Социальный статус и социальное взаимодействие
Для анализа степени включенности индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус — соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.
Человек может иметь несколько статусов, но, как правило, только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике и во внутренней позиции.
Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.
Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус — существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус — базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.
Социальная роль — стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; поведение человека, ожидаемое со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих. Социальная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институгпюнализированными — связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни, например институтом брака (роль мужа, отца, жены, матери), — и спонтанными — возникающими в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.
Социальное взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — содержание
и характер взаимодействия между людьми. Субъективная сторона — это сознательное отношение участников взаимодействия друг к другу.
Элементы социального взаимодействия:
— индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;
— изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;
— влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества;
Джордж Хоманс (1910—1989) определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. При этом уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Толкотт Парсонс (1902—1979) рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. По мнению Пипшрима Сорокина (1889—1968), социальное взаимодействие — это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.
Еще одним научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от англ. шйгаспоп — взаимодействие). Джордж Мид (1863—1931), заложивший основы теории символического интеракционизма, утверждал, что во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация — другими словами, то, как это действие воспринимается, какой смысл ему придается. Люди, как правило, не реагируют автоматически на внешние воздействия, сначала они пытаются разгадать их символическое значение. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успеху взаимодействия.
Социальные отношения — отношения между социальными субъектами, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Социальные отношения направлены на достижение справедливости в распределении жизненных благ, формирование условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.