Тема: Социология как наука: общая характеристика, история становления и развития.

Тема: Социология как наука: общая характеристика, история становления и развития.

План

1)Предмет и функции социологии

2) Становление социологии как науки

3)Классические социологические

теории

4) Современные социологические теории

5) Русская социологическая мысль XIX — начала XX веков

6) Общество и социальные институты

7) Мировое сообщество и процессы глобализации

8) Социальные группы и общности

9) Социальная общность и личность

10) Социальные организации и социальные движения

Литература:

(см.: вопросы)

Современные социологические теории

В современной социологии выделяются два основных подхода к ана­лизу социальных структур: объективистский и субъективистский.

Объективистский подход к анализу социальных структур: структур­ный функционализм, теории обмена и теории конфликта.

Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902—1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действо­вать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направлен­ной на поддержаниестабильности социальной системы. Функционали­сты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.

Концепция социального обмена была создана американским соци­ологом Джорджем Хомансом (1910—1989) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному об­мену ими.

Наряду с Хомансом одним из создателей концепции социального об­мена считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау привносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории кон­фликта. В межличностных отношениях Блау придаёт решающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вы­вести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллек­тивные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций.

Русская социологическая мысль

XIX — начала XX веков

Хотя социология проникла в Россию с Запада, (но) русская социологиче­ская мысль быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько эта­пов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интегра­ции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления в России новой науки были связаны в пер­вую очередь с капиталистическим путём развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук — история, этнография, социальная ста­тистика, юридическая наука и другие — достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке — социологии. Не случайно в 1861 году Николай Серно-Соловьевич, находясь в тюрьме за антиправительственную деятельность, вынес в заголовок своей опубликованной позднее статьи следующий вопрос: «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?» Речь шла о науке, изуча­ющей законы исторического развития и социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы. С конца 1860-х годов большая группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайлов­ский, А. Стронин) настойчиво стремится подчеркнуть самостоятельный характер новой науки.

Становлению социологии особенно помогли реформы 1861 года, когда запреты на изучение многих общественных проблем, существовав­шие для исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты.

Появление социологии на русской культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с изобретением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Социология теоретически от­ражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережит­ков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны.

Идеология большей части первых русских социологов — мелкобур­жуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминировавших идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рам­ках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализ­ма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали открыто ис­ходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку к капи­тализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социоло- гии в России составила её отличительную черту, — пишет Н.Новиков, — по сравне­нию с западно-европейской социологией то- го времени». Но с содержа­тельной стороны между разными национальными вариантами социоло­гии было много общего.

Для становления социологии явно стиму- лирующим фактором ока­залось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке ста­рых культурных стандартов. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях рус- ского общества (особенно у быстро расту- щей ин­теллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, имен­но Россия подарила миру термин «интеллиген- ция», и именно в России были выработаны первые теоретические формы самосознания этого общественного слоя.

Уже первые историки русской социоло- гии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что глав­ные теоретические достижения со- циологической мысли в России были одно- временно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». Отсюда публицистичность социологической литерату­ры в России XIX века, её подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX в. жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличени­ем звучат слова Г. В. Плеха- нова: «У художника Горького и у покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый со­циолог».

Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дис­циплины — особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко из­менились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, право­ведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Социальное неравенство,

Мобильность

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы на­ходятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обла­дают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворе­ния потребностей.

Любое общество структурировано по национальным, социально-клас­совым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.

Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделе­нием труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Источником социального неравенства является само развитие циви­лизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми дости­жениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней — более и менее ценные или актуальнее, востребо­ванные виды деятельности.

Социальная стратификация (от лат. 51гаШт — слой и Гасю — де­лаю) — систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отно­шений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социаль­ным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, про­фессиональная карьера, самореализация и т. п.

Западная социология традиционно рассматривает социальную струк­туру общества с точки зрения теории стратификации.

Стратификация — такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые — меньше, а тре­тьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практиче­ски невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.

С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные груп­пы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социаль­ных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности власт­ных полномочий по сравнению с государственной властью.

Основоположник теории стратификации Макс Ведер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низ­ший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, раз­личия в престиже — статусные группы (социальные страты), различия во власти — политические партии.

Основополагающим для современных стратификационных концеп­ций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт явля­ется функционально необходимым элементом общества.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обще­стве, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного по­ложения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его пере­мещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью по­нимается любой переход индивида, или социального объекта, или цен­ности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизон­тальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к дру­гой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального стату­са. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисхо­дящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивиду­альный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Анало­гично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной пози­ции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, на­правленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер ин­фильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно исполь­зуют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт — экономических, профессиональных или политических, — которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный проме­жуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности пони­мается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом слу­чае используется совокупный индекс мобильности для данной социаль­ной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобиль­ность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической об­ласти деятельности.

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения чело­веком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуаль­ные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоци­ален или его социальность сводится к потребности в общении. Считает­ся, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации — охватывает промежуток време­ни от рождения человека до начала подросткового периода, характеризу­ется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптирует­ся, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации — соответствует подростковому и юно­шескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и харак­тер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18—25 лет), когда вырабатывают­ся устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание вы­делить себя среди других, формируется критическое отношение к обще­ственным нормам поведения

3. Стадия интеграции — характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свой­ства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

— индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаи­модействие с окружающими людьми, обществом;

— индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;

— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия — охватывает весь период зрелости, когда че­ловек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятель­ности.

5. Послетрудовая стадия — соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверж­дал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректиру­ет базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрос­лым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д..

5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь челове­ку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыбле­мыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Основные теории социализации:

Социальный прогресс

Социальный прогресс — направленный процесс, в ходе которого ста­новится более совершенным устройство общества и реализуются опре­деленные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной транс­формации и в некоторые версии теории развития. Классический струк­турно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии об­щество периодически возвращается к отправной точке. Концепция про­гресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансфор­мации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго вы­ползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, неве­жества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на слу­чайные отклонения.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обес­печивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положитель­но оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2. представление о направленном движении, в котором ни одна ста­дия не повторяется;

3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. представление о различии между типичными, необходимыми ста­диями процесса;

5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвиже­ние (саморазвитие) процесса;

6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или от­вергнут;

7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каж­дая последующая стадия лучше предыдущей.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описа­тельная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала цен­ностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значи­тельной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слиш­ком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэро­порты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хо­рошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распы­ление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом без­работицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, не­управляемостью и широким распространением масс-культуры.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории мно­гие мыслители — от Платона до Томаса Мора и Маркса — верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологи­ческого роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопиче­скому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца XX — начала XXI в. стало повсеместное рас­пространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматри­вать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предви­дят его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эман­сипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

Тема: Социология как наука: общая характеристика, история становления и развития.

План

1)Предмет и функции социологии

2) Становление социологии как науки

3)Классические социологические

теории

4) Современные социологические теории

5) Русская социологическая мысль XIX — начала XX веков

6) Общество и социальные институты

7) Мировое сообщество и процессы глобализации

8) Социальные группы и общности

9) Социальная общность и личность

10) Социальные организации и социальные движения

Литература:

(см.: вопросы)

Наши рекомендации