Социология рабочего, внерабочего времени и досуга

ДОСУГА СОЦИОЛОГИЯ — отрасль социологии, изучающая поведение индивидов и групп в свободное время, способы удовлетворения потребностей в отдыхе (рекреации), развлечении, общении, развитии личности, а также функционирование учреждений досуговых услуг, “индустрии досуга”. В содержательном плане изучаются эволюция и особенности совр. досуга, его соотношение с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла и способами проживания (урбанизацией), роли досуга в формировании совр. образа жизни. Большинство исследователей под досугом, или свободным временем (в зап. социологии практически эти понятия слились), понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими). Совр. досуг, несмотря на его различие в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизма. НТП вызвал рост- производительности труда и подъем жизненного уровня населения, что позволило сократить время необходимого труда и значительно увеличить объем свободного времени. Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, в отпуске, что помимо др. причин, вызвало новое явление — сильную досуговую миграцию (отпускную и конца недели). Условия проживания в городе привели к ослаблению общинных связей, к росту социальной и духовной автономии личности и одновременно усилили процессы массовизации потребления, культуры, что отразилось на формах досуга. Такая экономическая функция досуга, как отдых после труда и подготовка к труду, как утверждают зап. социологи, перестала быть главной, важнее — потребление товаров и услуг, обеспечивающее воспроизводственный цикл. Социальные функции досуга связываются с общением и воспроизводством социальной структуры через свойственные различ. социальным группам типы и образцы досугового поведения. Отмечается возросшая ценность досуга как сферы потребления культуры и культуротворчества

28.соц-классовые отношения Первые шаги к объяснению экономических основ разделения общества на классы сделали французские и английские экономисты конца 18-начало 19 вв. (отчасти
Ф. Кенэ и главным образом А. Смит и Д. Рикардо).
Историческое развитие борьбы классов в эпоху буржуазных революций получило отражение в трудах французских историков 1-й половины 19 в.- О. Тьерри, Ф.
Минье, Ф. Гизо и др., рассматривавших эти революции как проявление борьбы третьего сословия (главным образом буржуазии) против феодалов. Ключ к пониманию политической истории они искали в имущественных отношениях людей, в условиях существования различных классов. Однако французские историки не сумели вскрыть подлинную основу классового деления общества. Происхождение классов они объясняли завоеванием, покорением одних народов другими; признавая "законной" лишь классовую борьбу буржуазии против феодалов, они осуждали классовую борьбу пролетариата против буржуазии.
Серьёзный шаг вперёд в развитии теории классов сделали русские социалисты и революционные демократы, особенно Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. От сочинений Чернышевского, говорил В. И. Ленин, "... веет духом классовой борьбы" (там же, т. 25, с. 94). "По выгодам, все европейское общество,- писал Чернышевский,- разделено на две половины: одна живет чужим трудом, другая - своим собственным; первая благоденствует, вторая терпит нужду...
Это разделение общества, основанное на материальных интересах, отражается и в политической деятельности" (Полн. собр. соч., т. 6, 1949, с. 337).
Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс.
Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И.
Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.
У всех народов классовое общество возникло в процессе разложения первобытнообщинного строя, но в разное время (в конце 4-го - начале 3-го тысячелетия до н. э. в долинах рек Нил, Евфрат и Тигр, в 3-2-м тысячелетии до н. э. в Индии, Китае, в 1-м тысячелетии до н. э. в Греции, а затем в
Риме). Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а общая собственность на средства производства сменяется частной собственностью. С появлением частной собственности становится неизбежным имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от первых.. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств производства.
Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово. Деление общества на классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные" (Ленин В. И. При анализе классовой структуры общества марксизм-ленинизм различает классы основные и неосновные, а также учитывает наличие различных групп, слоев внутри классов и промежуточных прослоек между классами. Основными классами называются такие классы, существование которых непосредственно вытекает из господствующего в данной общественно-экономической формации способа производства.





29 Дифференциация и интеграция общества. Расслоение общества. Социальное неравенство. Власть и авторитет.

Расслоение экономическое общества

Усиление различий в доходах и уровне жизни между отдельными слоями населения, увеличение разрыва между высоко- и низкооплачиваемыми членами общества, приводящее к углублению дифференциации населения по уровню социальной обеспеченности.

Социальная дифференциация — как наличие в обществе социальной структуры, так и процесс, ведущий к возникновению новых видов деятельности, ролей и групп, для выполнения новых функций.

Социальная интеграция — (лат. integratio- восстановление, восполнение; лат. integer — целый):

Принятие индивида другими членами группы.

Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельных малосвязанных между собой социальных объектов (индивидов, групп, классов, государств) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.

Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.

В дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Социальное неравенство бывает:

Личностное.

Неравенство возможностей.

Неравенство ресурсов.

Неравенство результатов.

30. Взаимодействие общества и природы. Географическое направление в социологии. Мальтузианство. Социал- дарвинизм.

Географическое направление в социологии (географический детерминизм) - одно из направлений в буржуазной социологии, ставящее развитие об-ва в прямую зависимость от географических условий (климата, почвы, рек и т. п.). Идея об определяющей роли природных условий в жизни об-ва выдвигалась уже античными мыслителя-; ми (Ллатон6.м, Аристотелем и др.) в противоположность религиозно-мифологическим воззрениям Монтескье был одним из основоположников географического направления в социологии. Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по Монтескье, климатом, почвой, размером территории. Мальтузианство - социологическая доктрина, названная по имени англ. священника Мальтуса (1766— 1834), к-рый изложил взгляды, широко распространившиеся затем в буржуазной общественной мысли. Мальтус закон, согласно к-рому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования — лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. М. связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с “естественным” регулированием его численности посредством голода,эпидемий,войн и т. д. Классики марксизма-ленинизма вскрыли несостоятельность этого учения, показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природного мира, а социального устройства об-ва и прежде всего способа производства.

Наши рекомендации