Оценка отсутствия изменений в решении различных проблем (в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки «осталось без изменений»)
Проблема, подлежащая решению | Осталось без изменений |
Борьба с коррупцией | 65,4 |
Борьба с преступностью | 64,0 |
Обеспечение заказами оборонных предприятий | 59,3 |
Прекращение спада производства | 57,6 |
Создание новых рабочих мест | 57,4 |
Привлечение инвестиций | 55,0 |
Развитие социальной сферы | 54,9 |
Строительство муниципального жилья | 54,3 |
Развитие материальной базы образования | 54,2 |
Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам | 50,3 |
Укрепление материальной базы здравоохранения | 46,5 |
Своевременная выплата пенсий и зарплаты | 44,7 |
улучшение работы общественного транспорта | 40,8 |
_Удержание цен на продукты первой необходимости | 35,0 |
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию | 24,3 |
разработка эффективного механизма местного налогообложения | 15,4 |
В табл. 38 мы удалили исходную кодировку вариантов, использованную в анкете, поскольку теперь она потеряла смысл.
Нетрудно убедиться, что ранжировка здесь несколько иная, нежели в том случае, когда мы ранжировали значимость оценок по признаку «стало лучше». И эта таблица — в зависимости от целей исследования — также может
оказаться достаточно убедительным наглядным материалом, помогающим подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) исходные предположения исследователя21. Завершая данную тему, нельзя не остановиться на особенностях составления и редактирования таблиц, отражающих расчет средних значений некоторых переменных. В исследовании эффективности рекламы, проведенном студентами НКИ, присутствовал вопрос относительно степени влияния различных факторов на выбор покупки, главной целью которого было выявление того места, которое занимает среди этих факторов реклама22:
Укажите, в какой мере оказывают влияние на выбор Вами того или иного товара следующие факторы(оценку производите по пятибалльной шкале, где 5 означает «наиболее важно»... 1 —«никакого значения»):
14. Внешний вид | |||||
15. Место покупки | |||||
16. Новизна | |||||
17. Привычка | |||||
18. Реклама | |||||
19. Совет продавца | |||||
20. Упаковка | |||||
21. Цена |
Произведя соответствующие расчеты, мы получили итог:Variable Mean Std Dev Minimum Maximum N Label
VAR00019 | 2,64 | 1,18 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00018 | 2,80 | 1,22 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00015 | 3,08 | 1,26 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00020 | 3,19 | 1,31 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00017 | 3,26 | 1,44 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00016 | 3,31 | 1,30 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00014 | 4,06 | 1,13 | 1,00 | 5,00 | |
VAR00021 | 4,07 | 1,15 | 1,00 | 5,00 |
Обратите внимание, что программа SPSS в ходе расчетов сама ранжирует полученные результаты, правда, в ином порядке — от низшего к высшему.
Кроме приемов ранжирования можно применять и аналитические приемы, например, вычесть по каждому из оцениваемых направлений процент оценок «стало хуже» из процента оценок «стало лучше» и провести очередную ранжировку вновь полученных индексов перевеса положительных оценок над отрицательными (или наоборот). Обратим внимание, что переменные неальтернативные, а сам вопрос представлен в табличной форме.
Перед тем как приводить полученные данные в табличный вид, следует решить, какие из полученных расчетных значений мы будем включать в итоговую таблицу. Для этого нужно оценить, насколько важны для окончательного анализа те или иные столбцы, учитывая, что мы намереваемся выявить связь между выбором и факторами, оказывающими влияние на него. Понятно, что первые два столбца (Variable — переменная и Mean — среднее) обязательно войдут в таблицу. Третий столбец (Std Dev23) содержит значения среднеквадратических отклонений (СКО) по каждой из переменных. Напомним, что величина СКО показывает меру разброса значений переменной вокруг средней величины: чем больше СКО, тем сильнее этот разброс, и наоборот — чем оно меньше, тем единодушнее респонденты в своих ответах. Мы видим, что значения СКО довольно близки (наименьшее для переменной 14, т.е. «внешний вид», наибольшее — для переменной 17, т.е. «привычка»). Это значит, что связь здесь выражена довольно слабо, поэтому не имеет смысла включать СКО в таблицу. Два следующих столбца (Minimum и Maximum) отражают минимальное и максимальное из полученных значений; в них также не видно никакой связи, поскольку они одинаковы для всех переменных. И наконец, в последнем столбце (N) показано число респондентов, отметивших какое-то значение этой переменной (т.е. давших какую-то оценку). Дело в том, что перед началом расчетов среднего значения мы исключили нули (т.е. дали команду не принимать в расчет тех, кто не дал никакого ответа). Общее число респондентов в этом опросе было 241, и, хотя значения N не так уж разнятся для всех переменных, нам было бы небезынтересно знать, для какой доли опрошенных значим тот или иной фактор24. Теперь, определив состав таблицы, мы можем проделать уже описанные выше операции (включая изменение порядка ранжировки на противоположный) и получить такой окончательный вариант (табл. 40).
Таблица 4С
Факторы | выбора покупки (по 5-балльной шкале) | |
Фактор выбора | Средний балл | Число ответивших |
Цена | 4,07 | |
Внешний вид | 4,06 | |
Новизна | 3,31 | |
Привычка | 3,26 | |
Упаковка | 3,19 | |
Место покупки | 3,08 | |
Реклама | 2,80 | |
Советпродавца | 2,64 |
Мы видим теперь, что при покупке наиболее важную роль играет цен; товара. Что же касается интересующей нас рекламы, то она относится к чис лу наименее важных факторов.
23 Standard Deviation. Вообще-то можно было бы основательно углубить анализ связей путем последовательного перекре стного (кросстабулированного) наложения этих переменных друг на друга. Однако это довольн кропотливая, трудоемкая работа, и еще неизвестно, выявит ли она хоть какие-то связи. Прибегать такого рода анализу целесообразно лишь в случае, если выдвинуты соответствующие гипотезы.