Какой из «социальных лифтов» процесса мобильности можно считать основным в человеческом обществе?

а) личные способности индивида; б) стремление индивида занять наиболее привлекательную социальную позицию; в) социальный институт; г) конкуренцию между индивидами; д) межличностные отношения.

Какое социальное действие может способствовать продолжению уже существующего социального конфликта?

а) отступление; б) блокирование; в) идентификация; г) возмездие (ответное действие).

Что есть социальная группа согласно научному определению этого понятия?

а) социальная общность, объединенная по территориальному признаку; б) социальная общность, объединенная по одному или нескольким признакам; в) социальная общность взаимодействующих индивидов; г) люди со сходными психологическими характеристиками.

24. Эмоциональный социальный конфликт разрешается только когда: а) изменяются установки участников конфликта относительно друг друга; б) один из соперников идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте; в) устраняется причина конфликта; г) истощаются ресурсы конфликтующих сторон; д) в конфликт вступает третья сила, создающая подавляющий перевес одному из участников конфликта.

25. Социальная роль представляет собой: а) совокупность действий индивида в определенных ситуациях; б) образец поведения; в) систему психологических установок; г) систему ожиданий по отношению к индивиду, который занимает определенный статус.

Тест 2.

1. С биологическим организмом, каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

2. В надындивидуальной духовной реальности, основанной на «коллективном сознании», то есть на общности коллективных представлений, чувств, верований и т, д., видел первооснову общества:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

3. В ориентированных друг на друга социальных действиях видел первооснову общества:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

4. В общности фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, видел первооснову общества:

а) М. Вебер; б) 3. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

5. Резкое возрастание роли знания и информации характерно:

а) для доисторических обществ; б) для индустриального общества; в) для постиндустриального общества; г) для традиционного общества.

6. Разрыв, связанный с более быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с изменениями в нематериальной культуре общества, называют:

а) аномией общества; б) дисфункциями общества; в) культурным лагом; г) хаосом.

7. В переводе с латинского слово «культура» означает:

а) свет, просвещение; б) возделывание земли, воспитание, образование; в) любовь к наукам; г) образ жизни римлян; д) этикет.

8. Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, называют: а) культурным пегом; б) культурными универсалиями; в) социальными нормами; г) социальными ценностями.

9. Культуру отдельных социальных групп, слоев, общностей называют:

а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой; г) элитарной культурой.

10. Взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней:

а) культурный релятивизм; б) эгоизм; в) этноцентризм.

11. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются отдельные технологии, образцы поведения чужой культуры, называется:

а) аккультурация; б) культурная дифференциация; в) культурный конфликт; г) ассимиляция; д) интеграция.

12. Культурное взаимодействие, характеризующееся полным принятием одной культурой другой, получило название:

а) адаптация; б) конфликт; в) ассимиляция; г) диффузия; д) интеграция.

13. Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие:

а) индивид; в) личность; б) индивидуальность; г) человек.

14. Совокупность интегрированных в индивиде социально-значимых черт, социальных отношений данного общества выражает в социологии понятие:

а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.

15. Иерархическая структура личности по К.К. Платонову выражает: а) биологическую природу личности; б) биосоциальную природу личности; в) психологическую природу личности; г) социальную природу личности.

16. Конкретное место, занимаемое личностью в системе общественных отношений, это:

а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.

17. Положение личности в обществе, обусловленное социальной значимостью выполняемых ею общественных функций, - это:

а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.

18. Уникальность, присущая конкретной личности, выражается в социологии понятием:

a) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.

19. Иерархическое положение того или иного социального статуса, разделяемое обществом и закрепленное в культуре, общественном мнении, - это:

а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) статусный набор.

20. Ожидаемое поведение личности, обусловленное ее социальным статусом - это:

а) социальная мобильность; б) социальная позиция; в) социальная роль; г) социальный престиж.

21. Прогресс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта называется:

а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.

22. Процесс целенаправленного формирования у индивида социальных навыков, включения его в социальную среду для приобретения им социального опыта называется:

а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.

23. Ролевой конфликт личности - это: а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и группой.

24. Американский социолог Дж. Мид в обучении ребенка выполнению ролей взрослых выделял: а) две стадии; в) четыре стадии; б) три стадии; г) пять стадий.

25. Типологию личности в зависимости от соотношения характерных для нее социальных ценностей и соответствующих им средств достижения разработал:

а) Р. Мертон; б) В.Г. Немировский; в) Э. Фромм; г) В.А. Ядов.

26. Подчиненный подал руку начальнику. Какой термин подходит для этого явления?

а) культурная ценность; б) культурный комплекс; в) культурное различие; г) культурный элемент; д) субкультурное взаимодействие.

Тест 3

1. Простейшим проявлением социальных связей выступают:

а) социальные взаимодействия; б) социальные институты; в) социальные контакты; г) социальные отношения.

2. Кратковременные, легко прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах, - это:

а) социальные действия; б) социальные контакты; в) социальные отношения. г) социальные факты.

3. Первоначальным и необходимым звеном формирования социальных взаимодействий выступают:

а) контакты заинтересованности; б) контакты обмена; в) пространственные контакты.

4. Социальные контакты, в которых проявляются индивидуальные черты личности или особенности других социальных объектов, называют: а) контактами заинтересованности; б) контактами обмена; в) пространственными контактами.

5. Зависимость между людьми, реализованная через социальное действие, - это:

а) социальный процесс; б) социальная общность; в) социальная связь; г) социальный факт.

6. Покупка пассажиром газеты в привокзальном киоске является приемом социального:

а) контакта заинтересованности; б) контакта обмена; в) пространственного контакта.

7. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.

8. Ориентация на ответное поведение других людей является у М. Вебера одним из признаков:

а) социального действия; б) социального контакта; в) социального процесса; г) социального факта.

9). Из выделяемых М. Вебером типов действия наиболее высоким уровнем рациональности обладает:

а) аффективное действие; б) традиционное действие; в) целерациональное действие; г) ценностно-рациональное действие.

10. Действие как единичный акт и одновременно как социальную систему рассматривал в своем анализе:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.

11. Действие как непосредственное взаимодействие людей рассматривал в своем анализе:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Конт; г) Т. Парсонс.

12. Система взаимообусловленных социальных действий, когда действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов, называется:

а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом.

13. В структуре действия Т. Парсонса функцию адаптации выполняет: а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.

14. В структуре действия Т. Парсонса функцию целеполагания выполняет:

а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.

15. В структуре действия Т. Парсонса функцию интеграции выполняет:

а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система.

16. В структуре действия Т. Парсонса функцию поддержания образца выполняет:

а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.

17. Совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном поведении, называется:

а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным отношением; г) социальным процессом.

18. Одной из форм проявления социальных взаимодействий выступают:

а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.

19. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:

а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.

20. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным стилем, называются:

а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.

21. Социальные отношения, предусматривающие строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений, называются:

а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.

22. К базовым социальным институтам общества не относятся институты (вычеркнуть все неправильные ответы):

а) образования; б) наследования; в) власти; г) семьи; д) религии; е) политики.

23. Каждый из социальных институтов:

а) повышает уровень индивидуальности личности; б) стремится подчинить поведение личности институциональным нормам; в) создает референтные личности; г) повышает уровень активности личности.

24. Социальный институт представляет собой:

а) совокупность индивидов, занятых определенным видом деятельности; б) совокупность индивидов, объединенных единой культурой; в) систему социальных отношений, упорядочивающих деятельность людей в определенной сфере; г) совокупность индивидов со сходным социальным статусом.

25. Т. Парсонс выделял два источника изменения социальных институтов:

а) экзогенные; б) ресурсные; в) личные; г) эндогенные; д) властные.

26. Структуру социальных институтов образуют:

а) материальные элементы; б) личные элементы; в) поведенческие элементы г) заимствованные элементы.

Тест 4

1. Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как:

а) социальной группы; б) социально-культурной реальности; в) социальной общности; г) социальной системы.

2. Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:

а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной структуры; г) социального статуса.

3. Социальная система характеризуется:

а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной структурой; г) социальным конфликтом.

4. Социальная структура характеризуется:

а) горизонтальной упорядоченностью; б) вертикальной упорядоченностью; в) горизонтальной и вертикальной упорядоченностью; г) отсутствием упорядоченности.

5. Отражением уровня экономического развития общества выступает: а) социально-демографическая структура; б) социально-классовая структура; в) социально-конфессиональная структура; г) социально-этническая структура.

6. Соотношение работников молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:

а) социально-демографическую структуру; б) социально-классовую структуру; в) социально-профессиональную структуру; г) социально-этническую структуру.

7. Лидерство выступает проявлением:

а) групповой динамики; б) социализации личности; в) социальной стратификации; г) социальной мобильности.

8. Первичные социальные группы характеризуются:

а) половозрастными особенностями; б) профессионально-квалификационными особенностями; в) социально-экономическими особенностями; г) эмоционально-психологическими особенностями.

9. Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование:

а) социально-демографической структуры общества; б) социально-конфессиональной структуры общества; в) социально-профессиональной структуры общества; г) социально-этнической структуры общества.

10. Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого отношении других - это:

а) социальная группа; б) социальная общность; в) социальный класс; г) социальная страта.

11. Введение в оборот понятия «референтная группа» приписывают:

а) К.Марксу; б) О.Конту; в) Г. Хаймену; г) Ф.Энгельсу; д) М. Веберу.

12. Для малой группы обязательным признаком является:

а) общая территория; б) кровное родство; в) общий бизнес; г) личное знакомство; д) опосредованное знакомство.

13. Работники универмага представляют собой:

а) вторичную социальную группу; б) неформальную социальную группу; в) номинальную социальную группу; г) первичную социальную группу.

13. Общественное разделение труда выступает основой:

а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального неравенства.

14. Общественное распределение результатов труда выступает основой:

а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социальной стратификации.

15. Социальная стратификация выражает:

а) социальную адаптацию; б) социальную дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.

16. Сорокин П.А выделял:

а) один вид социальной стратификации; б) два вида социальной стратификации; в) три вида социальной стратификации; г) четыре вида социальной стратификации.

17. Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют:

а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным классом.

18. Одной из характеристик особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:

а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль стратификации; г) роль стратификации.

19. К открытому историческому типу стратификации относится:

а) кастовое общество; б) классовое общество; в) рабство; г) сословное общество.

20. Маргинальные слои населения характеризуются:

а) высоким социальным статусом; б) неопределенным социальным статусом; в) низким социальным статусом; г) отсутствием социального статуса.

21. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:

а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.

22. Старение нации является характерной особенностью социальной структуры:

а) только российского общества; б) всех современных обществ; в) ряда современных стран; г) только постсоветских стран.

23. Основой стабильности и устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран выступает

а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества; г) средний слой общества.

Тест 5.

1. Социальный институт - это:

а) искусственно-целевое образование; б) культурно-историческое образование; в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.

2. Социальная организация - это:

а) искусственно-целевое образование; б) культурно-историческое образование; в) локально-случайное образование; г) профессионально-ориентированное образование.

3. Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через:

а) социальные группы; б) социальные институты; в) социальные общности; г) социальные организации.

4. Социальные институты представляют собой:

а) системное объединение социальных связей и норм в определенной области деятельности; б) случайное объединение взаимодействующих в определенной области индивидов;

5. В своем главном назначении социальные институты общества призваны:

а) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов; б) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.

6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:

а) взаимопомощь; б) деперсонализация; в) самовозобновляемость; г) целеориентированность.

7. Приором социального института общества является:

а) Верховный суд Российской Федерации; б) Международный институт трудовых и социальных отношений; в) профессиональный союз; г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.

8. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:

а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.

9. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял:

а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.

10. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:

а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.

11. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:

а) вступления в профсоюзную организацию; б) повышения в должностной иерархии; в) проявлении индивидуальных личностных качеств; г) успешной сдачи служебной аттестации.

12. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:

а) клановой; б) нуклеарной; в) расширенной; г) родственной.

13. Нуклеарная семья наиболее распространена в:

а) аграрном обществе; б) постиндустриальном обществе в) индустриальном обществе; г) первобытнообщинном обществе.

14. Черты, отличающие нуклеарную семью от традиционной:

а) совместное проживание; б) состоит из двух и более поколений; в) не включает дальних родственников; г) включает детей и родителей; д) многодетность

15. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:

а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.

16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:

а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.

17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:

а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.

18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют:

а) матриархальной семьей; б) неотрадиционной семьей; в) патриархальной семьей; г) эгалитарной семьей.

19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:

а) к примитивному обществу; б) первобытному обществу; в) доиндустриальному обществу; г) индустриальному обществу.

20. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:

а) Е.М. Бабосов; б) М. Зебер; в) А.И. Пригожий; г) Н. Смелзер.

21. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:

а) неформальную власть социальной организации; б) организационное пространство социальной организации; в) организационную культуру социальной организации; г) формальную власть социальной организации.

22. Равенство в социальной сфере проявляется в:

а) равенстве природных задатков и склонностей людей; б) равенстве всех перед законом; в) уравнительном распределении материальных благ; г) отсутствии привилегий для отдельных групп.

23. Обществом в широком смысле слова называют:

а) совокупность форм объединения людей; б) весь окружающий мир; в) группы, в которых происходит общение; г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

24. Характерными чертами эволюции как формы общественного развития являются:

а) скачкообразность; б) революционный характер перемен; в) постепенность; г) застой.

Тест 6.

1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:

а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.

2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т.д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.

3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют:

а) выборочным; в) сплошным; б) монографическим; г) точечным.

4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют:

а) выборочным; б) монографическим; в) сплошным; г) точечным.

5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется:

а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.

6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:

а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.

7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:

а) аналитическим; б) оперативным; в) полевым; г) сплошным.

8. Часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации, называется:

а) генеральная совокупность; б) исследовательская группа; в) вторичная группа; г) выборочная совокупность.

9. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

10. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода:

а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического опроса; г) экспертного опроса.

11. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:

а) валидность; б) гетерогенность; в) гомогенность; г) репрезентативность.

12. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется:

а) закрытым; б) контактным; в) открытым; г) сложным.

13. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

14. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:

а) активное продуцированию гипотез; б) локальность изучаемой ситуации; в) оперативность получения информации; г) совместимость с другими методами.

15. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

16. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:

а) количественным анализом; б) контент-анализом; в) традиционным анализом; г) формализованным анализом.

17. Социологическую шкалу, где проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой величины к наименее значимой или наоборот, называют:

а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.

18. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

19. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют:

а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.

20. Тип графического изображения данных согтологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют:

а) гистограммой; б) диаграммой; в) кумулятой; г) полигоном.

21. Начальным этапом прикладного социологического исследования является:

а) обработка и анализ данных; б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования.

22. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является:

а) обработка и анализ данных; б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций.

23. Примером качественного метода социологического исследования является:

а) анкетирование; б) контент-анализ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа.

Тест 7.

1. Если все время существования человечества, как отмечает Э. Гидденс, мысленно представить как одни сутки, то современные общества появились:

а) примерно одну секунду назад; б) примерно 30 секунд назад; в) примерно 3 минуты назад;

2. Если последние 50 тысяч лет человеческого существования, как отмечает А. Тоффлер, разделить на период человеческой жизни, то из полученных примерно 800 таких периодов люди провели в пещерах:

а) 650 периодов; б) 70 периодов; в) 6 периодов.

3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:

а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции); в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному направлению в социологии.

8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции); в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному направлению в социологии.

9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений; б) историческому материализму (марксистской традиции); в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюционному направлению в социологии.

10. Социальные изменения происходят:

а) на макро - и микроуровне; б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.

11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:

а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение; в) не связано по значению; г) тождественно по значению.

12. Процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений - это:

а) социальное движение; б) социальное изменение; в) социальный контроль; г) социальный процесс.

13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:

а) маятниковость; б) направленность; в) необратимость; г) цикличность.

14. Автором теории «стадий экономического роста» является:

а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу; г) А. Турен.

15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:

а) Р. Дарендорф; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.

16. Социальная революция и социальная эволюция - это:

а) антагонистические стороны социального развития; б) взаимоисключающие стороны социального развития; в) взаимосвязанные стороны социального развития; г) тождественные стороны социального развития.

17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:

а) всех сторон жизни стран и народов; б) культурных отношений стран и народов; в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.

18. Совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе - это:

а) социальное движение; б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.

19. Общие цели социального движения и способы их достижения определяются:

а) на стадии формирования движения; б) на стадии мобилизации движения; в) на стадии формализации движения; г) на завершающей стадии движения.

20. Примером социального движения является:

а) социальное волонтерство; б) Всемирная федерация профсоюзов; в) экономическая система.

21. Какое из приведенных утверждений наиболее точное?

а) молодежь выступает нейтральным звеном социальных изменений; б) молодежь выступает объектом социальных изменений; в) молодежь выступает объектом и субъектом социальных изменений; г) молодежь выступает субъектом социальных изменений.

22. Движение антиглобалистов, прежде всего, отражает:

а) негативную сторону глобализации; б) недопустимость глобализации; в) позитивную сторону глобализации; г) противоречивость глобализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бачинин В. А. Социология : энцикл. словарь / В. А. Бачинин. – СПб. : Изд–во Михайлова В. А., 2006. – 288 с.

2. Волков Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. – М. : Дашков и К’, 2007. – 384 с.

3. Воронцов А. В. История социологии, ХIХ–начало ХХ века : в 2 ч. Ч. 1. Западная социология : учеб. пособие для вузов / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 423 с.

4. Воронцов А. В. История социологии, ХIХ–начало ХХ века : в 2 ч. Ч. 2. Русская социология : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 477 с.

5. Гайденко П. П. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. – Изд. 2-е. - М. : КомКнига, 2006. – 368 с.

6. Горелов А. А. Социология : учебник / А. А. Горелов. – М. : Эксмо, 2006. – 496 с.

7. Давыдова Л. В. Социология А. А. Зиновьева – путь к пониманию современности : учеб. пособие / Л. В. Давыдова. – М. : Моск. психолого-социальный институт, 2006. – 352 с.

8. Иванов Д. В. Социология: Теория и история / Д. В. Иванов. – СПб. : Питер, 2006. – 160 с.

9. Ирхин Ю. В. Социология культуры : учебник / Ю. В. Ирхин. – М. : Экзамен, 2006. – 525 с.

10. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте / А. Л. Козер пер. с англ. Т. И. Шумилиной; под ред. И. Б. Орловой. – М. : Норма, 2006. – 528 с.

11. Козлова О. Н. Социология : учеб. пособие / О. Н. Козлова. – М. : Омега–Л, 2006. – 320 с.

12. Кравченко А. И. История социологии : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2006. – 408 с.

13. Кравченко А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2008. – 536 с.

14. Макиавелли Николо. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. – СПб. : Вектор, 2006. – 191 с.

15. Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

16. Рабочая книга социолога / под общ. ред. Г. В.Осипова. - Изд. 4-е. – М. : КомКнига, 2006. – 480 с.

17. Социальная политика : энциклопедия / под ред. Н. А. Волгина и Т. С. Сулимовой. – М. : Альфа–Пресс, 2006. – 416 с.

18. Социальная политика : энцикл. словарь / под общ. ред. Н. А. Волгина; отв. ред. Т. С. Сулимова. – М. : Акад. Проект, 2005. – 688 с.

19. Социология. Общий курс : учебник / отв. ред.: А. В. Филиппов, А. С. Страданченков. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 332 с.

20. Социология семьи : учебник / под ред. А. И. Антонова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 640 с.

21. Социология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с.

Интернет-ресурсы

1. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru

2. Гавра Д. П. Социальные институты [Электронный ресурс]. – Д. П. Гавра. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа : http://www.xserver.ru ›user/sozin// – Загл. с экрана.

3. Коллекция рефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.otherreferats.allbest.ru ›sociology/00050467_0.html. – Загл. с экрана.

4. Красноярский педагогический университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.old.kspu.ru ›ffec/soc/soc12.html. – Загл. с экрана.

5. Левада-центр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lewada.ru

6. Социология [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. - Режим доступа : http://www.sociology-lecture.ru. – Загл. с экрана.

7. Социология. Обучающие материалы [Электронный ресурс] . – Электрон. поисковая программа. – Режим доступа : http://www.socialworkstud.ru ›…sociologicheskij…konflikta.html. – Загл. с экрана.

8. Элитариум. Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. – Электрон. поисковая программа. – Режим доступа : http://www.elitarium.ru ›…socialnye_statusy_i…roli.html. – Загл. с экрана.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОБУЧЕНИЕ В ВУЗе

Социологический опрос студентов ФГБОУ ВПО

«Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»

Программа исследования

Цель:

Выяснить отношение студентов к качеству характера обучения в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина и определить мотивацию обучения в университете, что позволит сделать выводы о том, какие бывают приоритеты обучения в ВУЗе, и на что нужно обращать внимание в учебном процессе.

Задачи:

1. Определить отношение студентов к уровню качества и характера обучения в ВУЗе.

2. Определить зависимость «интересов обучения».

3. Определить каким должен быть преподаватель университета.

4. Выяснить степень мотивации обучения студентов.

Вопросы

1. Уровень качества обучения в униве<

Наши рекомендации