Социология как наука. Общая характеристика. Особенности знания.
Объект и предмет социологии. Дисскусии о предметной области.
Объект-1.оциальная реальность или избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. 2.Часть социальной реальности, на которую направлен познавательный интерес исследователя. Примеры: мировое сообщество, традиционное общество.
Предмет-свойства, отношения. Процессы социальной реальности.
Особенности предмета:
1. Всегда конкретен, основание для него проблема;
2. 2.харарктерно наличие не одной а нескольких предметных парадигм
Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но неодинаковы.
Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом.
Предмет науки – это элементы, стороны, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.).
Принято считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от методов исследования, от принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.
При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное»,которое выражает социальную сторону , присущую всем сферам жизнедеятельности людей.
Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и системы, другие – закономерности социальных действий и массового поведения, третьи – законы и формы проявления социальной жизни и т. д.
Социология,как наука, призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, законы развития социальных общностей и поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте.
Структура социологии. Функции, место в системе общественных наук.
Структура-взаимосвязь всех теоретических и эмпирических положений социологии на том или ином этапе ее развития.
Структура социологии определяется:
1. Методологией науки;
2. Знанием о предмете;
3. Методами;
Уровни социологического знания
Общесоциологические теории- играют мировоззренческую и метотодологическую роль
1. Позитивизма
2. Марсксизма
3. Фрейдизма
4. экзистенционализма
Социальное действие и взаимодействие. Сущность и мотивы. Теоретические концепции.
Социальные действия-система поступков, средств и методов, при помощи которых одни люди намереваются изменить поведение и установки других людей.
Типы (по Веберу):
1. Целенаправленное действие-поведение, ориентированное на достижение цели
2. Целенаправленно-рациональное- направленность поведения основана на аксиологических принципах
3. Аффективное- поведение, вызываемое чувствами индивида и не явяется рационально осмысленным.
4. Традиционное- поведение на устоявшихся принципах образа жизни
Компоненты (по Парсонсу):
1. Человек с его потребностями
2. Ситуация
3. Обстоятельства
Разновидность действия- движение (массовые коллективные действия одной или нескольких групп, связанные с обеспечением групповых интересов и удовлетворением потребностей).Примеры: политические, революционные, реформистские, реформационные, экологические, молодежные.
Социальное взаимодействие- форма коммуникации, при которой систематически осуществляется взаимодействие друг на другу, достигается общность в понимании ситуации и согласия.
Классификация: случайное, частное, публичное, личностное, формальное, общественно-политическое.
Формы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт
Программа социологического исследования. Структура и функции.
Модель вероятной выборки
Определяется объем выборочной совокупности
Содержание
Степень качества выборки
Качество выборки зависит от :
1. От меры однородности социальных объектов
2. Степени дробности группировок анализа
3. Целесообразности уровня надежности результатов
Человек
Содержание выборочного критерия должно быть ясным и понятным всем
Анонимность
Самостоятельность при ответе
Наблюдение-метод сбора инфы путем направленного, систематического, непосредственно визуально и слухового восприятия и регистрации социальных процессов и явлений, то есть прямая регистрация событий очевидцем.
Виды:
1. Научное- подчинено ясной исследовательской цели, планируемо, фиксирует все данные наблюдений, возможность осуществления контроля над полученной инфой.
Обыденное
3. Контролируемое- наличие детального плана
4. Неконтролируемое- отсутствие плана
5. Включенное-социолог включен в социальную среду как бы изнутри
6. Стимулирующее-создание экспериментальной обстановки для детального изучения объекта.
7. Полевое-проводится в реальной жизненной ситуации
8. Лабораторное- в искусстве созданных условиях
9. Систематическое
Случайное
Выборочное
Карточка наблюдения- методический документ, предназначенный для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном виде.
Цели наблюдения:
1.Источник построения гипотез
2.Метод проверки результатов
3.Источник дополнительных сведений
4.Позволяет получить такую инфу, на основе которой можно оперативно разработать план практических мероприятий для решения той или иной задачи.
Недостатки метода:
1. Не все социальные факты поддаются наблюдению
2. Ограничснность во времени
3. Возможен субъективный анализ
По форме изложения
Письменные
Цифровые
Традиционный анализ документов- толкование содержание документа социологом (субъективизм).
Контент-анализ- самый распространенный метод изучения документов:
1. выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа);
2. подсчет частоты их употребления
3. установление соотношения различных элементов текста друг с другом.
Применение этого метода целесообразно:
1. когда требуется высокая степень точности или объективности
2. при изучении больших массивов документов
3. при обработке ответов на открытые вопросы анкет
Социология как наука. Общая характеристика. Особенности знания.
Понятие социология введено научный оборот фр. философом-позитивистом О.Контом в его работе «Курс позитивной философии». Конт определил ее как учение об обществе, которое должно способствовать рациональной организации общественной жизни в целом.
В настоящее время под социологиейпонимают науку о закономерностях возникновения, становления и современного развития человеческого общества как системы взаимотоношений между людьми.
В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому, как физика – единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания.
Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.
Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем ее многообразии, а изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукта общества. Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Все это означает, что присущее человеку многообразие желаний, стремлений, жизненных и ценностных ориентаций и потребностей, реализуемых в ходе социального взаимодействия с другими людьми, имеют по сути один источник – общественную жизнь человека. Поэтому человек с социологической точки зрения является и субъектом, и объектом общественных отношений.
Таким образом, своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают влияние биологических, психологических и других свойств.
Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества.
Социологи сконцентрированы на людях в группах и на их отношениях друг с другом, также на отношениях одной группы с другой, включая большие, особенно группу, называемую обществом. Социолог спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разрушаются и как они изменяются. Он спрашивает также, к каким последствиям ведет включение индивидов в группы и групп в общество.
Почему социологи сосредоточиваются на группах и отношениях скорее, нежели на отдельных индивидах? Потому, что мы не можем понять человеческие отношения, изучая индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики, составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны изучаться в собственных терминах.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают влияние биологических, психологических и других свойств.
Таким образом, можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки:
1) Социология – это наука, обобщающая и координирующая, вмещающая в себя всю совокупность областей, рассматриваемых специальными социальными науками (политологией, экономической теорией, этнографией и т.п.). Для социологии характерно осмысление обществ как целостности. Это проявляется:
- в изучении обществ как системы;
- в анализе всех частных социальных явлений и процессов с точки зрения включенности их в общественное целое;
- в изучении и выявлении всеобщих социальных свойств, связей, институтов, общностей. Социология как бы содержит в себе определенную всеобщность, что и отличает ее от других социальных наук.
2) В том, что социология стремится к постижению общественных явлений как реальности, т.е. изучает конкретные связи, взаимодействия, институты, интересы людей, вовлеченных в социальные процессы.
3) В том, что достижение конкретного знания о социальных явлениях стало возможным благодаря широким использованием социологией, наряду с теоретическими методами, и так называемых социологических (практических) методов, применяемых в конкретно-социологичесиких исследованиях: опрос, наблюдение, свободное интервью, контент-анализ и др.
По мнению русских социологов (М. Ковалев, П. Сорокин, П. Лавров), вопрос об общественно-историческом прогрессе для социологов является основным.
Социология может способствовать также и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства солидарности, что, в конце концов, обуславливает совершенствование общественных интересов, – это гуманистическая функция социологии.
В завершение можно сделать следующие выводы:
Элементами структуры социологии обычно считают уровни, направления социологического знания (теоретическая, эмпирическая социология, теории среднего уровня).
Общественные отношения развиваются по неким правилам, специфичным для той или иной ситуации, но достаточно строго предопределенным и доступным для изучения. Эти устойчивые, систематически воспроизводимые отношения, правила называются социальными законами (закономерностями).
Социология как общественная наука выполняет целый ряд функций, которые могут формулироваться и рассматриваться в зависимости от выполняемых ею ролей (теоретико-познавательная, регулирующая, прогностическая, профилактическая и т. д.).
Таким образом, социология– это наука о социальном мире, социальных взаимоотношениях личностей и организаций. Она изучает структуру общества, его элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах на микро- и макроуровнях, и их закономерности. Знание социологии помогает понять и оценить социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию о нем.