В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент.

           
  В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент. - student2.ru
 
    В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент. - student2.ru   В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент. - student2.ru
 

           
  В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент. - student2.ru   В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент. - student2.ru
 
    В дальнейшем под понятиями «эксперимент» и «экспериментирование» подразумевается суть активный эксперимент. - student2.ru
 

К особому классу лабораторных экспериментов следует отнести деловые игры, хозяйственные ситуации («case — stade») и компьютерные системы для решения практических задач управления.

Натурные эксперименты имеют целью изучить функционирование процессов или системы в целом в реальных условиях с учетом воздействия разного характера случайных факторов внутренней и внешней среды. Вследствие громоздкости опытов требуются тщательное продумывание и планирование эксперимента. Этот вид эксперимента часто используется в процессе натуральных испытаний изготовленных систем. Практически во всех случаях основная научная проблема натурного эксперимента — обеспечить достаточное соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой будет работать впоследствии создаваемый объект. Поэтому центральными задачами натурного эксперимента являются: изучение характеристик воздействия среды на испытуемый объект; идентификация статистических и динамических параметров объекта; оценка эффективности функционирования объекта и проверка его на соответствие заданным требованиям

Одной из разновидностей натурного эксперимента является производственный эксперимент, часто сводящийся к сбору материалов в организациях, которые накапливают по стандартным формам. Их ценность заключается в том, что они систематизированы по единой методике за многие годы. Такие материалы хорошо поддаются обработке методами математической статистики и теории вероятностей. ( Полезность – для введения системы GMP/ISO)

В зависимости от сложности темы научного исследования объем проведения экспериментов может быть различным. Для подтверждения рабочей гипотезы в лучшем случае достаточно будет проведения лабораторных экспериментов. В худшем случае потребуется серия экспериментальных исследований, включающая, например, поисковые, лабораторные и производственные исследования.

Материальный эксперимент, в дальнейшем именуемый классическим, представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром. Объектом исследования выступают реальные системы, а также их физические и аналоговые модели.

Вычислительный эксперимент — современная технология экспериментирования на компьютере с моделью функционирования объекта в течение продолжительного периода времени.

Мыслительный эксперимент служит одной из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которого в воображении

воспроизводится структура реального эксперимента, поэтому он нередко выступает в роли идеального плана реального эксперимента и предшествует ему.

Качественный эксперимент ставится с целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный, или измерительный,эксперимент проводится для выявления количественной определенности какого-либо свойства изучаемого объекта или системы. (Примеры).

Однофакторный эксперимент предполагает: 1) выделение нужного фактора; 2) стабилизацию мешающих факторов; 3) поочередное варьирование интересующих исследователя факторов.

Стратегия многофакторногоэксперимент а состоит в том, что варьируются все переменные сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов, проведенных в данной серии экспериментов.

Социометрическийэксперимент используется для изучения существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего изменения.

Технологический эксперимент направлен на изучение элементов технологического процесса (продукции, оборудования, деятельности работников и т.п.) или процесса в целом. Аналогично можно говорить об экономическом эксперименте, эксперименте по обучению персонала и т.д.

Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между, исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь в соответствии со вскрытыми тенденциями развития объекта исследования преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта. Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов. Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта. Поисковыйэксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых. Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной.

Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой.

Эксперименты могут быть открытыми и закрытыми, они широко распространены в психологии, социологии, педагогике. В открытом эксперименте его задачи открыто объясняются испытуемым, в закрытом - в целях получения объективных данных эти задачи скрываются от испытуемого.Любая форма открытого эксперимента влияет (часто активизирует) на субъективную сторону поведения испытуемых. В этой связи открытий эксперимент целесообразен только тогда, когда имеются возможность и достаточная уверенность в том, что удастся вызвать у испытуемого живое участие и субъективную поддержку намечаемой работе. Закрытый эксперимент характеризуется тем, что его тщательно маскируют; испытуемый не догадывается об эксперименте, и работа протекает внешне в естественных условиях. Такой эксперимент не вызывает у испытуемых повышенной настороженности и излишнего самоконтроля, стремления вести себя не так, как обычно.

Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.

В сложном эксперименте изучаются явления или объекты с разветвленной структурой (можно выделить иерархические уровни) и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции. Высокая степень связности элементов приводит к тому, что изменение состояния какого-либо элемента или связи влечет за собой изменение состояния многих других элементов системы. В сложных объектах исследования возможно наличие нескольких разных структур, нескольких разных целей. Но все же конкретное состояние сложного объекта может быть описано

Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации на объект исследования (чаще всего информационный эксперимент используется в биологии, психологии, социологии, кибернетике и т.п.). С помощью этого эксперимента изучается изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.

Вещественный эксперимент предполагает изучение влияния различных вещественных факторов на состояние объекта исследования. Например, влияние различных добавок на качество стали и т.п.

Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии (электромагнитной, механической, тепловой и т.д.) на объект исследования. Этот тип эксперимента широко распространен в естественных науках.

Обычный (или классический) эксперимент включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет экспериментального исследования и средства (инструменты, приборы, экспериментальные установки), при помощи которых осуществляется эксперимент.

В обычном эксперименте экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. Они являются посредниками между экспериментатором и объектом исследования.

Модельный эксперимент, в отличие от обычного, имеет дело с моделью исследуемого объекта. Модель входит в состав экспериментальной установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия; в которых изучается некоторый объект.

Модельный эксперимент при расширении возможностей экспериментального исследования одновременно имеет и ряд недостатков, связанных с тем, что различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок и, кроме того, экстраполяция результатов изучения поведения модели на моделируемый объект требует дополнительных затрат времени и теоретического обоснования правомочности такой экстраполяции.

Как уже отмечалось, приведенная классификация экспериментальных исследований - не может быть признана полной, поскольку с расширением научного знания расширяется и область применения экспериментального метода. Кроме того, в зависимости от задач эксперимента различные его типы могут объединяться, образуя комплексный или комбинированный эксперимент.

Для проведения эксперимента любого типа необходимо: разработать гипотезу, подлежащую проверке;

создать программы экспериментальных работ;

определить способы и приемы вмешательства в объект исследования; обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;

разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;

подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.);

Наши рекомендации