Дайте определение основным понятиям: «социальное изменение», «социальный процесс», «социальное развитие», «социальный прогресс»

Назовите основные разновидности социальных процессов. Какие критерии лежат в основе их классификации?

Что такое социальный прогресс? Какие теоретические подходы используются для его определения?

Что такое социальная революция? Чем революционный процесс отличается от процесса реформирования?

Задачи и проблемные задания

В современном мире происходят масштабные изменения, радикально меняются уклады и стили жизни. Под влиянием каких факторов это происходит? Покажите воздействие этих факторов на примере такого масштабного мегапроцесса как глобализация. Можно ли считать эти изменения прогрессивными? Обоснуйте свою точку зрения.

В современной России протекает множество различных социальных процессов, определение которых встречает известные трудности. Одни уверены в том, что страна движется в русле общемирового развития: к более конкурентной экономике, открытой политической системе, межкультурному диалогу, большему политическому влиянию на международной арене и т.д. Другие, напротив, убеждены в том, что Россия деградирует, теряет население, с трудом контролирует территорию и не представляет собой серьезного политического игрока на международной арене. Попытайтесь рассудить этот спор, приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

События конца 1980–х – начала 1990–х годов в Восточной Европе, отмеченные крушением коммунистических режимов, наблюдатели назвали «бархатными» и «нежными» революциями, подчеркивая тем самым, что они прошли бескровно (за исключением Румынии). Согласны ли Вы с таким определением? Можно ли считать революционным аналогичный процесс в СССР и в России в начале 1990–х годов? Аргументируйте свою позицию.

Социальные процессы развертываются не только в рамках национального государства, но и в более локальном масштабе, например, в отдельной области или городе. Проанализируйте любой социальный процесс на примере Воронежской области. Какие региональные особенности ему присущи? Кто его субъекты? Какие факторы оказывают на него влияние?

Литература

Бек У. Что такое глобализация? Пер. с нем. А.Григорьева и В.М.Седельника; Общая редакция и послесл. А.Филиппова. – М.: Прогресс–Традиция, 2001. – 304 с.

Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения /Пер. с фр. М.М.Кириченко; Науч. ред М.Ф.Черныш. М.: Аспект Пресс, 1998. – 284 с.

Гидденс Э. Социология. М.: Издательство «Эдиториал УРСС», 1999. – 704 с.

Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 120 с.

Дарендорф Р. Тропы из утопии / Пер. с нем. Б.М.Скуратова, В.Л.Близнекова. – М.: Праксис, 2002. – 536 с.

Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Ю.М. Плотинский. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. – 280 с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А.Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с пол. С.М.Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.

Лекция 14. Социальные конфликты

Аннотации. Лекция посвящена выявлению специфики феномена социального конфликта, его объяснительным теориям, типам и функциям. Предложена обобщенная модель динамики социального конфликта и способов его урегулирования.

План лекции

Понятие, структура и функции социального конфликта.

Основные конфликтологические концепции.

Типология социальных конфликтов.

Динамика социального конфликта и способы его урегулирования.

Всякое понятие, входящее в сферу мышления и чувств человека, вызывает у него определенные ассоциации. Слово «конфликт» вызывает, как правило, негативные ассоциации: произнося его, мы представляем себе людей разраженных, враждующих друг с другом. Большинство людей искренне и чаще всего обоснованно рассматривают конфликт как нечто такое, чего нужно любыми способами избегать. Особенно это касается России, где масштабные конфликты часто заканчивались кровопролитием.

Однако такой обыденный взгляд на вещи не позволяет нам постигнуть сущность явления, тем более такого сложного как конфликт. Необходим научный подход к этому феномену, заключающийся в признании того, что конфликт есть не только неизбежное, но и необходимое явление: без него в социальной жизни – будь то экономика, политика, культура, спорт, бытовые отношения и т.д. – не происходит ничего нового. Следовательно, конфликты способны выполнять целый ряд разнообразных и позитивных функций, но при условии, что они будут протекать в мирных, ненасильственных формах.

В современной социологической литературе понятия «конфликт», «кризис» распространены достаточно широко, что объясняется теми реальными экономическими, политическими, социокультурными, духовными процессами, которые переживает современный мир и Россия. В прошлом в отечественном обществоведении в силу определенных идеологических установок эта проблематика не разрабатывалась должным образом. Политическому руководству страны это сослужило плохую службу: в момент обвального нарастания конфликтов оно оказалось без серьезных теоретических наработок и практических рекомендаций по этому вопросу.

Между тем на Западе существует солидная школа конфликтологии, в рамках которой разработаны многие теоретические и прикладные аспекты социальных конфликтов. В последнее время наблюдается активное становление конфликтологии как отрасли знания и самостоятельной дисциплины и в нашей стране.

Наши рекомендации