Социальное поведение. социальный контроль

Человек – существо деятельное, и сама деятельность вправе рассматриваться как одна из форм существования человека. Понятие деятельность имеет достаточно широкий смысл, философия чаще трактует деятельность как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, к самому себе, и выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. И здесь обращается внимание на два аспекта: что это работа не только рук, но и ума и духа, а также, что это процесс, включающий в себя цель, средства и результат.

В социологическом контексте социальная деятельность рассматривается как динамичная система активного взаимодействия субъекта – личности или группы – с окружающим миром, в процессе которых происходит реализация ставящихся субъектом целей и задач.[28]

Основание цели лежит в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, интересов, потребностей, которыми руководствуются люди. На основе обобщения ценностей через призму социального опыта происходит формирование определенных норм, которые направляют деятельность и регулируют поведение людей в социуме. Результаты деятельности во многом зависят от активности социального субъекта.

Важнейшими видами социальной деятельности являются: материально-преобразовательная, познавательная, политическая, художественная, коммуникативная, спортивная и др. ее виды.

Фундаментальной категорией социологии выступает социальное поведение, которое может рассматриваться как внешнее проявление деятельности.

Подсоциальным поведением понимается совокупность поступков, действий и взаимодействий индивида или группы с окружающей природной и социальной средой, которая зависит от множества социальных и личностных факторов, а также от действующих социальных норм.

Социальное поведение формируется в социальной среде и носит социально обусловленный характер. В нем проявляются особенности воспитания и культуры, характера и темперамента, интересы и потребности, взгляды и убеждения, вкусы и предпочтения, отношение к себе и к окружающей действительности. И именно социальное поведение определяет эффективность того или иного вида деятельности.

Попытки объяснения поведения человека нашли свое воплощение в рамках бихевиористского подхода (behaviour – поведение), наиболее крупными представителями которого могут считаться Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др. Бихевиористы обычно противопоставляли поведение сознанию, и считали, что на него в большей мере оказывает влияние окружающая социальная среда. Необихевиоризм вносит дополнения, касающиеся возможности существования трех различных форм реакции человека на эту среду: эмоциональная, когнитивная и прямое, т.е. по типу «стимул-реакция».

В теории обмена Дж. Хоманс трактует социальное поведение как некоторый акт обмена между двумя, тремя и т.д. индивидами, при котором оценивается соотношение прилагаемых затрат и получаемых вознаграждений.

В теории символического интеракционизма (Ч. Кули и Г. Мид) поведение человека рассматривается как непрерывный процесс его взаимодействия с другими людьми, при котором наблюдение и осмысление намерений друг друга происходит посредством некоторых символов.

Многие видные социологи также уделяли внимание социальному поведению. П. Сорокин рассматривал поведение как непрерывный процесс взаимодействия людей, который мог базироваться на симпатиях или антипатиях, дружбе или вражде, любви или ненависти. Т. Парсонс считал поведение, обусловленным системой взаимных ожиданий, которые, в свою очередь, определяются нормами и ценностями культуры. Р. Мертон анализировал причины отклоняющего от этих норм поведения (девиантного) и, продолжая традиции Э. Дюркгейма, отыскивал причины этого в таком явлении как аномия.

Регулирование социального поведения осуществляется с помощью системы социального контроля, где поведению человека придается социальный смысл и осуществляется его типизация, т.е. утрата поведением своей уникальности и неповторимости.

Под социальным контролем понимается система методов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения.

Социальный контроль также вправе рассматриваться как сложившийся социальный институт, который с помощью системы ценностей и норм обеспечивает устойчивое функционирование социальных систем.

Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом, и первоначально рассматривался в качестве средства возвращения правонарушителя (преступника) к поведению, соответствующему общественным нормам. И только в дальнейшем он приобретает более широкое смысловое содержание, в том числе увязывается с различными формами контроля.

Основными механизмами социального контроля выступают:

Ø социализация;

Ø групповое давление;

Ø самоконтроль.

Самоконтроль является важнейшим механизмом контролирования поведения, установления соответствия поступков индивида требованиям социальной среды. Он может осуществляться как «на людях», так и наедине с самим собой. Самоконтролю могут подлежать не только поступки, но и помыслы, и мотивы человека.

Кметодами социального контроля со стороны социальной среды, могут быть отнесены:

ü осуждение;

ü принуждение;

ü ограничение взаимодействия;

ü изоляция;

ü а также разного рода санкции.

Т.е. нормы оказываются «защищенными» с двух сторон: с одной стороны – ценностями, а с другой – санкциями, которые могут варьироваться в широком диапазоне: от поощрения до наказания.

Исследования последних лет доказывают, что негативные санкции (насилие) далеко не всегда оказываются столь эффективными, и не обязательно в дальнейшем ведут к прекращению отклонений поведения от норм, не говоря уже о снижении социальной активности индивида. Более успешными могут быть моральные санкции (неодобрение, осуждение), а также поощрение желательных видов поведения.

Социальные нормы выражаются в виде правил, требований социальной системы к поведению каждого входящего в нее человека, к взаимодействию людей внутри нее, а также с окружающей ее социальной реальностью. Они вырабатываются на различных уровнях: государства, отдельных слоев и классов, групп. В наиболее общем виде воплощены в существующей культуре, в системе ценностей, и человек усваивает их в процессе социализации. При этом выделяют: формальные и неформальные социальные нормы.

Социальные нормы могут выполнять следующие функции: оценки, ориентации, контроля, регламентации, наказания и поощрения.

Поведение, отклоняющееся от принятых норм, получило наименование девиантного поведения.

Девиантное поведение в широком смысле – это любое отклоняющееся от принятых в обществе или группе правовых, нравственных и социальных норм поведение.

В узком смысле – поведение асоциальное (антиобщественное), при котором нарушаются существующие в обществе моральные нормы, обусловленные традициями, обычаями, правилами общежития, вызывающее неодобрение или общественное осуждение, но не влекущее за собой уголовного наказания.

В этом случае для определения противоправного поведения, связанного с нарушением правовых норм, используется понятие делинквентное поведение – совокупность противоправных поступков или поведения (т.е. преступления).

Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия человека с окружающей социальной средой посредством нормативного регулирования – с учетом особенностей самой личности, его отношения к нормам и к реальной жизненной (конфликтной) ситуации. Граница между нормой и отклонением может оказаться довольно размытой, а также зависеть от позиции того, кем осуществляется трактовка этой нормы. Категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, относят к группам риска.

С точки зрения социологии источником девиации может служить:

Ø биологическая и/или социальная незрелость,

Ø отсутствие развитого самоконтроля,

Ø «аномия».

Аномия – состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, регулирующих человеческое поведение и гарантирующих обеспечение общественного порядка. Это явление может проявляться в условиях кризисов и радикальных перемен, а также при смешении больших социальных групп и общностей, при миграции, когда происходит перемешивание социокультурных норм и ценностей. Социальные нормы становятся противоречивыми, и людям сложно ориентироваться на их выполнение.

Первое объяснение девиации явлением аномии, было предложено Э. Дюркгеймом, который разрабатывал эту теорию и использовал ее в своем классическом исследовании проблем самоубийства.

Впоследствии эту теорию разрабатывал Р. Мертон, внесший некоторые изменения в концепцию аномии. Причиной девиации он считал рассогласование между целями общества и социально одобряемыми средствами для их достижения. Т.е. стремясь к успеху и не имея возможности получить его с помощью социально одобряемых средств, люди могут прибегать к незаконным средствам.

Помимо социологических объяснений девиации в конце 19 – начале 20-го века получили распространение теории, которые объясняли ее особыми биологическими качествами, состоящими в деградации человека к более ранним стадиям эволюции (Цезаре Ламброзо). К таким отличительным признакам были отнесены низкий лоб, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли.

Примерно в это же время разрабатываются концепции психологической трактовки девиации. Ее сторонники связывали девиацию с некоторыми психическими отклонениями и заболеваниями (слабоумие, дегенеративность).

Существуют также культурологические теории, которые объясняют девиацию существованием различий в культуре общества и субкультуре социальной группы (банды, группы заключенных). Здесь наибольший акцент делается на анализе культурных ценностей группы, побуждающих людей к проявлению девиантного поведения, в частности: на готовности к риску, стремлении к острым ощущениям, на размежевании групповых и общественных интересов. Причем, такому поведению люди могут обучаться с малых лет (например, в семье).

И, наконец, следует сказать несколько слов об относительности понимания девиации – нет идеального общества, и даже тот факт, что существуют законодательные запреты, может свидетельствовать о том, что эти нормы постоянно нарушаются. Но девиация также может рассматриваться и в позитивном смысле, как отклоняющееся в сторону социального прогресса, быть сопряженной с некоторыми нововведениями.

Практикум.

Контрольные вопросы:

Ø Почему социальный контроль рассматривается как важнейший социальный институт?

Ø Почему социальному поведению в рамках социологии придается большая значимость, чем социальной деятельности?

Ø Какие функции выполняют социальные нормы?

Ø Как называются категории населения, склонные к совершению девиантных поступков?

Ø Может ли девиация рассматриваться в позитивном смысле?

Практическое задание

1. Какой из механизмов социального контроля (социализация, групповое давление, самоконтроль) Вы считаете наиболее важным и почему?

Контрольные тесты

Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными

1. В своем знаменитом труде «Самоубийство» Э. Дюркгейм рассматривал социальную патологию, как обусловленную

1. Личными склонностями

2. Биологической наследственностью

3. Ненормальными социальными условиями

4. Структурой генома

2. __________ относится к числу формальных предписаний, регламентирующих поведение студентов в сфере учебной деятельности.

1. Систематическая подготовка к семинарским занятиям

2. Регулярное посещение библиотеки

3. Чтение книг и журналов

4. Своевременная сдача зачетов и экзаменов

3. К социальным источникам девиации не вправе относить:

1. Биологическую и социальную незрелость

2. Отсутствие развитого самоконтроля

3. Слабоумие или дегенеративность

4. Аномию

4. К девиантному поведению нельзя отнести ______________поведение

1. Нормативное

2. Инновационное

3. Преступное

4. Зависимое

Наши рекомендации