Социальный статус и социальное развитие молодёжи

Как социально-демографическая группа молодёжь представлена постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла – завершающем этапе своего становления как субъекта общественного воспроизводства. Поэтому выделение возрастных границ и психологических особенностей молодёжи является лишь первичной ступенью её научного анализа. Основная же задача социологии молодёжи состоит в системном изучении места молодого поколения в общественной структуре, а также роли и значения молодёжи в системе общественных отношений, которые во многом зависят от её социального статуса. Именно социальный статус и стремление стать субъектом общественного воспроизводства, в совокупности с единством разнообразия ценностей и выражающего их предметно-символического мира объединяют молодых людей в номинальную социальную группу, сохраняющую свою устойчивость

Социальный статус молодёжи – это социальная позиция молодого поколения в обществе, определяемая его социальными ролями и выполняемыми функциями. Наличие у молодого поколения социального статуса обусловлено следующими факторами:

- молодёжь – это часть общества, его социальных классов и слоёв; продукт их развития и средство воспроизводства;

- молодёжь – это явление конкретно-историческое, она выступает продуктом истории и культуры, движущей силой и фактором перемен;

- молодёжь, как социально-демографическая группа, находится в положении зависимости, не имея полной самостоятельности в принятии решений;

- основными задачами молодёжи являются задачи жизненного самоопределения: профессионального, семейного, морально - нравственного.

Социальный статус молодёжи специфичен, а его специфика зависит: во-первых, от особенностей общественного устройства и функционирования общества; во-вторых, от тех отношений и форм, которые детерминируют молодёжь как социальную группу; в-третьих, от конкретного содержания личностной и предметной сторон бытия каждого индивида.

Для социального статуса молодёжи характерны следующие черты:

- неопределённость, связанная с промежуточным положением молодости между этапами детства и взрослости;

- предписанность, связанная с конструированием реальности молодёжью как лишь формирующейся позицией индивидов. В социальном статусе молодых людей доминирует не приобретённая, а предписанная его составляющая;

- динамичность и перспективность, связанные, во-первых, с её интенсивной вертикальной социальной мобильности, имеющую преимущественно восходящую направленность и, во-вторых, с завершением присвоения молодыми людьми социальной субъектности и расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков.

- социальное неравенство, связанное с ограничением прав молодых людей до наступления возраста полного совершеннолетия.

Социальный статус молодёжи определяет её субъект – объектные характеристики. С одной стороны, молодёжь - это объект предметно – практической и познавательной деятельности общества, государства, класса, различных партий и организаций. Основной задачей молодёжи как социального объекта является усвоение накопленного обществом социального опыта. В традиционно стабильном обществе, в условиях сильного государства, молодёжь чрезвычайно ценится как объект, поскольку общество и государство рассматривают молодёжь как продукт своего производства и, в соответствии со своими целями, с помощью, прежде всего, системы образования (обучения и воспитания), производит "нужную" ей молодёжь. Молодёжь в этом случае выступает как детерминирующая цель, в соответствии с которой осуществляется вполне определённая молодёжная политика. С другой стороны, молодёжь - это субъект предметно – практической деятельности. Основной задачей молодёжи в качестве социального субъекта является реализация в практической деятельности усвоенного ранее социального опыта. Субъектная роль и ценность молодёжи особенно возрастают в те моменты, когда обществу становятся крайне необходимы те социокультурные качества и свойства людей, которые во многом, а некоторые, в основном, связаны с понятием "молодость". Как отмечает И.М. Ильинский, в отношении социальной ценности молодёжи следует соблюдать чувство меры. Молодёжь нельзя недооценивать, но и нельзя переоценивать, ибо каждый молодой человек – это, прежде всего, носитель качеств, свойств и ценностей, которые в нём сокрыты, но эти качества и свойства могут так и не развиться, не проявиться.

Социальный статус молодёжи обусловливает специфические функции, возложенные на представителей молодого поколения как потенциальных субъектов в системе общественного воспроизводства: воспроизводственная, связанная с воспроизводством всех видов общественных ресурсов (материальных, духовных); трансляционная, связанная с процессом передачи последующим поколениям накопленных знаний, умений, навыков; инновационная, связанная с процессами общественного обновления.

Формирование молодёжью своего социального статуса и реализация его в практической деятельности осуществляется в процессе социального развития молодого поколения. Социальное развитие молодёжи – это объективный и регулируемый обществом процесс необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающего основные цели и прогресс (регресс) данного общества. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.

В самом общем виде социальное развитие молодёжи представляет собой качественные и количественные изменения социальных характеристик молодого поколения в процессе его становления как субъекта общественного воспроизводства. Содержательно социальное развитие молодежи состоят в "приобретении" и изменении молодыми людьми собственного социального статуса и формировании гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. В социологии молодёжи данный процесс называется транзиция, то есть переход индивида от одного этапа жизнедеятельности к другому до достижения взрослого состояния. Многовариантный характер транзиции не исключает её закономерности и необратимости (направленности).

В эмпирическом плане социальное развитие молодежи можно представить как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням, процесс изменения социального положения и детерминированных им сущностных сил молодежи (потенциальных, побудительно-мотивационных), отражающийся в специфических формах ее социальной деятельности. Причем, в отличие от функционирования, развитие предполагает как воспроизводство в молодом поколении социальной структуры общества, так и процесс модернизации существующих общественных отношений, когда каждое новое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Причиной социального развития молодого поколения выступает необходимость достижения определённого социального статуса, реализации потенциала, выполнение функций, о которых говорилось ранее. Источником развития является противоречие между участием молодёжи в материальном производстве и духовном производстве. Естественно, в многовариантности социального развития молодёжи заложено много противоречий. В этой связи закономерен вопрос, какое из противоречий выступает главным источником социального развития молодёжи? Исходя из места и роли молодёжи в системе общественного воспроизводства, главное противоречие, стимулирующее социальное развитие молодёжи - диалектически противоположные стороны общественного воспроизводства – материальное воспроизводство и духовное. Следовательно, при столкновении тенденций становления молодёжи в качестве субъекта производства жизненных средств (условий жизни) и субъекта производства жизненных сил (духовных и физических) и возникают основные противоречия, выступающие источником развития молодёжи. Эти противоречия вызваны: во-первых, различным характером деятельности, лежащей в основе каждой из форм общественного производства, а следовательно, различиями в природе и направленности социальных связей, опосредованных этой деятельностью; во-вторых, различным способом присвоения субъектом результатов этой деятельности; в-третьих, различным отношением к каждой из форм общественного производства со стороны общества на разных этапах его развития.

В процессе социального развития молодое поколение вовлекается в систему общественных отношений. Отношения между молодёжью и обществом двойственны: с одной стороны, общество социализирует молодёжь, формируя человеческий потенциал будущего; с другой – молодое поколение, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Исторически сформировалось и проявлялось четыре типа взаимоотношений молодёжи и общества: авторитарный, демократический, смешанный, нейтральный.

Авторитарный тип отношений характеризуется жёстким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны государства, общества, взрослых групп населения. Через жёстко регламентированную деятельность си темы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодёжи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни. Большая часть такого рода правил и государственных инструкций изложена в самых разных законах и подзаконных актах, регламентирующих жизнь молодого поколения.

Для данного типа отношений характерен повсеместный и жёсткий социальный контроль практически над всеми сферами жизни молодёжи. Как правило, правящий режим не допускает никакой свободы творчества и волеизъявления вне предписанных государством правил. Сама же творческая активность подменяется адаптацией и приспособленчеством молодёжи к сложившейся ситуации. Идейно политическое воспитание юношества в таких условиях целенаправленно осуществляется политическими организациями, политическими и силовыми структурами. Акцент в воспитании, образовании и социализации делается на военном и трудовом воспитании. Ограниченны свободы в выборе идеологии, вероисповедания, жизненного пути, профессии и места жительства. Иной культуре, идеологии, взглядам, ценностям или стилю поведения, принятому во "внешнем" мире ставится "железный" заслон.

При авторитарном стиле отношений молодёжная политика как самостоятельный вид государственной политики отсутствует. Отдельные вопросы решаются на уровне производственных структур в рамках планов промышленных и аграрных народных предприятий. Социальная защита молодёжи и помощь детям отсутствуют или сводятся к выплате разовых денежных пособий. Проблемы молодого поколения, как правило, решает семья. Сироты направляются в государственные интернаты, где и живут до совершеннолетия.

Социально - психологические особенности различных категорий молодого поколения не учитываются властными структурами и социальными институтами, осуществляющими воспитание, образование, социализацию. Научные исследования молодого поколения практически не ведутся, особо "острые" исследуемые проблемы закрываются под грифом "секретно". Лидеры общественных организаций назначаются "сверху", а их деятельность регламентирована инструкциями.

Демократический тип отношений свойственен промышленно развитым странам, имеющим активную экономику, высокую правовую культуру и большой опыт гражданского общества, учитывающим многообразие социальной психологии молодёжи как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения. В этом случае молодое поколение в процессе, воспитания, образования и социализации рассматривается как "просто молодёжь" со своими многочисленными плюсами и минусами.

При данном типе отношений активно развивается молодёжная и детская политика, сформированная на базе научно обоснованных, комплексных, междисциплинарных исследований. Эта политика имеет развёрнутую информационную базу и обширную инфраструктуру услуг для различных категорий молодого населения. В поле зрения государственных и общественных структур попадает практически всё молодое поколение, которому оказываются услуги как государственными, так и негосударственными социальными службами, включая религиозные организации и частные фонды. Обществом ведётся скрытый социальный контроль за молодыми представителями групп социального риска. У молодёжи нет ограничений в выборе места жительства, профессии, идеологии, вероисповедания. Наряду с военной службой существует альтернативная гражданская служба.

Главная цель молодёжной политики в обществах данного типа - создание благоприятных условий жизнеобеспечения молодого поколения; поддержание индивидуального и социального развития несовершеннолетних; оказание противодействия обездоленности и нищете; материальная, социальная и психологическая поддержка родителей и лиц, обладающих правами воспитания. В обществе с указанным типом отношений эффективно реализуются три направления молодёжной политики различных уровней: государственная, региональная, муниципальная. Структуры, реализующие молодёжную политику, активно используют зарубежный опыт, открыт доступ к ценностям мировой культуры, информации независимых СМИ, Интерента. Адаптация и приспособленчество уступают место творческой деятельности молодого поколения. Привлечение молодого поколения к общественной жизни направлено на помощь её физическому, духовно-нравственному и социальному развитию.

Молодое поколение и поколение взрослых совместно обеспечивают общественные условия сохранения прочности и преемственности лучших традиций общественного развития социума.

Смешанный тип отношений олицетворяет в разных (часто мозаичных) сочетаниях характеристики параметры авторитарного и демократического типа. Такой тип взаимоотношений и взаимодействий отмечался в СССР в послевоенное время, а также в период интенсивных реформ Б.Н. Ельцина.

Невмешивающийся тип отношений молодёжи и общества часто встречался на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Сохранился он и в странах "третьего мира", в большей части отдалённых сельских районов земного шара, а также в регионах, которые вольно или невольно после неудачных политических реформ вступили в полосу глубокого кризиса.

В таких обществах молодёжь вступает во взрослую жизнь, адаптируясь к окружающим реалиям методом проб и ошибок. Процессы социализации протекают относительно стихийно, и молодое поколение на основе лишь собственного обыденного опыта осваивает материальную и духовную культуру старшего поколения.

В таких обществах социальные институты и общественные организации, как правило, не развиты, а потому не могут осуществить необходимую социальную защиту молодого поколения и цивилизованную адаптацию молодёжи к реалиям жизни и интенсивному включению в общественные преобразования. Молодёжная политика оказывается свёрнутой или принимает декларативный характер, не обеспечивается организационно и финансово. Отсутствуют структуры социальной помощи детям, семье, молодёжи. В результате наблюдаются глубокие деформации в образе жизни молодого поколения и негативные процессы в становлении, социализации, воспитании. Фиксируется интенсивный рост преступности, молодёжь всё чаще отчуждается от участия в экономических и политических процессах страны.

Важную роль в оценке тенденций социального развития молодежи играют критерии и показатели. С их помощью не только фиксируется состояние развития, но и осуществляется управление социальными процессами. При этом показатели развития должны отражать его уровень (темпы), а критерии - направленность происходящих социальных изменений и отвечать требованиям необратимости общественного прогресса в целом.

В настоящее время сформулированы основные подходы к разработке критериев оценки эффективности социального развития молодежи. В свете особенностей нынешнего периода они могут рассматриваться, скорее, как принципиальные и вместе с тем гипотетические требования достижения необходимого консенсуса между обществом и молодежью по поводу ее развития. К ним относятся:

− баланс интересов, обеспечивающий общественное согласие различных групп населения, в том числе молодежи в процессе модернизации общества;

− возможности, предоставляемые обществом для свободного выбора или иного уклада в многоукладной экономике;

− условия, создаваемые обществом для осуществления личной свободы и проявления собственной индивидуальности;

− социальные гарантии, предоставляемые обществом молодежи для компенсации обусловленного возрастом социального неравенства;

− общественная забота о своем будущем (ресурсы, здоровье, интеллектуальный потенциал, экология, окружающая среда и др.);

− уровень осознания молодежью общественных стандартов и требований будущего;

− этические нормы отношений в молодежной среде и в обществе, соответствующие Всемирной декларации прав человека;

− степень сформированности исторического сознания как меры между прошлым и будущим.

Такие подходы к изучению молодежи, во-первых, создают предпосылки для целостного изучения молодежи во всем многообразии ее общественных связей и проявлений; ее важнейшие сущностные характеристики рассматриваются с точки зрения роли и места в системе воспроизводства и обновления общества. Во-вторых, предметом исследования становится та, наиболее значимая часть социальных проблем, которая вырастает из противоречий взаимодействия "молодежь - общество", а потому имеет принципиальное значение для поиска путей вы хода из кризиса. В-третьих, появляется возможность для более углубленного исследования механизма социального воспроизводства, роли и места молодого поколения в этом процессе. В-четвертых, системное исследование социального развития молодежи в рамках единой концептуальной модели и по сопоставимой методике позволяет осуществить сравнительный исторический анализ как внутрипоколенных, так и межпоколенных изменений, а, следовательно, глубже оценить социальную эффективность проводимых реформ, обосновать направления их корректировки с позиций будущего России.

Наши рекомендации