Девиантное поведение и социальный контроль

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам. Под нормами понимается: 1) образец, эталон необходимого поведения; 2) рамки, границы допустимого поведения. В обществе существует множество разнообразных норм - от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики. Кроме того, главной особенностью норм является их изменчивость: они различны в различных регионах, в различных социальных общностях и т.д. Эта их относительность (релятивизм) порождает трудности в определении девиации. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.

6.СИСТЕМНОСТЬ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

На протяжении всей истории социологии важнейшей проблемой являлась проблема определения что же такое общество, каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Существует множество трактовок понятия «общества»:

1. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

2. По Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.

3. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

4. С точки зрения Маркса общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

5. Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства.

6. Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:

1. Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно-ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

2. Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в рамках которых функционируют те или иные общественные институты:

1. Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является производство, обмен и потребление материальных благ.

2. Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит. институты, как институт парламентаризма, институт президентства, правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит. партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные категории разными правами в системе государственного и полит. управления.

3. Сфера общественной жизни — культура, главным элементом которой является образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.

4. Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты этой сферы — институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя: экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);

2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

20.ИНСТИТУТ СЕМЬИ

Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

· малая группа людей,

· объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

· семья, как соц. институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, возникший позже и институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

· несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

· противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

· падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

· изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

· изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

· отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

· качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

· функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

44.СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гендерные исследования пришли из западной социологии и означает исследование групп различающихся по половому признаку или анализом социальной стратификации по половому признаку на макро-, мезо-, и макроуровнях. В рамках самой гендерной социологии существует множество различных теоретических эмпирических подходов, однако их объединяют признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих принципов общества. На западе первой проблемой в области гендерных исследований является проблема гендерной идентификации, т.е. проблема полового самоотождествления. С какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка. Долгое время господствовала теория, согласно которой гендерная идентификация является следствием воспитания. То есть общество постепенно формирует человека, готовит его к определенной роли, т.к. в обществе быть мужчиной или женщиной значит играть определенную социальную роль. Мужчина — сильной, защитник, добытчик, глава семьи, распорядитель, руководитель. Веками мужчины был экономически главой семьи, владельцем богатств семьи. Соц. роль женщины — хранительница домашнего очага, хозяйка, распорядительница по дому, родительница и воспитательница детей, а кроме того еще и украшение дома, показатель определенного престижа. Вторая сторона этой проблемы возникла в связи с вопросом: а есть ли в физиологии человека что-то, что учитывает или предопределяет четкую гендерную идентификацию. Дети, воспитывающиеся вне общества не имеют гендерной ориентации, не идентифицируют себя с определенным полом. Казалось бы, что гендерная идентификация связана с воспитанием, но на самом деле она определяется физиологией человека. Это подтверждается и примерами из жизни свободных обществ, где существуют легально сексуальные меньшинства.

Вторая сторона гендерных исследований заключается в исследовании реальных неравенств между мужчинами и женщинами. Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Этому есть много причин — разные соц. роли, работа не связанная с большими физическими нагрузками, женщины имеют в мире более высокий образовательный уровень, но рождение ребенка прерывает карьеру женщины в самый важный период.

Социологические и гендерные исследования выявляют многие различия между женщинами и мужчинами в разных сферах и формах общественной жизни, у них разная потребность, ориентация. Для мужчин и женщин выход за пределы традиционных социальных ролей называется феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Для женщин это связано прежде всего с большей озабоченностью материальным положение семьи, для мужчин — со стремлением найти того, кто бы заботился, опекал его.

45.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Одна из сторон гендерных исследований заключается в исследовании реальных неравенств между мужчинами и женщинами. Социологические и гендерные исследования выявляют многие различия между женщинами и мужчинами в разных сферах и формах общественной жизни, у них разная потребность, ориентация. Для мужчин и женщин выход за пределы традиционных социальных ролей называется феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Для женщин это связано прежде всего с большей озабоченностью материальным положение семьи, для мужчин — со стремлением найти того, кто бы заботился, опекал его.

Неравенство женщин и мужчин очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Даже в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии женщины получают на 7-27% меньше мужчин. Хотя в этих странах уже отсутствуют законы согласно которым за равный труд женщинам платят меньше. Этому есть много причин — разные соц. роли, работа не связанная с большими физическими нагрузками, женщины имеют в мире более высокий образовательный уровень, но рождение ребенка прерывает карьеру женщины в самый важный период. Хотя в большинстве стран уже отменены законы, которые закрепляли неравенство женщин, но происходит столкновение социальных ролей — женщина-мать и женщина-работница. С одной стороны 53% женщин обладают высшим и средним специальным образованием, с другой стороны после замужества их карьера приостанавливается из-за детей или прекращается совсем. Им закрыты многие престижные сферы деятельности (политика, армия, церковь), но в последнее время происходят попытки потеснить мужчин и в этих сферах.

Летом 1995г проходил 4 Международный конгресс женщин в Пекине и выяснилось, что у женщин разных стран разные проблемы. Наибольшую активность сегодня проявляют женщины развивающихся стран, что касается женщин развитых стран, где уже многое достигнуто, то феминистское движение там направлено на формирование общественного мнения позволяющего женщине полную свободу выбора. Ни в одной стране мира женщинам не живется легче, чем мужчинам — к такому выводу пришли международные эксперты, готовившие доклад по заказу ОООН. Главный вывод — во всех 174 странах мира женщинам живется хуже, чем мужчинам: они составляют 70% тех, кто находится за чертой бедности, и 2/3 тех, кто не может ни писать ни читать. В большинстве стран шанс женщины занять высокое место в сфере политики и экономике равен нулю. Главные причины по мнению экспертов кроются в разных уровнях образования, доходов и медицинского обслуживания. Женщинам трудно сделать карьеру в мире, где все ключевые позиции заняты мужчинами. Лучше всего живется женщинам в 4 скандинавских странах, там забота о равноправии возведена в ранг государственной политики. Это подтверждается и тем, что 30% депутатских мандатов в этих странах принадлежит женщинам.

Женское движение за равноправие громко заявило о себе в 19в. Бунтующие дамы разных течений требовали: одни (либеральный феминизм) — представить равные гражданские права с мужчиной и создать соответствующие социальные механизмы, другие (радикальный феминизм) — обратить внимание на культуру, с рождения закладывающую в человеке весь прокрустов комплекс норм поведения, которые пора кардинально изменить. Либеральная ветвь феминизма добилась в основных развитых странах конституционного признания равных прав. Радикальный феминизм (культурный феминизм) считает, что начинать нужно не с законов, его цель — создание сообщества, живущего по другим жизненным законам, которые смогут изменить общество в целом. Они приверженцы новой концепции — концепции равных возможностей. Вместе с этим появился термин «сексизм» (по аналогии с расизмом) — это позиция или действия связанные с недооценкой людей по половому признаку. Со временем западные феминистки добились-таки того, что концепция равных возможностей была заложена в законодательство. В США даже существует специальная отчетность о том, сколько мужчин и женщин работает на разных иерархических уровнях. Государственные заказы не будут размещены на фирмах игнорирующих интересы женщин.

Положение женщин в России с одной стороны определяется конституционно закрепленным равноправием, с другой стороны реальным неравенством, Государственная политика долгие годы обеспечивала различные льготы по половому признаку, что явно было невыгодно работодателю и не способствовало карьере женщин. Пособие по уходу за ребенком традиционно всегда предназначалось матери, т.е. за женщиной закреплялась в качестве основной репродуктивная функция. В Скандинавии пособие дается семье и она сама решает кто будет ухаживать за ребенком. Но женщине зачастую не обеспечивается даже репродуктивная функция: у нас есть регионы, где в которых из-за экологических и экон. условий рождается не больше 4% полноценных детей. У нас практически 15% семей - неполные, единственный кормилец — мать. Советские женщины естественно были оторваны от мирового феминистского движения, сейчас возникли феминистские центры — Центр гендерных исследований РАН при Институте народонаселения и множество общественных организаций борющихся за реальное равноправие женщин. В годы реформ положение женщин с одной стороны усложнилось ( у безработицы в России женское лицо — 70% безработных женщины), с другой стороны сложная экон. ситуация вынудила женщин заняться новыми видами деятельности, в том числе и предпринимательством, где в полной мере могли проявиться многие ее положительные качества. Большинство так называемых челноков составляют женщины. По различным данным, около 28% частных фирм в России принадлежит женщинам. Американские исследователи показывают, что вхождение женщины в бизнес расширяет его возможности. Социологи связывают это с тем, что у женщин более развито воображение, женщина интуитивно чувствует что сейчас нужно рынку, женщина относится к своей фирме как к семье, она думает о настроении и здоровье сотрудников, учитывает малейшие нюансы и сглаживает конфликты. Это привело к тому, что сейчас 17% крупнейших компаний США возглавляют женщины. Время пахоты на лошадях и стирки в проруби прошли, мы живем в современном мире, в котором феминизм как идеология подлинного равенства обретает все большее значение как для женщин так и для мужчин.

47.МАЛЫЕ ГРУППЫ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

Особенность человеческого существования состоит в том, что люди живут не изолировано, а объединяются в различные группы. Известный социолог Р. Мертон давая определение группе сформулировал 3 критерия:

1. взаимодействие людей внутри группы,

2. члены группы осознают свою принадлежность к группе,

3. окружающие осознают, что данный человек является членом группы.

То есть группа — совокупность людей, где:

· осуществляется постоянное взаимодействие между членами,

· члены самоидентифицируют себя с ней,

· окружающие также признают эту группу и идентифицируют всех членов с этой группой.

В зависимости от количества членов и условий взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие. К малым социальным группам относятся такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, как правило они насчитывают от двух до несколько десятков человек. К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, класс, студенческая группа, спортивная команда, производственная бригада, воинский коллектив (рота, взвод).

Ряд теорий на стыке социологии и психологии, раскрывающий механизм внутри группы: например, группа с четным количеством членов менее устойчива, чем с нечетным, как для дружеских взаимоотношений, так и для принятия решений, особенно для решений управленческих задач. Для мозговой атаки собирают группу из 5 человек.

Типология малых групп зависит от того, какой признак брать за основу. По числу людей различаются: диады, триады и более крупные группы. С точки зрения групповой динамики различаются и внутренних связей различаются:

· Квазигруппа — неустойчивая, временная — взаимодействие поверхностно, недолговременно (попутчики в купе). Толпа. Типы групп назначения — аудитория, экипаж.

· Ингруппа — это свои, своя семья, свое общество (по религиозному признаку, возрастному, по интересам).

· Аутгруппа — чужие, состоит человек в группе, но противостоит ей.

Часто группой называют взаимодействующие объединение людей, которые связаны общим делом или общим интересом. Такие группы имеют многообразную классификацию. Типы групп назначения — аудитория, экипаж.

· Тип «аудитория» — это группа, в которой есть лидер, которого условно называют «говорящий» и общение идет только в одном направлении (лектор читает классу лекцию).

· Тип «толпа» Михайловский считал, что толпа состоит из людей не имеющих четко выраженной идентификации.

· Есть понятие «референтная группа» — это группа, с которой остальные берут пример. Например «золотая молодежь». Это группа наиболее уважаемых членов коллектива поведение, стиль жизни которых является стереотипом для подражания.

В свою очередь референтные группы подразделяются на положительные или отрицательные, в зависимости от принятия или непринятия групповых норм.

Малые группы могут подразделяться на формальные (официальные) и неформальные, в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса. Первые действуют на основании официальных документов (юридических норм, уставов, правил, служебных инструкций), вторые складываются стихийно и не имеют особых документов, регламентирующих ее функционирование.

По характеру объединения людей малые группы выделяют следующие их виды:

1. диффузная группа — члены которой вступают в межличностные отношения, которые определяются только личностными симпатиями (компания друзей);

2. ассоциация — члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (объединения охотников, рыболовов);

3. корпорация — члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами;

4. коллектив —члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.

48.ТЕОРИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Особенность человеческого существования состоит в том, что люди живут не изолировано, а объединяются в различные группы. Известный социолог Р. Мертон давая определение группе сформулировал 3 критерия:

1. взаимодействие людей внутри группы,

2. члены группы осознают свою принадлежность к группе,

3. окружающие осознают, что данный человек является членом группы.

То есть группа — совокупность людей, где:

· осуществляется постоянное взаимодействие между членами,

· члены самоидентифицируют себя с ней,

· окружающие также признают эту группу и идентифицируют всех членов с этой группой.

Ряд теорий на стыке социологии и психологии, раскрывающий механизм внутри группы: например, группа с четным количеством членов менее устойчива, чем с нечет, как для дружеских взаимоотношений, так и для принятия решений, особенно для решений управленческих задач. Для мозговой атаки собирают группу из 5 человек.

Теория групповой динамики определяет как возникает групповая иерархия. Это необходимо для создания групп совместных действий. Типология:

· Квазигруппа — неустойчивая, временная — взаимодействие поверхностно, недолговременно (попутчики в купе).

· Ингруппа — это свои, своя семья, свое общество (по религиозному признаку, возрастному, по интересам).

· Аутгруппа — чужие, состоит человек в группе, но противостоит ей.

Фрейд считал, что индивиды образуют группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно теории Фрейда это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что члены группы отождествляют лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались им их отцы.

Разновидностью малых групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов. Эти группы характеризуются высокой степенью эмоциональности контактов и тем, что именно в них индивид получает первый опыт социального единства. Примером являются: семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Через первичную группу осуществляется социализация индивида, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и человеком. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участия в жизни общества. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. Основными типами вторичных групп являются большие группы, например, полит. организация.

Группы, объединяющие людей, которые связаны общим делом или общим интересом имеют многообразную классификацию. Типы групп назначения — аудитория, экипаж.

· Тип «аудитория» — это группа, в которой есть лидер, которого условно называют «говорящий» и общение идет только в одном направлении (лектор читает классу лекцию).

· Тип «толпа» Михайловский считал, что толпа состоит из людей не имеющих четко выраженной идентификации. Толпа всех подгоняет под один стандарт. Толпа делает людей анонимными. Она всегда имеет лидера, которого рождает сама. Лидер не всегда демонстрирует и имеет лучшие человеческие качества. Нередко совершенно наоборот, это совокупность худших качеств, но толпа в момент ее действия наделяет ее лидера качествами позитивными, сама создает ему имидж. Это человек, который нечаянно или осознанно в нужный момент формирует не всегда осознанные, но актуальные чаяния людей. Толпа — это группа, в которой абсолютно невозможен диалог, контраргументы, спор, и которая своеобразно заряжена только на 2 радикальных действия, которые можно условно выразить словами: «Долой» и «Да Здравствует». Явление толпы до сих пор представляет загадку.

Есть понятие «референтная группа» — это группа, с которой остальные берут пример. Например «золотая молодежь». Это группа наиболее уважаемых членов коллектива поведение, стиль жизни которых является стереотипом для подражания.

Богардус составил тест, шкалу, которую назвали шкалой Богардуса. Она стала обязательной для тестирования многих профессий, чтобы определить на сколько люди стремящиеся занять должность предполагающие контакты, лояльные к «аутгруппам».

Наши рекомендации