Тема № 5. Социологический анализ культуры

Подходы к понятию «культура» в социологии.

Формы культуры.

Основные элементы культуры.

Культурная динамика.

Подходы к понятию «культура» в социологии.

Формирование личности происходит на базе приобщения индивида к культуре, усвоения им социального опыта предшествующих поколений, ценностных установок и норм, разделяемых «значимыми другими» и развития на этой основе собственной идентичности, «самости».

Слово «культура» использовалось древними римлянами для обозначения процесса возделывания земли. Со временем его стали применять по отношению к людям, отличавшимся начитанностью и изящными манерами.

Сегодня термином «культура» обозначают различные стороны деятельности людей: например, культура производства, политическая культура, управленческая культура, физическая культура. Каждое из этих понятий подразумевает особый стиль мышления, поведения и оценки происходящего. Культуру изучают многие науки (философия, культурология, искусствоведение и др.). Многозначность понимания культуры породила трудности, связанные с научным определением этого термина. В конце 70-х гг. XX века французский ученый А. Моль насчитал боле 250 определений культуры, сформулированных в рамках различных гуманитарных и социальных наук.

В широком смысле под культурой понимается все, что создано людьми. Это знания, умения, машины, технологи, формы государства, идеи, религиозные обряды. В узком смысле культура – это способ ценностного освоения действительности, взгляд на мир сквозь призму добра и зла, прекрасного и безобразного, счастья и любви. В этом смысле культура- только значения, которыми люди наделяют различные факты и явления.

В социологии культура рассматривается как важнейшее общественное явление, имеющее социальное происхождение и выражающееся в социальных отношениях между людьми, направленных на удовлетворение их потребностей в совместной деятельности, общении и взаимопонимании.

Российский социологический энциклопедический словарь представляет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определенный уровень исторического развития конкретного общества и человека.

Таким образом, культура в социологии представляет собой качественно определенную, социально обусловленную совокупность ценностей, смыслов, образов и форм взаимодействия индивидов, групп, организаций, как между собой, так и с окружающей средой, формируемую посредством совместной жизни, деятельности и общения людей.

Значение культуры в жизни общества определяется ее функциями:

· регуляции взаимоотношений в обществе на основе разделяемых нравственных и культурных ценностей, традиций, норм и обычаев, которые придают деятельности людей предсказуемый характер. Культура – это нормативная система, то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:

o информирует индивида о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено нежелательным;

o побуждает, мотивирует к поведению, одобряемому в данной группе, сообществе;

o налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потворствовать;

· интеграции людей в единую общность. Благодаря символическим феноменам культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возможна интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура –это скрепы, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляющиеся взаимоотношения. Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным организацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает одно общество от другого;

· основы социализации личности;

· обеспечения преемственности в развитии общества;

· мобилизации людей на достижение социальных целей.

Формы культуры.

В социологии культура изучается через систему ее форм и элементов. Длительная история становления и развития общества сформировала разнообразные культурные формы. Для их изучения выделяют различные основания. В зависимости от социальной роли различают доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Доминирующая культура – (нормативная или официальная) – это совокупность ценностей, норм, идей, знаний, культурных образцов, стандартов, которые отражают смысл конкретного общества, его специфику и служат реализации высших целей.

Как правило, доминирующая культура разделяется большинством членов общества. Но в любом обществе существуют различные социальные, демографические и профессиональные группы, каждая из которых создает собственную субкультуру.

Субкультура– это совокупность ценностей, норм, идей, отражающих специфику соответствующей социальной группы.

Молодежная, городская, национальная и другие субкультуры имеют свою специфику, отличаются ценностями и идеалами, традициями, обычаями, особенностями языка, правилами поведения.

В последние голы пристальное внимание исследователей приковано к молодежной субкультуре. Она характеризуется следующими особенностями:

· обособленность, отстраненность (демонстративная, эпатажная) от культурных ценностей и традиций старших поколений;

· проявление преимущественно в сфере досуга;

· преобладание потребления над творчеством;

· авангардность, устремленность в будущее, экстремальность;

· групповые стереотипы поведения, ярко проявляющиеся в неформальных молодежных объединениях;

· неоднородность молодежной субкультуры.

Кроме субкультуры в обществе существует контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и разрушает ее (например, культура преступных организаций, экстремистских политических движений, некоторых религиозных сект). Контркультура получает распространение в обществе со слабыми социальными институтами, в условиях экономических и политических кризисов и наносит ему непоправимый вред. Для ее нейтрализации используется весь арсенал средств – от поддержки и развития доминирующей культуры до вооруженной борьбы.

В зависимости от того, кто создает культуру и кому она предназначена, различают ее формы - народную, массовую и элитарную.

Народная культура– мифы, легенды, сказки, былины является результатом коллективного творчества. Народная культура- исторически первая, самая ранняя форма творчества людей, результат духовного поиска народа. С появлением профессиональных творцов – художников, поэтов и музыкантов – народная культура утрачивает «неорганизованную» форму существования и превращается из увлечения в профессию.

Массовая культура – это современное явление. Она получила широкое распространение в XX в.в связи с небывалым развитием массового производства и потребления, которые имеют стандартизированный, обезличенный характер, а также в связи с распространение средств массовой информации. Благодаря их деятельности массовая культура тиражируется и популяризируется. Она носит коммерческий характер. Продукция массовой культуры продается и покупается, приносит прибыль своим создателям. К этой форме культуры относятся – вестерны, детективы, фильмы ужасов, популярная музыка, телесериалы и др. Массовая культура демократична и интернациональна. Для ее восприятия не требуется специальной подготовки. Она быстро реагирует на происходящие события, адресуется широкой аудитории. В этом ее преимущества. Но художественная ценность большинства произведений массовой культуры сомнительна. Лишь единичные ее произведения проходят проверку временем. Она быстро теряет актуальность и выходит из моды. Кроме того, при современном уровне развития средств массовой информации, некоторые ее образцы могут оказывать на человека разрушительное воздействие, влияя на подсознание и инстинкты. Иногда легко внушаемые люди под воздействием тяжелой музыки, фильмов ужасов или боевиков теряют контроль над собой, действуют непредсказуемо не только для окружающих, но и для самих себя.

Элитарная культура – также создается профессионалами. Но в отличие от массовой, она сложна для восприятия и требует специальной подготовки, поэтому имеет ограниченный круг ценителей и почитателей. Фильмы Феллини, Тарковского, музыка А. Шнитке, книги Ф. Кафки требуют философского взгляда, тренированного ума и развитого интеллекта. Создатели элитарной культуры ориентируются не на прибыль, а на воплощение своих идей и ценностей, творческую самореализацию.

Массовая и элитарная формы культуры не отделены непреодолимой стеной. Образцы элитарной культуры могут стать элементами массовой в связи с ростом образования и общей культуры населения.

Наши рекомендации