителя играет опыт разрешения деловых и жизненных ситуаций, знание алгоритмов поведения в кризисах, умение гибко менять тактику поведения при сохранении общей стратегии достижения цели.

К типичным личностным свойствам организаторов можно отнести:

- умение “заряжать” своей энергией других людей, активизировать их;

- практический ум, понимаемый как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение к каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей;

- знание психологии людей и умение верно на нее реагировать;

- критичность, как осознание недостатков в действиях и поступках других людей;

- психологический такт – способность установления контактов с другими людьми;

- общий культурный уровень развития личности как показатель сообразительности и общих умственных способностей;

- инициативность;

- требовательность к другим людям;

- склонность к организаторской деятельности;

- практичность;

- самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;

- наблюдательность;

- самообладание;

- общительность;

- настойчивость;

- активность;

- работоспособность;

- организованность.

Этот перечень отражает социально-значимые характеристики имиджа руководителя. На наш взгляд, его можно продолжать до бесконечности, поскольку управленческая деятельность есть атрибут социальной организации, и участвующие в ней субъекты исполняют свои функции не согласно внутреннему распорядку организации, не “от и до”, а они живут в этой системе отношений, это их образ жизни, а её, жизнь, перечислить невозможно. Руководитель должен быть твердым в принятии своих решений, жестким в проведении своей линии, коммуникабельным и креативным в отношениях с конкурентами и т. д. и т. п.

Одно из основных условий организации процесса делового общения является успешное разрешение производственной задачи. По результату решения можно судить о глубине проникновения в проблему, о качестве ее анализа, осмысления и понимания. Оценка содержания процесса разрешения задачи способствует формированию профессионализма деятельности, который является имиджевой характеристикой руководителя. Поэтому одним из показателей оценки позитивного имиджа руководителя является умение решать производственные задачи на теоретическом и практическом уровнях.

Поэтому далее нам необходимо рассмотреть, что представляет собой задача по составу и структуре. Л.М. Фридман считает, что любая задача состоит из одних и тех же частей. Первой системной частью задачи является предметная область, представляющая собой класс фиксированных (названных, обозначенных) объектов/предметов. Второй составной частью задачи являются отношения, которые связывают объекты предметной области. Третью часть составляет требование задачи, т.е. указание о цели ее решения (что необходимо установить в результате решения задачи). Четвертой составной частью является оператор задачи – совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее требование. По структуре Д. Пойа были выделены следующие виды задач: разыскание искомого, доказательство или объяснение, преобразование или построение.

Перед руководителем стоят, как правило, задачи, направленные на формирование профессионализма деятельности в системе “человек-человек”. Таким образом, проблема постановки задачи – это вопрос как сплотить людей в единый коллектив, двигающийся в едином направлении и, в идеале, работающий в едином ритме. В качестве основных критериев определения производственных задач можно выделить следующие:

- социальная направленность отношений воздействия по горизонтали и вертикали;

- длительность протекания (быстротечная или затяжная);

- частота возникновения аналогичных ситуаций;

- источники, причины возникновения ситуаций;

- степень влияния ситуаций на личность;

- генезис ситуации;

- полученный результат.

Предлагаемая нами система задач направлена на формирование профессионализма деятельности, который согласно концепции И.Д. Багаевой, состоит из трёх компонентов:

- профессионализма знаний как основания, базиса формирования профессионализма в целом;

- профессионализма общения как готовности и умения использовать систему знаний на практике;

- профессионализма самосовершенствования, обеспечивающего динамичность развития личности.1

К механизмам выработки технологии эффективного решения относятся следующие:

- задачи, связанные с формированием профессиональных знаний, умений и навыков;

- задачи, направленные на формирование коммуникативных, организаторских и гностических умений, вербальных и невербальных коммуникаций, способов разрешения производственных конфликтов;

- задачи, направленные на совершенствование профессионального самосознания, самооценки, саморазвития, самообразования.

Одним из показателей профессиональной готовности к успешной управленческой деятельности является умение вырабатывать и самостоятельно принимать решения в критических ситуациях. Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура человека и его профессиональное мастерство. Но этим профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходимая его составляющая – творчество, которое проявляется в практическом мышлении. Важной особенностью такого мышления выступает практическая ориентация в процессе решения ситуации. Технологию решения задачи можно рассматривать как мыслительный процесс, имеющий следующие блоки: поиск решения; нахождение его; реализация и контроль исполнения; оценка полученного результата и осмысление способов его достижения.

Первый блок включает в себя анализ и предварительную оценку задачи; вхождение в проблему; выдвижение гипотез решения; диагностику; формирование цели; определение алгоритма действий. Второй блок способствует определению степени важности и срочности конкретного решения; динамическому прогнозированию путем соотнесения с объектом деятельности; определению уровня приемлемости и экономичности принятого решения; оцениванию вероятности успешной реализации; предвидению возможных затруднений; принятию решения. Третий блок реализует решение и осуществляет контроль. Четвертый блок обеспечивает проверку правильности решения; осмысление способа его реализации.

Социально-позитивные технологии – это система и последовательность действий, устойчивых приемов работы в условиях действующих объективных ограничений и предписаний. Технологии направлены на организацию объектов воздействия, а также средств, форм, методов такого воздействия, на регулирование процесса взаимодействия государственных служащих с объектами общения, с объектами познания и труда средствами оценивания, коррекцию своей собственной деятельности и поведения на основе обратной связи. Позитивный имидж профессиональной деятельности формируется социально-позитивными технологиями, целевая направленность которых заключается в овладении и совершенствовании позитивными ориентирами индивидуально-ситуативного стиля руководства.

Вопросы

  1. Какие существуют классификации методов?
  2. Что входит в понятие «техника»?
  3. Что означает термин «технология управления»?
  4. Чем социальные технологии отличаются от производственных?
  5. Как на имидж руководителя влияют управленческие технологии?
  6. Сколько стадий включает операция управленческого решения?
  7. Что входит в комплекс навыков и умений по формированию позитивного имиджа руководителя?
  8. Какие социально-значимые характеристики отражают имидж руководителя?
  9. Какие показатели характеризуют профессиональную готовность к успешной управленческой деятельности ?

Литература

1. Бураканова Г.М., Изтелеуова Л.И. Имиджелогия. Астана, 2011.

2. Шепель В.М. Управленческая этика. – М., 1989.

Наши рекомендации