Эксперимент и социальное нововведение
Налаживание системы общественного самоуправления граждан на уровне города, создание муниципальной милиции, внедрение дистанционного обучения, платного телефона, единого государственного экзамена, отработка модели прохождения альтернативной гражданской службы и много другого, чего раньше в стране не было, относится, несомненно, к экспериментальным мероприятиям. Но это не научный эксперимент, а практический, который может принимать формы социального, социально-экономического, педагогического и т.д.
Когда мы знакомились с классификацией экспериментов, то многое узнали о двух противоположных их видах — истинном эксперименте и квази-экспери -менте. Второй во многом похож на первый, но сущность, цели и задачи, а также методы организации и проведения у них могут быть совершенно разными. Истинные эксперименты организованы по всем правилам научного метода (программа исследования, выдвижение гипотез о причинно-следственных связях, зависимых и независимых переменных, статистический подбор экспериментальной и контрольной групп, ученые не проводят контроль над всеми факторами, которые влияют на конечный результат, и т.д.), а в его двойнике все подобное опускается, тем не менее и его считают разновидностью, пусть и
особенной, эксперимента. Примеры истинного эксперимента в социологии вообще невозможно привести, хотя сам по себе термин «социологический эксперимент» принят в научном сообществе, о нем много пишут, обсуждают методические аспекты, но ни одного примера привести не могут. Все, о чем идет речь, заимствовано либо из социальной психологии, либо из общей психологии и антропологии. Знаменитые Хоторнские эксперименты были проведены вовсе не социологами, хотя никто не сомневается в том, что они затрагивали в том числе и социологическую проблематику — социальные группы в организации. Дело в том, что предметом социологии выступают прежде всего общество в целом и большие социальные группы, а эксперименты проводятся только на малых группах. Если вовлечь в эксперимент массу людей, то он немедленно (а) превращается в неконтролируемое мероприятие, (б) из истинного эксперимента переходит в разряд квазиэксперимента. А в нем все научные правила обязательно нарушаются или полностью не выполняются.
Рис. 23. Социальные нововведения в сфере городского транспорта
От эксперимента в подобной процедуре порою остается одно — воздействие субъекта на объект, изменение социальной среды. Вот почему практически все социальные эксперименты принимают форму квазиэкспериментов. Поскольку они достигают того или иного практического эффекта (например, в городе вводится оригинальная система оплаты проезда), их называют также социальным нововведением (инновацией, внедрением). При этом термин «социальный» часто трактуется очень широко — как синоним общественному, — поскольку к нему причисляют экономические, политические и другие виды практического эксперимента.
Хотя в социальных инновациях нарушаются строгие принципы научного эксперимента, они приносят огромную пользу человечеству. Если сравнивать всю совокупность практических и научных экспериментов, то первая в сотни и тысячи раз перевесит вторую. Научных экспериментов единицы, практических — тысячи. Ведь любое правительство, городская управа,
муниципальные власти всегда внедряют что-то новое, заимствуя или изобретая. И прежде чем допустить к массовому использованию новшество, его нередко обкатывают на небольшой выборке. Разумеется, ни о каком создании контрольной и экспериментальной групп, выдвижении и проверке гипотез и прочей научной «ерунде» практики не заботятся. А нередко новшество запускают в массы без всякой предварительной проверки. Но и в этом случае надо говорить о социальном эксперименте, нововведении, обновлении, поскольку ситуация изменилась на основе заранее спланированных рациональных действий и охватывает широкие массы населения.
Таким образом, к описанному раньше разделению эксперимента на научный и практический мы должны прибавить еще одно. Речь идет о необходимости разграничивать два смысла практического эксперимента: 1) эксперимент, проводимый на малой совокупности объектов с целью обкатки новой идеи, программы или проекта; 2) эксперимент на большой совокупности объектов без предварительного опробования, пилотажа, разведки. Революцию 1917г. или коммунистический режим на Кубе, которые относят к крупномасштабным социально-политическим экспериментам, внедряли без всяких предварительных тестирований или пробы.
Поскольку внутри вида практического эксперимента мы выделили два подвида и уже определились с тем, что они, несмотря на внешнее сходство, диаметрально противоположны, употребим уже привычную дихотомию истинного эксперимента и квазиэксперимента также и к данному случаю. Видимо, многие согласятся с нами в том, что не следует проводить революционный эксперимент на большом количестве людей, не опробовав его на малой выборке, да при этом еще именовать истинным практическим экспериментом. Назовем крупномасштабные социальные нововведения без предварительного тестирования практическими квазиэкспериментами. В таком случае истинный практический эксперимент надо трактовать как практическое использование новшества в ограниченном масштабе с целью проверки его пригодности для широкого применения. Второй тип эксперимента активно использовался раньше в сфере социального планирования заводскими социологами, которые разработали для него специальную методологию, пакетметодических инструментов и назвали его практическим внедрением на предприятиях и управленческой науки. Истинный практический эксперимент — эффективный инструмент прикладной социологии. Он сохраняет все атрибуты научного метода, но метода прикладного, а не фундаментального. Крупномасштабный квазиэксперимент типа социалистической революции находится вне сферы науки и точного знания.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или же «введение новшеств». В русском языке выражение «введение нового» означает процесс использования новшеств. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество становится нововведением — инновацией. Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.
Инновация в широком смысле — целенаправленное воздействие на любой тип организованной социальной среды (общество в целом, его социальные
институты, предприятие, школа, министерство или учреждение) с целью улучшить ее состояние, осуществляемое по заранее составленной программе, с использованием отлаженных методик и технологий, распределением ролей и задач между субъектами нововведения; в узком смысле, внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль; коммерческое использование изобретений: предложение на рынок новых товаров и услуг. Инновации позволяют фирме некоторое время доминировать в соответствующем новом бизнес-сегменте. В процессе создания нового сегмента бизнеса выделяют три ступени: изобретение, инновация и сохранение положения на рынке. Инновации дают компании преимущество первого хода.
Часто нововведение представляет собой растянутую на долгое время — от 2—3 недель до нескольких лет —цепочку практических мероприятий, каждое из которых может считаться функционально самостоятельным (мероприятием, этапом, элементом, подсистемой) и называться новшеством. Так, внедрение новой формы организации труда на предприятии может растянуться на 2-3 года и потребовать проведения следующих мероприятий: разработка программы эксперимента, заключение контракта ученых с администрацией, проведение цикла встреч между администрацией и профсоюзами, проведение предварительного обследования и диагностики, разработка сценарного прогноза и «дерева решений», создание календарного и организационного плана внедрения, практические шаги по реализации плана, включающие внедрение гибкого графика работы для заводоуправления, совмещения рабочих постов на конвейере, создание автономных бригад в ремонтном цехе, внедрение прогрессивной системы оплаты труда, анализ результатов эксперимента и их обсуждение на расширенном собрании коллектива. К новшествам надо относить не все практические мероприятия, а лишь те, которые изменяют характер и содержание труда, условия и оплату работы, а также касаются изменения межличностных отношений и статусно-ролевых позиций, например гибкий график и автономные бригады.