Эксперимент. Формирующий эксперимент как ведущий метод получения психолого-педегогических знаний.

Эксперимент - метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор активно воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Первой формой является так называемый лабораторный эксперимент;- естественный эксперимент проводится в обычных жизненных условиях трудовой и учебной деятельности человека, в которых проявляются привычные способы выполнения действий. Испытуемый не подозревает, что он представляет для кого-то интерес. Констатирующий эксперимент не позволяет отследить динамику изменений исследуемого объекта; формирующий эксперимент (психолого-педагогический), который в ряде случаев рассматривается как разновидность естественного и предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Формирующий эксперимент может иметь обучающий и воспитывающий характер. В процессе формирующего эксперимента прослеживается продвижение испытуемого в приобретении заявленного целью эксперимента качества, прогнозирования его успешности. Результаты формирующего эксперимента сопоставляются с данными индивидуального психологического изучения психических процессов; контрольный эксперимент - завершающий этап формирующего, включающий сопоставление результатов констатирующего (исходного этапа) и формирующего (итогового этапа) экспериментов, проведенных на одной выборке испытуемых, с целью проверки эффективности использованного метода формирования либо условий, способствующих развитию искомого качества или процесса. Метод эксперимента - один из двух (второй – наблюдение) моделирование изучаемого психического явления для его изучения и выявления влияния на него определенных факторов.

Билет 10

Психолого-педагогическое тестирование. Виды тестов.

Психологическое тестирование — метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на. определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур: 1) объективные тесты — методики, правильный ответ, верное решение выполнение задания; 2) стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.




Билет 11

Общее понятие о поведении человека.

Когнитивно-поведенческий подход

Представители данного подхода не считают нужным задумываться по поводу психических структур и процессов, скрытых в бессознательном. Они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а, отнюдь не, явления, формируют личность. Скиинер, в частности, утверждал, что поведение почти всецело обусловлено подкреплениями из окружающей среды. По его мнению, для того, чтобы объяснить поведение необходимо проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимым последствием этого действия. Работы послужили фундаментом для его науки о поведении. Экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход

Согласно феноменологическому подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность. - феноменологией. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определаении поведения.

Билет 12

Наши рекомендации