Лекция 9. социальные конфликты

Тема конфликтов, как особого вида взаимодействия, изучалась еще в древности.

Так, например, еще Аристотель сумел выявить социально-психологические причины конфликтов, сформулированные им в виде некоторых постулатов:

1) недостаток природы человека состоит в том, что его никогда нельзя удовлетворить;

2) нет предела человеческим желаниям, и большинство людей тратит жизнь на их удовлетворение.

Некоторые мысли относительно природы и разрешения конфликта присутствуют в философских системах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Конфликт как социальное явление также рассматривался А. Смитом, который определял его в качестве основы разделения общества на классы и экономической борьбы между ними.

Тема конфликтов, безусловно, нашла свое отражение и в трудах классиков социологии:

Ø Г. Спенсер рассматривал его с позиций социал-дарвинизма, как неизбежное явление, служащее стимулом социального развития;

Ø Схожую позицию разделял М. Вебер, называя конфликт «борьбой»;

Ø Для Г. Зиммеля, который именовал его как «спор», конфликт выступает одним из средств социализации;

Ø Т. Парсонс определял конфликт как некоторую общественную патологию, социальную болезнь;

Ø Р. Парк предложил рассматривать его как один из 4 видов взаимодействия (наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией);

Ø К. Маркс считал конфликт неизбежным явлением, результатом развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями; он знаменует собой высшую стадию развития противоречия и переход на следующую стадию общественного развития.

Следует заметить, что именно с подачи Маркса конфликт впервые начинает рассматриваться с позитивной точки зрения, как средство разрешения накапливающихся противоречий.

Конфликт в социологии – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, позиций сторон в процессе их социального взаимодействия.

Иногда конфликт также определяют как развитое и осознанное противоречие, тем самым, подчеркивая, что жизнь полна социальных противоречий, но далеко не каждое вправе рассматриваться как конфликт, а только при определенной степени их развитости и осознанности.

Как ключевая категория в социологии он рассматривается:

1. В теории конфликта – одном из направлений теоретической социологии (определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие).

2. В социологии конфликта - как специальной социологической нау­ки.

А, кроме того, он изучается в конфликтологии – комплексной научной дисциплине, в которой интегрированы знания философии, истории, социологии, психологии, политологии, этнографии и др.; как относительно самостоятельное направление ее выделение произошло в середине XX века.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТАсвоим появлением обязана:

Ø развитию капитализма и обострению противоречий в обществе;

Ø в результате поиска источников развития;

Ø и в противовес структурному функционализму, делавшему главный акцент на достижении стабильности социальных систем.

Основания этой теории (и последующего формирования социологии конфликта) были заложены К. Марксом и Г. Зиммелем, которые имели противоположные точки зрения на природу конфликта, а также его влияние на общественные процессы.

МАРКС   ЗИММЕЛЬ
К. неизбежен, как неизбежна и его острота конфликт   К. неизбежен, но может иметь разную остроту
на причинах конфликта, их антагонистическом характере акцентирует внимание на последствиях конфликта, на усло­виях разрешения его остроты
чем яснее цели, тем острее конфликт цели К.   чем яснее цели, тем они дос­тижимее
экономические факторы, интересы, определяемые от­ношением к собственности причины К. разнообразие интересов и их сталкивание
неизбежность К. и их по­следствия – революции последствия К. последствия зависят от ост­роты К. и могут приводить как к объединению, так и к разру­шению.
Диалектическая теория конфликта теории Конфликтный функционализм.

Если Маркс сосредотачивает свое внимание на причинах конфликтов, подчеркивая их антагонистический характер, и обращается к условиям, которые могли бы разрешить конфликт, то Зим­мель концентрирует внимание на последствиях конфликтов, на условиях, при которых могла бы разрешиться острота конфликта.

«Конфликтная» модель общества К. Маркса базируется на постулате о неизбежности классовой борьбы, которая возникает между классами эксплуатируемых и эксплуататоров и становится движущей силой истории.

Модель общества у Г. Зиммеля предполагает существование широкого спектра конфликтных явлений, которые при этом далеко не всегда могут приводить к разрушениям, и более того, могут способствовать социальной интеграции, сохранению социальных систем.

Заметим, что воз­никающие впоследствии попытки к объединению этих теорий – с целью дополнить пози­тивные черты каждой – так и не увенчались успехом. И современному социологическому взгляду на природу конфликта свойственно оценивать его в качестве явления, кото­рое несет в себе как позитивные, так и негативные черты.

Негативность влияния конфликта чаще связывается с возможность его деструктивно­го воздействия на процессы функционирования и развития социальных сис­тем.

Позитивность же - определяется выполнением конфликтом следующих функций:

· информационно-познавательной;

· нормализующей отношения;

· социализирующей (обретение людьми опыта и знаний, которые недоступны в обычной ситуации);

· мобили­зующей к изменению.

В конфликт могут вступать как отдельные люди, так и социальные группы, и в зависимости от этого конфликт будет именоваться социальным или межличностным. Хотя подобное деление не всегда легко осуществить, поскольку за конфликтом двух людей могут стоять интересы социальных групп и, наоборот, в социальный конфликт могут быть вовлечены социальные группы, тогда как противоречие возникло между двумя отдельными личностями.

Социальный конфликт – это специфическая форма взаимодействия, представляющая собой столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, позиций между индивидами и социальными группами

Социальный конфликт можно разделить на несколько стадий:

1) процесс накопления неудовлетворенности;

2) осознание неудовлетворенности и приобретение ею открытой формы;

3) формирование социального движения – разработка программы и выдвижение лидера – после чего конфликт становится необрати­мым;

4) разрешение конфликта (хотя здесь могут образовываться и тупиковые ситуации, при осознании которых осуществляется поиск выхода из нее, анализ интересов сторон, перевод данного социального взаимо­действия в конструктивное русло его разрешения).

В процессе разрешения конфликта (особенно если он оказывается трудно разрешимым) важно решать следующие вопросы:

Ø определения причин конфликта (при его формировании мо­гут выдвигаться иные причины, не соответствующие источнику противоречия);

Ø сколько участников существует в конфликте (этот вопрос далеко не праздный, так как в политике и в коммер­ции может иметь место провоцирование конфликта третьей стороной – для устранения соперников);

Ø равномер­ность получаемого выигрыша сторонами конфликта (если в результате разрешения конфликта выигрыш сторон оказывается неодинаков, то конфликт может возродиться).

Выделяют следующие виды разрешения социального конфликта:

1. Информирование сторонников конфликта об их позициях, о причинах, вызвавших сам конфликт, о складывающейся ситуации в результате конфликта и возможных ее последствиях, включая выработку совместного конструктивного взгляда на возможность его разрешения («стол переговоров»).

2. Перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы и стороны деятельности, в том числе на позитивные моменты их взаимодействия и сотрудничества.

3. Игнорирование конфликта с целью самостоятельного его разрешения и не привлечения к нему излишнего внимания.

4. Осуществление реорганизации какой-либо организационной структуры.

5. Административное подавление конфликта, наложение на него запрета (вправе использоваться, если ситуация выходит из-под контроля и способна повлечь за собой серьезные деструктивные последствия для организации, для социума, но при этом сам конфликт и его причины не устраняются).

Кроме того, конфликт может использоваться администрацией в собственных, корыстных, неблаговидных целях:

- для дискредитации или устранения неугодного работника (персонализация конфликта);

- для снижения заработков конфликтующим сторонам;

- для списания на счет конфликта собственной некомпетентности или промахов в деятельности;

- для перевода конфликта между работниками и администрацией в область взаимодействий каких-либо организационных структур.

Социальные конфликты могут классифицироваться по общественной сфере деятельности:

· политические – по поводу распределения власти и изменения сфер влияния;

· экономические – из-за неудовлетворенности экономических интересов;

· социальные – по поводу жизненных потребностей и интересов (источником социальных конфликтов может выступать социальное неравен­ство, а точнее, его восприятие людьми с т. з. справедливости);

· национально-этнические – при столкновении различных куль­тур.

Хотя чаще конфликты все же носят смешанный характер.

Классификация по степени открытости:

· открытый конфликт

· закрытый конфликт,

Это зависит от соотношения потребностей и способностей для вступления в конфронтацию.

Потребность в конфликте определяется степенью развитости самого противоречия, а способность обуславливается, как личностными качествами людей, так и такими социальными факторами, как: наличие авторитета, властных полномочий, денежных средств, связей, сторонников и др.

Если открытые конфликты несут в себе потенциальную возможность своего разрешения, то закрытые – могут оказывать весьма длительное деструктивное влияние на функционирование социальной системы.

Межличностный конфликт, как говорилось ранее, может возникать между двумя отдельными людьми (личностями), и может проявляться в разных сферах – в социально-трудовых отношениях, в семейно-бытовой сфере, в социальной сфере в широком смысле – между разными слоями, представителями разных социальных групп и общностей, на основе соседских отношений, по поводу предоставления каких-либо услуг и пр.

В социологии также выделяют социально-ролевые конфликты,которые могут возникать при выполнении чело­веком какой-либо социальной роли, при этом они могут подразделяться на межроле­вые и внутриролевые конфликты.

Межролевой конфликт – возникает между ролями, выполняемыми одной личностью (противоречивость требований и норм).

Внутриролевой конфликт – обусловлен различиями трактовки значимости одной роли самим человеком и социальной средой.

Социально-ролевые конфликты могут оказывать серьезное влияние на человека, его психику, в том числе, как мобилизовать его внутренний потенциал для отыскания компромиссного и наиболее эффективного решения, так и влиять деструктивным образом, приводя к апатии.

Практикум.

Контрольные вопросы:

Ø Благодаря трудам какого ученого конфликт впервые начал рассматриваться с позитивной точки зрения?

Ø Кто может являться субъектами социального конфликта?

Ø По какому поводу могут происходить политические конфликты?

Ø Какой из конфликтов: открытый или закрытый – Вы бы предпочли и почему?

Ø Какой из конфликтов, на Ваш взгляд, проще разрешать: межролевой или внутриролевой?

Практическое задание

1. В чем проявляется негативность влияние конфликта? Обоснуйте свою точку зрения на примере какой либо социальной системы (группы, организации).

Контрольные тесты

Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными

1. ________________определял конфликт как некоторую общественную патологию, социальную болезнь

1. Т. Парсонс

2. Г. Спенсер

3. М. Вебер

4. К. Маркс

2. Появление теории конфликтаво многом было обусловлено ___________. Укажите, что здесь лишнее:

1. Развитием капитализма и обострением противоречий в обществе

2. Поиску источников общественного развития

3. Ростом экологическим проблем

4. Попыткам противопоставления структурному функционализму

3. Согласно точке зрения Г. Зиммеля на природу конфликта:

1. Чем яснее цели, тем они достижимее

2. Нарастание остроты конфликта неизбежно

3. В его основе лежат экономические интересы, определяемые отношением к собственности

4. Последствиями конфликтов становятся классовая борьба и революции

4. Недопустимой формой разрешения конфликта может считаться:

1. Проведение переговоров с информированием сторон о причинах и возможных последствиях конфликта

2. Перенос внимания конфликтующих сторон на позитивные моменты взаимодействия и сотрудничества

3. Игнорирование конфликта с целью его самостоятельного разрешения

4. Снижение заработков конфликтующим сторонам

ЛЕКЦИЯ 10. КУЛЬТУРА

Понятийное содержание данной категории столь емко, что сложно дать ему четкое определение. Американским антропологам А. Креберу и К. Клакхону удалось проанализировать более 300 определений «культуры» и даже классифицировать их по 6-ти типам: описательные, исторические, психологические, структурные и генетические. Но ни одно их них не удовлетворило притязания этих ученых на полноту отражения смыслового содержания «культуры».

Единственное, что им удалось установить в результате изысканий, это то, что культура – над-природное явление, хотя многие аспекты биологической природы человека несут на себе отпечаток культуры.

К наиболее общим характеристикам культуры могут быть отнесены:

- то, что отличает человека от животного;

- то, что характеризует человеческое общество в целом;

- и то, что не наследуется генетически, а предполагает обучение и передается в символической форме, прежде всего, с помощью языка.

Первоначально понятие культура (от лат. сultura) использовалось для обозначения возделывания человеком земли. В дальнейшем его смысловое содержание исторически развивалось. Постепенно сюда стали включаться разного рода ремесла, а затем и процессы воспитания и обучения. В дальнейшем понятие «культура» постепенно стало увязываться со всем искусственно созданным человеком – как противопоставление природному. Далее сюда начинает включаться вся человеческая жизнедеятельность (отличающая его от животных). Затем культура начинает увязываться со сферой искусства и науки, с развитием духовности, т.е. смысловое содержание сужается. И только много позже приходит понимание, что культура охватывает собой и материальные, и идеальные объекты, она пронизывает все сферы общественной жизни, многообразна и определяет различие обществ.

Культура является объектом изучения многих наук, в том числе: культурологии, культурной антропологии, этики, эстетики, археологии, этнографии, истории, философии, социологии, и каждая из них изучает ее под своим углом зрения, предлагая свое определение ее содержательной части. В социологии более подробно она изучается в рамках отраслевой науки – социологии культуры, а также ряде специальных наук (социологии образования, науки, искусства, религии, морали, досуга, спорта и др.).

В социологическом понимании культура рассматривается как система ценностей и смыслов, регуляторов социальных связей и образцов социального поведения, а также как исторически сложившийся целостный и устойчивый способ жизнедеятельности этноса или общества.

Проблемы культуры, так или иначе, находят свое отражение в теориях КЛАССИКОВ СОЦИОЛОГИИ, начиная с О. Конта. Общество, по Конту, не только объективная реальность, т.е. система, эволюционирующая по собственным законам, но и продукт эмоций, идей, мнений, символизирующая собой «общность духа».

Несмотря на принципиальную установку на научность социологии и требование рассматривать социальные факты как вещи,Э. Дюркгеймпризнавал возможность рассмотрения общества как совокупности фактов сознания, как коллективные представления. Идея о коллективных представлениях легла в основу его концепции социальной солидарности, учения об общественном происхождении морали и религии.

На ином подходе основывал М. Вебер свою конструкцию социологии, где он делал упор на культурологический фундамент. Социальным он называл такое действие, которое по предполагаемому смыслу соотносится с действием других людей. Т.е. конституирующим признаком социального действия является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию, поэтому Вебер называет свою социологию понимающей. Само общество есть продукт человеческих действий или, иначе говоря, культурный продукт. В мотивации не может существовать того, чего нет в культуре, а чего нет в культуре, не может стать предметом социологического изучения. Поэтому социология не может стоять в одном ряду с физикой, биологией (как это мыслил Конт), равно как и не может исходить из предпосылки объективности социальных явлений (так считал Дюркгейм).

Вебер не просто выдвигает гипотезу, но и обосновывает, опираясь на эмпирический материал, – влияние протестантской религии на возникновении капиталистической формы хозяйствования. Вначале он обращает внимание на большую долю протестантов среди владельцев капитала, предпринимателей. А затем осуществляет анализ взаимосвязи между религиозной атмосферой дома и в общине и выбором профессии, профессиональным становлением. Главная из норм капиталистического хозяйствования – рациональное хозяйствование, бережливость, честность с ориентацией на увеличение производительности и умножение капитала, по его мнению, согласуются с этическими нормами протестантской религии.

Схожую позицию разделял немецкий социологГ. Зиммель,который своей работе «Философия денег» выдвигает два слагаемых духа капитализма: формирование денежной экономики и прогресс интеллектуализма как способности к абстрактному анализу. Деньги так же, как и интеллект, трактовались им в качестве культурного фактора. Зиммеля интересовало их культурное воздействие, состоящее в рационализации социокультурного космоса.

П. Сорокин в американский период своей жизни в работе «Общество, культура и личность» разрабатывает интеграционную теорию культуры. Он рассматривает взаимодействие людей как основывающееся на триаде «значение – ценность – норма». При этом, если термин «социальное» прикладывается к совокупности взаимодействующих людей, то культура понимается как «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица». В работе «Социокультурная динамика» он осуществляет анализ истории развития культуры с древних времен, подкрепляя огромным статистическим материалом. Суть его методологических положений состоит в том, что социокультурные явления имеют нематериальный, символический компонент – значения, значимые ценности и нормы, которые надстраиваются над физическим и жизненным. И эти нематериальные значимые ценности и нормы, т.е. находящиеся в умах индивидов, образуют связь, позволяющую называть ее социальной. По мнению Сорокина, каждый тип культуры раскрывается в представлениях людей о природе существующего реального мира, о природе и существе их потребностей, и о возможных методах их удовлетворения.

К. Маркс, несмотря на преимущественно используемый объективный, экономический подход, в свое время отмечал, что идея, овладевшая массами, способна становиться материальной силой.

Крайней формой подобного объективизма стала советская марксистско-ленинская социология. В советской социологической науке культура рассматривалась как побочный продукт объективного общественного развития, которое практически не зависит от сознания составляющих общество индивидов; проблема взаимообусловленности и взаимодействия культуры и общества (если ставилась вообще), как правило сводилась к обсуждению частных вопросов народного просвещения и тактики рабочего движения.

В европейской, американской и российской общественной мысли – понятие культуры получает различное смысловое содержание:

- в европейских традициях понятия общество и культура часто используются как синонимы;

- в американской социологии культура рассматривается, как важный социальный институт, оказывающий решающее влияние на общественное развитие (его «локомотив»);

- в российской же социологии культура рассматривается как одна из 4-х основных сфер общества.

Основными компонентами культуры выступают: ценности, нормы, верования, обычаи, язык, а также созданные и используемые людьми предметы.

ЦЕННОСТИ

Ø Нравственные или эстетические требования, выработанные культурой.

Ø Особое общественное отношение, благодаря которому интересы и потребности индивида или группы переносятся на мир предметов, духовных явлений, придавая им определенные свойства, не обязательно связанные с их утилитарным назначением.

НОРМЫ

Ø это образцы, стандарты поведения, базирующиеся на принятых ценностях, выполнение которых ожидается от человека, как члена общества, группы, общности или организации.

Культура в обществе выполняет множество ФУНКЦИЙ:

Ø социализирующая,

Ø интегрирующая,

Ø регулирующая,

Ø коммуникативная,

Ø идентифицирующая,

Ø утилитарная и др.

Особенности культуры

Ø она уникальна, что обусловлено самим общественно-историческим развитием;

Ø инерционна (консервативна), сложно поддается изменению;

Ø многообразна, что проявляется в существовании различных культур и субкультур;

Ø способна к саморазвитию - порождать новые формы культурной жизни;

Ø может изменяться под внешним влиянием (включать в себя различные идеалы, если те отвечают глубинным ценностям).

Понять, что человек «живет в культуре», обладающей своеобразием, становится возможным только «извне», при столкновении с другими культурами. И при таких «столкновениях» у человека могут проявляться как позитивные, так и негативные реакции, причины которых кроются в культурном различии, а также в могущих возникнуть при этом противоречиях.

В рамках социологии культуры рассматриваются два «крайних» и противоположных по своей сути подхода к оцениванию культурных различий, которые именуются, как «этноцентризм» и «культурный релятивизм».

Понятием ЭТНОЦЕНТРИЗМ (введено В. Парето) обозначается свойство этического самосознания анализировать и оценивать другие культуры через призму традиций и ценностей своей, и при этом рассматривать свою культуру в качестве некоторого эталона. Можно заметить, что такой подход (крайность), нередко можно встретить в социальной практике, причем, не только на личностном уровне, но и даже используемый в рамках государственной политики.

Другая крайность – КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ, концепция, признающая целостность и самобытность каждой культуры, и возможность ее оценивания только на основе ее собственных, а не универсальных критериев.

Истина, видимо, должна лежать где-то посередине. Причем именно социология позволяет осознавать ценность многообразия культур, как одного из источников развития культуры и общества в целом. Отсутствие многообразия может приводить к застою, к утрате системой своей способности к развитию. Поэтому все теории, базирующиеся на возможности слияния культур – по своей природе социально опасны.

Существование некоторых КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ (термин введен американским антропологом Дж. Мердоком) дает возможность вести речь о единстве человеческой природы разных культур. И таких универсалий удалось насчитать более 70. К примеру: кооперация труда, соблюдение чистоты, этикет, фольклор, ритуалы, связанные с похоронами и рождением ребенка, ухаживание, дарение подарков, приветствия, гостеприимство, язык, закон, брак, личное имя, торговля, наблюдение за погодой и др. Хотя их проявление может быть весьма разнообразным.

Культура также обладает своим внутренним многообразием, что определяется, прежде всего, ее носителями (творцами):

Ø общество;

Ø этнос;

Ø социальные группы;

Ø социальные общности;

Ø социальные организации;

Ø индивиды.

По отношению к обществу в целом в данном случае используется понятие доминирующей культуры.

Если носителем культуры выступают общности и группы, то в социологии используется понятие субкультура, которое было введено в 30-х гг. ХХ в. американским социологом Т. Роззаком и первоначально употреблялось в отношении молодежных социальных групп, находящихся в конфронтации с социальной системой общества и привносящих с нее иные культурные нормы и ценности. Более широко оно стало использоваться с 60-х гг. и приобрело уже иное смысловое значение. Им стали обозначать особенности социокультурных систем для любых социальных групп. Существенную роль в переосмыслении этого понятия сыграл итальянский философ У. Эко, который предложил в отношении молодежных группировок использовать понятие «контркультуры».

Под субкультурой в настоящее время понимается автономное целостное образование внутри доминирующей культуры, для которого характерны своя система норм и ценностей, стиль жизни, мышление и поведение, разделяемые некоторой группой или общностью людей. (Субкультура даже может носить характер некоторого упрощения общей культуры - религиозные секты, преступный мир).

Контркультура – под этим понятием подразумевается совокупность социально-культурных установок, которые резко и даже конфликтно (контр) противопоставляются основной культуре (вплоть до постановки цели ее разрушения), фундаментальным и господствующим в обществе культурным принципам, нормам и ценностям. При этом в контркультуре, как правило, отсутствует целостность, системность, и ее отличительными чертами является эклектическое[29] заимствование положений и концепций из различных течений (анархизма, Фрейдизма, национализма, восточных философий и религий). К ним можно отнести: хиппи, панки и др.

Если речь идет об организации, как носителе специфической культуры, то используется понятие организационной или корпоративной культуры. И организационная культура, и субкультура выступают формами внутренней дифференциации культуры общества.

Организационная культура существует в любой организации, даже если это понятие в ней не употребляется. Она может формироваться, как произвольно внутри трудового коллектива, так и сознательно – при активном участии руководства, всего трудового коллектива. И в зависимости от этого, она может иметь разную направленность.

Произвольный путь формирования организационной культуры неизменно будет включать в себя элементы противопоставления работников руководству, что обусловлено, прежде всего, статусным различием. Причем в некоторых случаях отношения внутри организации могут приобретать даже антагонистический характер, и управление организацией становиться неэффективным. Более эффективной путь – если в процесс ее формирования включается и руководство организации, и трудовой коллектив.

В последние годы организационная (корпоративная) культура приобретает высокую значимость, поскольку происходит осознание тех функций, которые она выполняет в организации, особенно в крупных организациях – корпорациях.

Ø интеграции – сохранения целостности организации, взаимосвязи управленческой структуры с работниками;

Ø идентификации – понимания человеком своей групповой принадлежности;

Ø социализации – процесса усвоения ценностей и идеалов, осознания своих прав и интересов, обретения способностей понимать происходящие явления и процессы, а также навыков участия в жизнедеятельности организации;

Ø коммуникации – обеспечение взаимодействия всех субъектов и объектов в интересах организации и всего общества.

Кроме того, корпоративная культура может выступать в роли мощного мотиватора трудовой деятельности.

Основными компонентами корпоративной культуры также выступают ценности и нормы.

Корпоративные ценности обычно являются результатом осмысления организационного опыта. Они представляют собой некоторые идеалы, которые вырабатываются руководством (желательно вместе с сотрудниками), выражают представления о различных сферах жизнедеятельности организации и находят свое воплощение в нормах, а также в деятельности и поведении сотрудников.

С проявлениями корпоративной культуры человек сталкивается, едва переступив порог какой-либо организации. Он обращает внимание на внешнее оформление помещений, на принятые формы взаимодействия, определенный стиль одежды, разного рода атрибутику, которая отражает жизнедеятельность организации.

В корпоративной культуре могут быть выделены три уровня, которые должны быть между собой согласованы:

· поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.;

· внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации;

· глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении.

И, конечно, корпоративная культура должна находиться в определенной согласованности с культурой общества.

Таким образом, корпоративная культура выступает не только важным источником стабильности функционирования и развития организации, но и помогает новым сотрудникам правильно ориентироваться в ситуации, оценивать происходящие в организации события и более успешно включаться в трудовую деятельность.

Из всего многообразия корпоративной культуры могут быть выделены несколько наиболее известных современных типов:

1. Бюрократическая корпоративная культура, она характерна для больших компаний, работающих на стабильном рынке и занимающая на нем стабильные позиции. Ее отличительная особенность – в четко определенных правах и обязанностях сотрудников, а новые сотрудники просто вписываются в «заготовленные ячейки». Т.е. здесь учитываются не только профессиональные способности будущих сотрудников, но и вероятность того, что они смогут вписаться в должностные инструкции. Гарантия предлагаемого карьерного роста может вступать в противоречия не только с амбициями сотрудников, но и существенно ограничивать их инициативность.

2. Личностно-ориентированная корпоративная культура настроена на формирование коллектива таким образом, чтобы они могли работать в равной мере успешно, как с руководителем – в коллективе, так и в одиночку. Здесь имеются широкие возможности проявления личной инициативы и удовлетворения амбиций. Чаще всего такой организационной культурой обладают адвокатские конторы, консалтинговые фирмы, архитектурные бюро.

3. Целевая корпоративная культура формируется в небольших организациях, сходных по форме с временным трудовым коллективом. Она приспособлена для работы в условиях динамично развивающегося рынка, требует слаженной командной работы и уделяет большое внимание профессионализму.

Говоря о внутренней дифференциации культуры общества, также представляется целесообразным упомянуть о таком ее разделении, как: элитарная и народная культура.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – та, которая создается профессиональными творцами, доступна для восприятия узким кругом людей и предполагает обучение, приобретение каких-либо навыков для понимания.

КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ – это фольклор (легенды, сказки, народные танцы и песни). Необходимо заметить, что элитарная и народная культура – не антагонистичны друг другу, а представляют собой лишь пласты одной и той же доминирующей культуры. Различие здесь, преимущественно, носит стилевой характер.

Иное дело – массовая культура, понятие, которое не следует путать с народной культурой.

Массовая культура – феномен, образовавшийся в эпоху индустриализации и в результате процессов социокультурной модернизации. Как явление она начала изучаться в конце XIX в. в соотнесении с изучением толпы, проблем массовых коммуникаций.

Под МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ понимается характерный для современного индустриального общества вид культуры, ориентирующийся на усредненный массовый вкус, на коммерческий успех, и распространяется обычно она через СМИ.

Особенностью объектов массовой культуры можно считать упрощение (и даже опошление) действительности – с художественной и ценностной стороны. В стремлении сделать свой вклад в развитие культуры доступным для широких масс, авторы часто идут «на поводу» лености души и ума человека, и тем самым способствуют регрессу самой культуры. Некоторые ученые определяют ее в качестве эрзац-культуры.

В качестве проявлений массовой культуры можно выделить:

  • формирование общественного мнения через СМИ по тем или иным вопросам в интересах «заказчика»,
  • манипулирование сознанием в интересах правящих элит,
  • содействие переключению рационального мышления к эмоциональным выплескам,
  • стимулирование массового потребительского спроса, включая выработку стандартов «престижности»,
  • формирование специфической индустрии досуга («бульварная» литература, зрелищно-развлекательные жанры искусства, художественный кич) и др.

Культура развивается, и об ее изменении, прежде всего, могут свидетельствовать т.н. культурные пережитки, которые имеются в любой культуре – это социальные или культурные явления, которые сохранились, но уже утратили свою прежнюю и важную функцию или же были заменены более совершенными культурными изобретениями. Эти же пережитки могут свидетельствовать и о консервативности самой культуры, ее противодействии быстрым изменениям, что позволяет сохранять целостность общества и обеспечивать преемственность общественного развития.

П. Штомпка вводит в употребление термин «культурная травма». Здесь речь идет о случаях глобальных и радикальных изменений, которые могут оказаться стрессовыми для чувствительной ткани культуры. Причинами же могут служить революции, войны, ломка политического строя, экономический кризис, завоевание, колонизация, массовые миграции и др.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с таким понятием, как «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Первоначально оно появилось для обозначения формы развития – как противопоставление варварству. А в качестве самостоятельного термина, соотносимого с понятием «культура», он начинает использоваться с XVIII в., и в него вкладывается смысл достижения некоторой стадии общественного развития с системой ценностей гражданского общества.

Цив

Наши рекомендации