Инновации: теоретические подходы и классификация

В расширительном смысле проблемы инноваций как процесса введения эле­ментов одной культуры в другую касались еще антропологи XIX столетия. Но гораздо больших результатов добились в их изучении экономисты и социологи. В развитие теоретико-методологических представлений об инновационных процессах заметный вклад внесли Й. Шумпетер, Н. Кондратьев, Т. Парсонс, П. Друкер, К. Левин, Э. Роджерс, Дж. Залтмен, X. Барнетт и др. Инновацион­ная проблематика отражена в работах многих других видных представителей социологии организаций и теории организации, а также управленческой прак­тики (П. Блау, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. ТЪмпсон, Дж. Хоманс и др.).

Австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер(1883-1950) видел в технических инновациях средство преодоления экономических спадов. В созданной выдающимся немецким психологом Куртом Левином(1890— 1947) полевой теории социальных сил управление понималось как процесс планируемых изменений, а инновации — как социокультурный процесс. Он

Э1

явился автором, пожалуй, самой знаменитой на сегодняшний день типоло­гии жизненных циклов нововведения. К. Левин выделил три фазы иннова­ционных процессов: 1) размораживание —ситуация тревожности, напряжен­ности, готовности коллектива к переменам; 2) собственно изменение — иден­тификация работников в процессе нововведения, проявляющаяся в их готовности следовать проекту, а также усвоение, т.е. перевод целей нововве­дения в плоскость личных интересов; 3) замораживание — испытание и ин-ституциализация новых образцов, созданных в ходе изменений.

Толкотт Парсонс(1902—1979) рассматривал человеческое действие как самоорганизующуюся систему, много внимания уделяя проблеме приспособ­ления системы к изменяющейся внешней среде. Одним из активных средств адаптации как раз выступает инновация — изменение внутренней структу­ры как реакция на внешний раздражитель. При этом в инновационный про­цесс, который может затрагивать все общество либо отдельные его институ­ты, вовлекаются нормативная система, верования и ценности, процессы производства, воспроизводства, обмена и поддержания.

Удачную попытку концептуального осмысления инноваций осуществил во второй половине XX в. выдающийся американский экономист, социолог, пуб­лицист, специалист в области проблем управления, представитель эмпиричес­кой школы индустриальной социологии, профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском университете, советник по вопросам «де­ловой политики» и управления ряда крупных американских фирм, таких как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «ИБМ», Питер Друкер(р. 1909). Он пола­гал, что инновации обладают измерением экономическим (ценой) и соци­альным (ценностью). Найти новое применение старым продуктам — это все равно что создать новый рынок или изобрести новый продукт, т.е. осуществить инновацию. Изобретение паровой машины — это не только техническое изоб­ретение, но еще и революционная социальная инновация, которая ведет к механизации производства и облегчению труда, повышению профессионализ­ма рабочих и жизненного уровня населения, активизации банковских креди­тов и экономики в целом. В конечном счете инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в закон­ченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества.

Термин «инновация» нередко служит синонимом понятию «изобретение», которое трактуется как построение новой конфигурации из старых или извест­ных элементов. Изобретение (invention) трактуется в словарях как возникновение идеи нового продукта или услуги и получение патента. Обычно изобретение — дело строго индивидуальное, в то время как воплощающая его в жизнь инновация — командное. Изобретение и инновация требуют разного рода навыков, умений и талантов. На наш взгляд, новшества надо понимать, скорее, не как изобретение, а как реформу. Серия из нескольких реформ, например внедрение гибкого гра­фика, аккордной оплаты труда и автономных групп, составляет процесс рефор­мирования, или инновации. Процесс практической реализации новшеств назы­вается внедрением. Эффективность инновационного процесса обеспечивается надежностью «стыков» его стадий, скоростью перехода от предыдущей к после­дующей стадии, что обеспечивается созданием проектных групп.

Основные разработчики инновационного подхода в нашей стране являются Н.И. Лапин, А.И. Пригожий, Б.З. Сазонов, B.C. Дудченко и др. Центральным

выступает понятие «нововведение» — внедрение новшества в производство, ко­торое представляет собой поэтапный процесс, проходящий несколько фаз — от зарождения до смерти новшества. Организация рассматривается как продукт со­знательной спланированной деятельности менеджера, иницирующего внедрение новшества. Организационное развитие рассматривается как продукт сознатель­ного выбора будущего менеджером. Суть управления организационным разви­тием сводится к созданию условий для перевода системы из реального состояния в желаемое или созданию инструмента и условий для реализации этого перевода. Выработка проекта изменений в организации и средств его достижения свя­зывается с осознанием заинтересованными сторонами проблемной ситуации (трактуемой как уникальная совокупность проблем, возникающих в деятельно­сти управленца) и созданием технологий ее решения (инновационные техно­логии —А.И. Пригожий, B.C. Дудченко). Выработка группой участников спо­соба нахождения коллективных решений в нестандартной ситуации рассматри­вается как один из главных итогов работы (B.C. Дудченко).

Любые достигнутые качественные изменения, даже если они препятствуют режиму нормального функционирова­ инновации: теоретические подходы и классификация - student2.ru ния, рассматриваются как самоценные (Б.З. Сазонов). Реализация цели связана с преодолением консерватизма, который выражается в разрушении старых культурных стереотипов и выработке установок на внедрение новшеств. Мо­дель активно используется в практике управленческого консультирования.

Специалисты рассматривают самые разные классификации видов иннова­ций, внедрений, новшеств, в частности, предлагают различать три типа: 1) вя­лотекущая (continuous) инновация; 2) динамично развивающаяся инновация; 3) скоротечная инновация. Быстрее всего внедряются инновации, обладающие наглядными преимуществами, для чего устраиваются роскошные презентации инновационных проектов, на которые приглашаются знаменитости и предста­вители прессы. Помимо презентационной демонстрации существуют также демонстрация использования (методическая демонстрация — показ процесса эксплуатации инновации) и демонстрация результата — показ благ, приобре­тенных в результате использования инновации. К указанным выше типам инноваций В.А. Гончарук предлагает добавить два вида внедрения — совеща­тельное (с опорой на коллективное мнение) и авторитарное (без такой опоры). Известно, что непрерывные изменения приносят меньший эффект, чем час­тые порционные изменения. Это связано с информационной перегрузкой при непрерывных изменениях и с недостатком времени на адаптацию. Изменения должны проводиться параллельно для разных групп персонала, а не последо­вательно в каждой группе. В процессе внедрения обязательно выявляются не­достатки в технологической проработке изменений. Некоторые методики не приносят запланированных результатов, для некоторых возможно улучшение В модели Д. Миллоу жизненный цикл инновации состоит из следуюшю этапов: 1) концептуализация новшества; 2) предварительное согласие с инно­вацией; 3) приобретение ресурсов; 4) реализация инновационной концепции 5) институционализация результатов. Другие авторы описывают инновацик как двухэтапный процесс, состоящий из этапа инициирования и этапа внедре­ния инновации. Этап инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересован­ность в дополнительных знаниях; 2) формирование инновационных устано-

вок; 3) принятие решения. Этап внедрения состоит из двух фаз: 1) первичное внедрение (связано с испытанием новшества на ограниченном пространстве); 2) реализация инновации. Вторая фаза носит циклический характер, связана с изменением сознания и отношения людей к новшеству, преодолением со­противления, неожиданно возникающих трудностей и непредвиденных по­следствий.

Отечественные социологи В.В. Щербина и А.А. Мешков считают, что нов­шества могут быть разделены: по характеру — на социальные (изменение струк­туры, способов обмена, контроля, системы распределения) и технические; по направленности — на обеспечивающие, т.е. способствующие внедрению про­екта, и продуктивные, т.е. ведущие к созданию нового объекта; по отношению к предшествующим изменениям — на замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения (возвращение к старому). Авторы рассматри­вают нововведение, с одной стороны, как поэтапный процесс внедрения, рас­пространения (диффузии) новшества, а с другой — как социокультурный про­цесс, связанный с изменением структуры, функций организации и ценност­но-нормативной системы ее членов. Внедрение новшества — это процесс вторжения элементов новой культуры в старую культуру отношений, который именуется интервенцией. В социологии организаций под нововведением по­нимается инициируемый менеджером, планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений — новшеств.

В свое время П. Друкер предложил на наше рассмотрение очень удачную (хотя и не всеохватывающую) типологию инноваций: 1) неожиданное собы­тие (инновации, являющиеся следствием непредвиденных событий, происхо­дящие как бы сами собой; они наименее рискованы и требуют минимальных усилий); 2) неконгруэнтные инновации, основанные на несовпадении между реальностью и нашими представлениями о ней; 3) обусловленные потребно­стями — нововведения, затеваемые людьми в силу необходимости, нужды, потребности в улучшении ситуации; 4) внезапные нововведения — изменения, происходящие по причине структурных сдвигов в народном хозяйстве стра­ны, отдельной отрасли или на рынке; 5) демографические нововведения, вы­званные негативными или даже катастрофическими процессами, например депопуляцией; 6) перцептивные нововведения — изменения в нашем созна­нии, мировосприятии, настроениях и ценностных ориентациях; 7) когнитив­ные инновации — изменения в системе образования, источниках знания, сред­ствах получения и обработки информации.

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные — это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для того чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические.—ин­новации, которые внедряют с целью получения решающих конкурентных пре­имуществ в перспективе. По характеру удовлетворяемых потребностей инно­вации могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребно­стей либо на формирование новых потребностей и стимулов. По предмету и сфере приложения инновации подразделяются на продуктные (новые продук­ты и услуги), рыночные (инновации, которые открывают новые сферы исполь­зования продукта или новые сегменты рынка), процессуальные инновации — технологии, организация производства и различные управленческие процессы. Возможны и другие принципы классификации, отраженные в табл. 5.

Таблица 5 Критерии классификации нововведений

По содержанию Технические Организационные Социальные Экономические
По особенностям инновационного процесса Внутриорганизационные Межорганизационные
По уровню разработки и сфере распространения Государственные Региональные Отраслевые Республиканские Корпоративные Фирменные
По степени новизны Абсолютные Относительные Условные Частные
По новационному потенциалу Радикальные Комбинированные Модифицированные
По сферам разработки и распространению Промышленные Финансовые Услуги Правовые Торговые Научные

Под экономическими инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств. Инновации характеризуются более высоким техноло­гическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предьгдущим продуктом. Понятие «инновация» включает в себя все новшества в производственной, организационной, финансовой, научно-иссле­довательской, учебной и других сферах в виде новых технологий, видов продук­ции и услуг, организационно-технических и социально-экономических реше­ний. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпри­нимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их фун­кционирования, экономического роста и конкурентоспособности.

В американской социологии наиболее распространенными считаются два теоретико-методологических подхода к классификации нововведений: инди­видуально-ориентированные модели, в которых инновация рассматривается через призму изменения отношения работников организации к новшеству (когнитивная модель); организационно-ориентированные модели. Типичная модель первого типа (Дж. Залтман, Р. Лэвидж, Э. Роджерс, Дж. Штайнер и др.) воспроизводит инновационный процесс, состоящий из трех фаз: а) разработ­ка новшества (формирование концепции и документальное описание новше­ства); б) подготовка и принятие решения о его внедрении (выработка альтерна­тив, отбор критерия оценки эффективности внедрения, просчет последствий, подготовка решения); в) реализация решения (преодоление сопротивления и рутинизация нововведения). В организационно-ориентированной модели

(Р. Данкан, Э. Роджерс, Д. Миллоу, Дж. Залтман и др.) инновационный про­цесс рассматривается как созидательный процесс формирования принципи­ально новых, ранее не существовавших конфигураций, обеспечивающих рас­пространение (диффузию) новшества, а инновации — как жизненный цикл структурно-функциональных изменений в социальной системе и одновремен­но изменений в символических структурах ее членов.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается сегод­ня инноватика — новое направление в системе высшего образования и новая область в прикладной науке, имеющая междисциплинарный статус. С 1999 г. в СПбГТУ на базе Института инноватики развернута в порядке эксперимента подготовка бакалавров по новому направлению. Возникшая на стыке техни­ческих и естественно-научных дисциплин — экономики, математики, логи­ки, психологии, истории, философии, педагогики и других направлений, — она занимается инвестиционным проектированием, теорией изобретательства и др. Теория инноваций основывается на утверждении, что чередование подъе­мов и спадов в рыночной экономике напрямую связано с инновационными циклами (чередованием массового внедрения базисных инноваций).

Самостоятельным разделом в ней стала новая область знаний — социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных про­цессов, направленных на удовлетворение потребностей индивида и общества в условиях высокой неопределенности и риска. К методам исследования в социальной инноватике относятся опрос, эксперимент, наблюдение, диагно­стика, а к средствам практического вмешательства — клинико-терапевтические методы воздействия, социальные технологии и социальная инженерия, соци­альная помощь и социальное страхование, социальная работа.

В инноватике принята своя классификация инноваций, согласно которой различают следующие типы: технико-технологические, управленческие, юридические, экономические, экологические, организационные и соци­альные нововведения.

Наши рекомендации