Общенаучные исследовательские методы (наблюдения, эксперимент, измерения). Психологический эксперимент.

Все методы совр науки делятся на теоретические и эмпирические.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, моделей, схем, описаний и т.д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений, ученый взаимодействует с самим объектом.

К общенаучным эмпирическим методам относятся:

· Наблюдение

· Эксперимент

· Измерение

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называется описанием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных.

С наблюдением связаны два подхода:

1. идиографический подход – требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий.

2. Номотетический – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.

Особенности метода наблюдение:

· Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта.

· Эмоциональная окрашенность наблюдения

· Сложность повторного наблюдения.

Измерение – регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора).

Измерение проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного инструмента: естественное «поведение» объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором.

С.С.Паповян предлагает 3 вида измерения:

1. Фундаментальное – основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы.

2. Производное – измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с др.

3. Измерение «по определению» - производится тогда, когда мы произвольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков характеризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состояние объекта.

Эксперимент – основной метод совр естествознания и естественнонаучной ориентированной психологии. Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Эксперимент является «активным» методом изучения реальности, отвечает на вопрос: почему?

Психологический эксперимент – проводимый в спец условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Специфика психологического эксперимента:

· Психику, как конструкт, невозможно объективно наблюдать и об ее деятельности можно узнать, лишь основываясь на ее проявлениях.

· При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом.

· В экспериментах с людьми происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.

· Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому.

Виды эксперимента от способа проведения:

· Лабораторный

· Полевой (естественный)

· Формирующий (психолого-педагогический)

От условий проведения:

· Лабораторный

· полевой

От результата воздействия:

· констатирующий

· формирующий – экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было.

Этапы психологического эксперимента:

1. первичная постановка проблемы

2. работа с научной литературой

3. уточнение гипотезы и определение переменных

4. выбор экспериментального инструмента, позволяющего управлять независимой переменной

5. планирование экспериментального исследования

6. формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7. проведение эксперимента

8. первичная обработка данных

9. статистическая обработка

10. интерпретация результатов и выводы

11. фиксация исследования в научном отчете, статье, монографии, письме в редакцию

+:

· возможность выбрать момент начала события

· повторяемость изучаемого события

· изменяемость результатов путем сознательного манипулирования независимыми переменными

-:

· субъект субъектное отношение нарушает научные правила

· психика обладает свойством спонтанности

· психика слишком непостоянна

· психика слишком уникальна

· психика – слишком сложный объект исследования.

Наши рекомендации