Эксперимент и социальное нововведение

Налаживание системы общественного самоуправления граждан на уровне города, создание муниципальной милиции, внедрение дистанционного обучения, платного телефона, единого государственного экзамена, отработка модели про­хождения альтернативной гражданской службы и много другого, чего раньше в стране не было, относится, несомненно, к экспериментальным мероприятиям. Но это не научный эксперимент, а практический, который может принимать формы социального, социально-экономического, педагогического и т.д.

Когда мы знакомились с классификацией экспериментов, то многое узнали о двух противоположных их видах — истинном эксперименте и квази-экспери -менте. Второй во многом похож на первый, но сущность, цели и задачи, а так­же методы организации и проведения у них могут быть совершенно разными. Истинные эксперименты организованы по всем правилам научного метода (программа исследования, выдвижение гипотез о причинно-следственных свя­зях, зависимых и независимых переменных, статистический подбор экспери­ментальной и контрольной групп, ученые не проводят контроль над всеми фак­торами, которые влияют на конечный результат, и т.д.), а в его двойнике все по­добное опускается, тем не менее и его считают разновидностью, пусть и

особенной, эксперимента. Примеры истинного эксперимента в социологии во­обще невозможно привести, хотя сам по себе термин «социологический экспе­римент» принят в научном сообществе, о нем много пишут, обсуждают мето­дические аспекты, но ни одного примера привести не могут. Все, о чем идет речь, заимствовано либо из социальной психологии, либо из общей психологии и антропологии. Знаменитые Хоторнские эксперименты были проведены вовсе не социологами, хотя никто не сомневается в том, что они затрагивали в том чис­ле и социологическую проблематику — социальные группы в организации. Дело в том, что предметом социологии выступают прежде всего общество в целом и большие социальные группы, а эксперименты проводятся только на малых груп­пах. Если вовлечь в эксперимент массу людей, то он немедленно (а) превраща­ется в неконтролируемое мероприятие, (б) из истинного эксперимента перехо­дит в разряд квазиэксперимента. А в нем все научные правила обязательно на­рушаются или полностью не выполняются.

эксперимент и социальное нововведение - student2.ru

Рис. 23. Социальные нововведения в сфере городского транспорта

От эксперимента в подобной процедуре порою остается одно — воздей­ствие субъекта на объект, изменение социальной среды. Вот почему прак­тически все социальные эксперименты принимают форму квазиэксперимен­тов. Поскольку они достигают того или иного практического эффекта (на­пример, в городе вводится оригинальная система оплаты проезда), их называют также социальным нововведением (инновацией, внедрением). При этом термин «социальный» часто трактуется очень широко — как синоним общественному, — поскольку к нему причисляют экономические, полити­ческие и другие виды практического эксперимента.

Хотя в социальных инновациях нарушаются строгие принципы научно­го эксперимента, они приносят огромную пользу человечеству. Если срав­нивать всю совокупность практических и научных экспериментов, то пер­вая в сотни и тысячи раз перевесит вторую. Научных экспериментов едини­цы, практических — тысячи. Ведь любое правительство, городская управа,

муниципальные власти всегда внедряют что-то новое, заимствуя или изоб­ретая. И прежде чем допустить к массовому использованию новшество, его нередко обкатывают на небольшой выборке. Разумеется, ни о каком созда­нии контрольной и экспериментальной групп, выдвижении и проверке ги­потез и прочей научной «ерунде» практики не заботятся. А нередко новше­ство запускают в массы без всякой предварительной проверки. Но и в этом случае надо говорить о социальном эксперименте, нововведении, обновле­нии, поскольку ситуация изменилась на основе заранее спланированных ра­циональных действий и охватывает широкие массы населения.

Таким образом, к описанному раньше разделению эксперимента на на­учный и практический мы должны прибавить еще одно. Речь идет о необхо­димости разграничивать два смысла практического эксперимента: 1) экспе­римент, проводимый на малой совокупности объектов с целью обкатки но­вой идеи, программы или проекта; 2) эксперимент на большой совокупности объектов без предварительного опробования, пилотажа, разведки. Револю­цию 1917г. или коммунистический режим на Кубе, которые относят к круп­номасштабным социально-политическим экспериментам, внедряли без вся­ких предварительных тестирований или пробы.

Поскольку внутри вида практического эксперимента мы выделили два под­вида и уже определились с тем, что они, несмотря на внешнее сходство, диа­метрально противоположны, употребим уже привычную дихотомию истин­ного эксперимента и квазиэксперимента также и к данному случаю. Видимо, многие согласятся с нами в том, что не следует проводить революционный экс­перимент на большом количестве людей, не опробовав его на малой выборке, да при этом еще именовать истинным практическим экспериментом. Назо­вем крупномасштабные социальные нововведения без предварительного тес­тирования практическими квазиэкспериментами. В таком случае истинный практический эксперимент надо трактовать как практическое использование новшества в ограниченном масштабе с целью проверки его пригодности для широкого применения. Второй тип эксперимента активно использовался рань­ше в сфере социального планирования заводскими социологами, которые разработали для него специальную методологию, пакетметодических инструмен­тов и назвали его практическим внедрением на предприятиях и управленческой науки. Истинный практический эксперимент — эффективный инструмент при­кладной социологии. Он сохраняет все атрибуты научного метода, но метода при­кладного, а не фундаментального. Крупномасштабный квазиэксперимент типа социалистической революции находится вне сферы науки и точного знания.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариан­том английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского озна­чает «введение новаций» или же «введение новшеств». В русском языке выра­жение «введение нового» означает процесс использования новшеств. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество становится но­вовведением — инновацией. Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере об­щества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные про­цессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере про­изводства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Инновация в широком смысле — целенаправленное воздействие на любой тип организованной социальной среды (общество в целом, его социальные

институты, предприятие, школа, министерство или учреждение) с целью улучшить ее состояние, осуществляемое по заранее составленной програм­ме, с использованием отлаженных методик и технологий, распределением ролей и задач между субъектами нововведения; в узком смысле, внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только от­дельное предприятие, но и их совокупность, отрасль; коммерческое исполь­зование изобретений: предложение на рынок новых товаров и услуг. Инно­вации позволяют фирме некоторое время доминировать в соответствующем новом бизнес-сегменте. В процессе создания нового сегмента бизнеса выде­ляют три ступени: изобретение, инновация и сохранение положения на рын­ке. Инновации дают компании преимущество первого хода.

Часто нововведение представляет собой растянутую на долгое время — от 2—3 недель до нескольких лет —цепочку практических мероприятий, каждое из которых может считаться функционально самостоятельным (мероприятием, этапом, элементом, подсистемой) и называться новшеством. Так, внедрение новой формы организации труда на предприятии может растянуться на 2-3 года и потребовать проведения следующих мероприятий: разработка программы эксперимента, заключение контракта ученых с администрацией, проведение цикла встреч между администрацией и профсоюзами, проведение предваритель­ного обследования и диагностики, разработка сценарного прогноза и «дерева решений», создание календарного и организационного плана внедрения, прак­тические шаги по реализации плана, включающие внедрение гибкого графика работы для заводоуправления, совмещения рабочих постов на конвейере, созда­ние автономных бригад в ремонтном цехе, внедрение прогрессивной системы оплаты труда, анализ результатов эксперимента и их обсуждение на расширен­ном собрании коллектива. К новшествам надо относить не все практические ме­роприятия, а лишь те, которые изменяют характер и содержание труда, усло­вия и оплату работы, а также касаются изменения межличностных отношений и статусно-ролевых позиций, например гибкий график и автономные бригады.

Наши рекомендации