Тема 10: Методология и методика социологических исследований.
Современная классификация социологических и маркетинговых исследований. Выработка стратегии и планирование исследования. Программа как изложение и обоснование темы, описание проекта, стратегический план исследования. Выборка социологических исследований и их сущность. Генеральная и выборочная совокупность.Репрезентативность. Ошибки выборки. Типы и виды выборки. Количественные и качественные методики исследования. Количественные методики – различные виды опроса (анкетирование и интервью), контент-анализ текстов (документальных материалов, газетных публикаций, рекламы и т.д.). Техника составления анкеты, ее структура. Требования к разработке вопросов анкеты. Качественные методики
исследования – глубинные интервью, (in-depth-interview), наблюдение, эксперимент, анализ личных документов. Международные правила сбора социологической и маркетинговой информации – 1 час.
Тема 11: Социология труда.
Труд как социальный процесс и основа жизнедеятельности человека. Труд как отношения между людьми. Стадии развития труда и человеческого общества. Социальные и технологические стороны организации коллективного труда. Основные элементы системы труда – цель, воля, затраты. Социальные факторы роста эффективности труда. Субъективная структура трудового процесса. Малая группа – основной субъект производственного процесса. Объективные и субъективные факторы отношения к труду. Категория «отношение к труду». Культура труда. Проблемы отчуждения труда. Мотивация трудового поведения. Типы и виды трудовой мотивации. Трудовая мораль как институт социальной регуляции. Интересы, ценностные ориентации, нормы в сфере труда. Занятость и рынок труда. Формирование спроса на труд. Основные факторы групп занятых. Социальные механизмы трудового найма. Поиск работы и трудовая мобильность. Самостоятельная занятость. Понятие безработицы и ее виды. Социальные проблемы безработицы– 1 час.
Тема 12. Социология управления.
Управление как социальная технология. Понятие гуманитарной технологии управления. Основные элементы гуманитарной технологии: кадровая политика, обеспечение роста квалификации и социальной мобильности, мотивация работников, их стимулирование, развитие коммуникаций и обратной связи, предупреждение конфликтов и управление ими. Установление управленческого контроля над трудовым процессом. Научная теория управления (Ф.Тейлор). Социальная философия фордизма. Концепция «человеческих отношений». Тавистокская школа и «гуманизации труда». Демократизация управления. Тойотизация управления и распространение японского опыта. Управление человеческими ресурсами. Контроль исполнителей над трудовым процессом. От
2017-2018 Cоциология КазГАСА Касымова Л.Н.
классовой борьбы к институционализации индустриального конфликта. Профсоюзные организации и забастовочные движения. Абсентеизм и другие стратегии
пассивного сопротивления и негласного контроля «снизу». Эволюция современных трудовых отношений – 1 час.
Тема 13: Экономическая социология.
Экономическая теория и экономическая социология: различие подходов. Экономическое действие как форма социального действия. Модель «экономического человека» и ее эволюция. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Система категорий экономической социологии. Понятие экономической культуры. Понятие хозяйственной власти. Социальная ускорененность экономического действия: собственность и власть; труд и социализация; распределение и справедливость; обмен и самоутверждение; потребление и соучастие; доход и статус и т.д. Экономическое сознание и экономическое мышление: диалектика взаимосвязи. Экономическое поведение: типы и формы проявления.
Экономические подходы к теории фирмы. Общее понятие организации, ее ключевые признаки. Ключевые социологические подходы к анализу организации. Социологический портрет хозяйственной организации. Бюрократизм как форма современной хозяйственной организации. «Постмодернистская» организация. Основные виды организаций. Община, корпорация и ассоциация как идеальные типы хозяйственной организации. Стратегии построения внутрифирменных отношений. Основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Соотношение «традиционных» и «современных» организационных форм – 1 час.