Эмпирическое в социологическом исследовании
Еще О.Конт полагал, что социология может быть признана научной только тогда, когда она имеет своим основанием эмпирические факты. Но только в XX столетии это представление стало превращаться в понимание сущности специфического вида научного познания социальной реальности. Неразвитость социологических теорий и сложность объекта исследования длительное время сдерживали решение основной для этой науки проблемы измерения.
столкновения несоизмеримых человеческих интересов и несопоставимых человеческих ценностей. Социология, изучающая поведение сообществ через исследование действий индивидов, должна иметь дело прежде всего с законом малых чисел, отражающим явления, играющие решающую роль в развитии науки и народном сознании.
Качественные методы исследования лишь дополняют, хотя и весьма существенно, устоявшиеся и постоянно совершенствующиеся количественные методы, но не обусловливают и не могут обусловливать становление новой, «качественной социологии».
СпособыИзвестные в настоящее время способы измерения формировались и переходом от одного уровня социологического исследования к другому. Поэтому каждый из них носит весьма односторонний характер и в конкретном социологическом исследовании применяется в комплексе с другими.
Одним из первых способов социального измерения является собственно наблюдение. Следя за массовыми процессами, ученый вынужден находиться на определенном расстоянии от изучаемого социального объекта, фиксируя элементы и основные черты «открытого поведения». Чтобы понять суть событий, происходящих в той или иной группе или организации, исследователь должен довольно длительное время участвовать в их деятельности. Включенное и невключенное наблюдение может проводиться в естественной обстановке (полевое) и в искусственно созданной ситуации (лабораторное). Запись результатов ведется обычно на месте наблюдения и в момент его осуществления, будучи одновременно средством контроля за возможными отклонениями в ситуации и наблюдателя за самим собой. Сегодня наблюдение практически не используется в качестве основного способа социального измерения в социологических исследованиях. С его помощью невозможно выявлять мнения и суждения исследуемых по интересующим ученого вопросам. Результаты фиксируются словами самого социолога-наблюдателя, а формы поведения обследуемых часто описываются весьма неоднозначно. Но этот способ социального измерения позволяет извлекать из наблюдаемых явлений и процессов необходимую для четкой формулировки гипотез исследования социальную информацию.
В зависимости от требуемой в социальном измерении точности, социологи используют различные виды интервью, отличающиеся друг от друга по уровню общения интервьюера с респондентами (опрашиваемыми). 'При стандартизированном интервью непосредственное общение исследователя с опрашиваемыми регламентировано специально разработанными социологами вопросами в вопроснике с элементами и инструкцией к интервьюеру. Менее регламентированное фокусированное интервью позволяет сосредоточить внимание респондента на интересующей исследователя проблематике, с которой опрашиваемого, как правило, предварительно знакомят с помощью заранее подготовленных вопросов, последовательность и формулировки которых интервьюер может менять по мере необходимости. Ответы разных респондентов на вопросы, объединенные одной тематикой, дают возможность исследователю сравнивать их содержание. Гораздо сложнее сравнивать содержание ответов различных респондентов на разнообразные вопросы при свободном (открытом) интервью, когда опрашиваемым предлагается лишь какая-либо общая тема, а беседа проводится без заранее разработанного вопросника или плана. В данном случае интервьюер только задает опрашиваемому наводящие вопросы и делится своим жизненным опытом. Свободное интервью рассчитано на установление доверительных отношений интервьюера с респондентом. Но максимальную доверительность в общении интервьюера с респондентом удается установить лишь в интервью. когда старания рассказчика об истории его жизни стимулируются междометиями .и вопросами о дальнейшем ходе событий. В целом, различные виды интервьюирования побуждают интервьюируемого давать ответы на самые сложные вопросы.
Однако этот способ социального измерения не очень удобен при изучении интимных или «больных» вопросов. Основные его недостатки связаны с высокой стоимостью применения данного способа социального измерения и значительным расходом времени. С ростом преступности в обществе этот способ социального измерения применяется все реже. Его чаще всего социологи вынуждены использовать в странах с полуграмотным населением, с недостаточно развитой телефонной связью и плохо работающей почтой, прежде всего в маркетинговых исследованиях и в ходе изучения общественного мнения. В странах с грамотным населением и хорошей производственной
ной инфраструктурой среди специалистов проводят телефонное интервью по самым разнообразным темам.
В среде специалистов проводят и опрос экспертов, который может осуществляться как в форме устной беседы, так и в форме письменного задания. А самым важным при использовании данного способа социального измерения является отбор экспертов, обладающих глубокими знаниями объекта и предмета исследования. Рассматривая данный способ социального измерения как довольно простой, то есть не требующий привлечения или создания сложной измерительной техники и легко адаптирующийся к условиям проведения самых различных социологических исследований, социологи учитывают, что полностью никогда не удается устранить расхождения "во мнениях, и иногда очень значительные, между экспертами, а следовательно, сделать однозначный вывод, исходя из анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Мнения и суждения исследуемых чаще всего выявляются с помощью анкетирования как самого информативного и самого распространенного способа социального измерения. Анкетирование основано на опосредованном контакте исследователя с респондентами. Поэтому эффективность данного способа социального измерения зависит прежде всего от того, как составлена анкета. Формулировки вопросов должны увязываться с решением задач исследования. Не допускается подмена информации о знаниях респондентов данными об оценке этих знаний. Вопросы должны быть понятны и привычны респондентам. Улучшить структуру анкеты, усовершенствовать не только постановку вопросов, но и порядок их расположения таким образом, чтобы анкета превратилась в действенный инструмент извлечения социальной информации независимо от раздачи ее в аудитории или рассылки по почте, позволяет пробное исследование.
Анкетирование обеспечивает полную анонимность ответов респондентов и позволяет извлекать социальную информацию, имеющую для них определенную личную значимость. Анкетирование дает возможность исследователю быстро извлекать необходимую социальную информацию и на значительном массиве, но в момент раздачи или рассылки анкеты исследователь теряет контроль над ходом социального измерения. При анкетировании практически всегда остается нерешенной проблема возврата анкет, а следовательно, достаточности социальной информации для статистически обоснованных выводов.
Недостатки отдельных способов социального измерения социологи преодолевают путем их органического синтеза в методах социального измерения.
МетодыСоциологи предпринимали и социальногонеоднократные попытки синтезировать измеренияразличные способы социального измерения в одном методе. Использование некоторых из разработанных социологами методов измерения социальных объектов было ограничено масштабами одной страны, а другие получили международное признание.
Почти во всех индустриальных странах проводились и s\ проводятся социологические эксперименты, эмпирическую информацию с помощью самых различных способов социального измерения. Только в социологическом эксперименте создается исследовательская ситуация, которая позволяет получать весьма специфическую социальную информацию, не извлекаемую другими методами социального измерения. Социологический экс- \ перимент — метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий: Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов, фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, называемый независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или «раствориться» в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.
Когда выполняют все основные требования к организации социологического эксперимента, избегают многих ошибок экспериментирования. Это касается в первую очередь натурного эксперимента, проводимого в полевых (естественных) и лабораторных (искусственных) условиях. Если натурные экперименты в социологии проводятся не часто, будучи ограниченными природой социальных объектов, то практически во всех крупных социологических исследованиях присутствует мысленный (модельный) эксперимент, составляющий основу для моделирования социальных явлений и процессов на ЭВМ. Организуя эксперимент, социолог должен помнить о том, что за интересующими его факторами может быть установлен лишь относительный контроль, а результативность экспериментирования нередко выявляется через несколько л совокупность различных способов социального измерения и оценок сообщений, сведений о собственной жизни и жизни всего общества с точки зрения проживших и рассказывающих о них. Используя этот метод, исследователь собирает сведения об истории жизни посредством интервью, иногда анкеты или теста, изучает документы и анализирует жизненный путь с помощью хорошо проверенных «объективных)» данных или самих обследуемых. Благодаря рассказам участников тех или иных событий о пережитых ими событиях социолог располагает возможностью реконструирования недоступных ему процессов, формирования теоретической концепции, наиболее полно отражающей, все многообразие и сложность социальной реальности и исключающей противопоставление микро- и макросоциологичеекого взгляда на нее. Но научность применения данного метода социологического измерения, которому доступна процессуальность социальной жизни, зависит от методически строго контролируемой интерпретации, оценки биографических материалов. Интерпретационная работа социолога в каждом отдельном случае сохраняет, сери во многом уникальный характер!, а это является существенным препятствием к более широкому распространению данного метода социологического измерения в социологических исследованиях.
Между практически всеми общественными группами и социальными организациями в индустриальных странах функционируют постоянно расширяющиеся документальные связи, отражающие существенные характеристики социальных явлений и процессов. Поэтому, приступая к любому исследованию, социолог обращается к анализу соответствующих документов: официальных и неофициальных, личных и безличных, целевых и наличных, первичных и вторичных, письменных и записанных на магнитную ленту, кино- и фотодокументов и др. Если анализ документов свести к работе только со вторичными источниками информации, то он будет представлять собой лишь один из способов социального измерения. Но документальной является и информация, полученная в результате раскрытия определенной темы в школьном сочинении, записанная на магнитофонную ленту в ходе беседы исследователя с исследуемыми, запротоколированная в процессе наблюдения социолога за интересующими его объектами. Следовательно, данный метод социологического измерения синтезирует различные способы социального измерения, а не является лишь одним из них,
Метод анализа документов состоит из двух неразрывно связанных между собой приемов анализа текста: традиционного (понимание и осмысление текста) и формализованного (т.е. направленного на преодоление влияния установок исследователя на процесс анализа документов и его интересов на результаты анализа). Осуществляя анализ документов, исследователь отвечает на вопросы об их авторах, цели создания документов, их виде и форме, надежности и достоверности зафиксированных в них данных, фактическом и оценочном содержании, об отношении к ним в обществе и обстоятельствах их появления. Ответы на эти вопросы создают благоприятные условия для _ анализа документов, основанного на стандартизации процедур поиска смысловых единиц и единиц счета. Согласно предмету своего исследования, социолог определяет в конкретном информационном массиве соответствующие смысловые единицы. Чаще всего ими являются те или иные темы, но могут быть ими определенные проблемы, позиции автора сообщения по отношению к ним, представленные в сообщениях действующие лица, их профессиональные навыки и социальные качества и многое другое. Затем социолог указывает, как выражены в тексте интересующие его смысловые единицы (предложением, словосочетанием, словом и т.д.), то есть формулирует их эмпирические показатели и решает вопрос о единицах счета, об адекватности отображения в тексте эмпирических показателей этих смысловых единиц при помощи частоты или протяженности. Все это позволяет социологу составить бланк кодировки или кодировочную карточку, устанавливающую однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, в качестве которых выступают единицы счета и над. которыми производятся вычислительные операции.
_ Анализ документов отождествляют со специфической количественной оценкой эмпирических данных, а он может основываться и на нечастотной модели содержания текста, когда исследователя интересует лишь наличие или отсутствие той или иной смысловой единицы в конкретном тексте. В целом, следует рассматривать как качественно-количественный. Так, например, исследуя изменения облика действующих лиц, представленных в тексте документа, созданного в разные периоды времени, социолог фиксирует появление у них новых черт и одновременно интенсивность их проявления в совокупности черт всего облика. В данном случае разграничение содержания документа на фактический и оценочный материалы. После этого типологизируется полученный в результате формализованного анализа документ итогового информационного образа согласно определенному
теоретическому представлению о социальном объекте и предмете изучения.
Итак, метод анализа документов представляет собой совокупность тесно связанных между собой приемов анализа документов самого широкого спектра, включая и те, которые создаются по заказу исследователя и являются сочинениями на ту или иную тему, автобиографиями, протоколами наблюдений, записями интервью и ответами на вопросы анкет. С этой точки зрения метод анализа документов лишен тех ограничений, которые связаны с анализом документов как источников только вторичной информации и с противопоставлением его приемов друг другу. Этот метод может быть не только доминирующим в целом ряде социологических исследований, но его иногда бывает достаточно для того, чтобы полностью осуществить намеченное в программе и обусловленное природой изучаемого социального объекта социологическое измерение.
Выборка социологиче Специально составленные для целей -исследования документы
ском -полностью, но при анализе не-
исследованиизависимых от исследователя документов по-
является проблема отбора источника информации и отбора самих документов. В первом случае речь идет о сплошных исследованиях, а во втором — о выборочных исследованиях.
При одинаковой важности для целей конкретного социологического исследования всех документальных источников информации, во втором случае строится случайная (вероятностная) выборка, имеющая достаточно строгое обоснование того, как выборочные характеристики выступают оценками соответствующих характеристик генеральной совокупности. Генеральная совокупность представляет собой множество социальных объектов, определенных в программе исследования и являющихся предметом изучения. J3&6oj)O4HaH совокупность рассматривается как часть социальных объектов генеральной совокупности, как ее модель, построенная с учетом основных для данного исследования характеристик генеральной совокупности. Свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной .
Различие между и генёральной совокупности определяется как репрезентативности. Ошибка репрезентативности имеет статистическую природу и служит мерой случайной ошибки выборки как отклонение характеристик выборочного распределения от генерального распределения. Такие ошибки убывают с ростом объема выборки. Если случайные ошибки приводят к значительным смещениям в выборке, то систематические ошибки выборки обесценивают результаты всего исследования. Систематические ошибки возникают из-за неадекватности формирующейся выборки задачам конкретного социологического исследования, когда социологу неизвестен характер распределения интересующих его признаков в генеральной совокупности и трудно ^правильно выбрать соответствующие процедуры отбора части социальных объектов наблюдения, представляющей исследуемый объект в целом.
Большой объем информации об объекте исследования необходим при организации простой вероятностной выборки. Поэтому такая выборка используется в локальных социологических исследованиях, например, в рамках небольшого города или села. Выборка для широкомасштабных исследований может использоваться только как районированная, когда отбору единиц наблюдения предшествует разделение генеральной совокупности на однородные части.
Из-за незнания даже размера генеральной совокупности социолог не в состоянии организовать какую-либо вероятностную выборку и осуществляет стихийную выборку, руководствуясь при отборе единиц во многом личностными предпочтениями и интересами. Примерами таких выборок являются опросы аудитории с помощью опубликованных в печати анкет, а также радио- и Имея самые общие представления о структуре генеральной совокупности, социолог старается воспроизвести её в выборке в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. На основе квотной выборки социолог определяет количество лиц с соответствующими характеристиками, которое необходимо опросить, чаще всего проинтервьюировать. Существует и несколько разновидностей этих двух типов целенаправленной выборки, не имеющей теоретического вероятностного обоснования. Одной из таких разновидностей является выборка по принципу «снежного кома», когда первые единицы отбираются по известным адресам, а другие — с их помощью. Нередко эта выборка используется как вспомогательная в самых различных социологических исследованиях.
Располагая основательной информацией о генеральной совокупности и решая вопрос о том, что даже один элемент ее структуры может выступать в качестве модели данной генеральной совокупности по многим параметрам, социолог проводит монографическое исследование. Чтобы успешно провести монографическое исследование, социолог должен обладать глубокими теоретическими знаниями.
И по объему, и по времени, затраченному на их подготовку, части программных документов, связанные с про-, работкой теоретико-методологического обеспечения КСИ, являются наиболее «затратными*. В указанном исследовании — это половина всех документов. Обоснование программы считается устойчивым, корректным, если: оно выполнено в рамках единого социологического тезауруса; рассматриваемая ситуация или совокупность фактов доказательно представлены в нем как социальная ситуация или совокупность социальных фактов; доказана своевременность (актуальность) изучения социальной ситуации или совокупности социальных фактов как социальной проблемы, а объяснение причин, условий и факторов, детерминирующих рассматриваемые социальные явления, как насущная задача; в соответствии со спецификой объекта изучения сформулирована тема как общее обозначение объекта; намечены конкретные подходы к составлению программы КСИ, отвечающие специфике предмета.
Другая половина программных документов — сама программа. В конкретных материалах программа КСИ есть законченный целостный текст — текст-система, в котором вербально закреплены структурные и функциональные особенности программы как образа КСИ. Все разделы программы, связанные с выбором темы, цели и основных задач, объекта и предмета, методологии и методики, определением этапов и ожидаемых результатов исследования, должны обеспечивать системность, научную обоснованность и непротиворечивость программы. Каждая часть программы также есть особая целостность.
Корректность обоснования выбора темы и проблематики в решающей степени зависит от того, насколько эти тема и проблема разработаны в социологической литературе, эмпирических исследованиях, в какой мере соответствующие социальные факты адекватны уровню развития и состоянию социальной интеракции. И здесь принципиально важным моментом является выделение причин положения, при котором мера адекватности социальных фактов соотносится с социальной дезорганизацией. Именно выделение таких причин служит окончательным основанием не только для формулировки темы, но и для определения ее комплексного качества. Для разработчиков программы «Девиантное поведение в России» указанные посылки и
есть основание (в этом случае) для комплексной разработки темы и соответствующего определения цели исследования.
Структурные особенности умозаключения «цель» позволяют поставить конкретные основные задачи: по классификации и систематизации эмпирической основы исследования; выделения параметров и основных детерминант, обозначенных в теме социальных фактов; разработки научно обоснованных вариантов реагирования на полученные оценки эмпирического материала. В указанной программе основные задачи связаны с: классификацией и систематизацией действующих в России социальных норм; определением параметров и основных детерминант девиантного поведения; разработкой научно обоснованных вариантов федерального и регионального реагирования на социальную патологию и другие виды девиантного поведения. Необходимость решения основных задач социально обосновывается.
Выполнение стандартных требований в обосновании программы и внутрипрограммном обосновании темы, постановке цели и задачи помогает высветить объект и предмет исследования.
Системность объекта иСоциологическое исследование на любом уровне анализа всегда системно. Другое де-предметало — комплексный характер исследования. Например, девиантное поведение можно изучать только как девиации социально-нравственного или социально-медицинского характера. И тогда КСИ, будучи системным, не обязательно будет комплексным. Однако если девиантное поведение рассматривается как совокупность социальных фактов (в данном случае девиаций) нравственного, медицинского, правового характера, то КСИ будет обязательно комплексным. Отсюда — комплексный характер не только направленности КСИ, но и его объекта и предмета, которые всегда, обязательно системны.
Требование учета системного качества объекта и предмета КСИ, как специфических, свойственных только социологии, является обязательным не только для каждого из уровней социологического анализа, но и для выделения самого набора уровней КСИ. Расширение набора уровней анализа связано с осмыслением именно системного качества объекта и предмета исследования. Сейчас на множественность фактора системности в понимании объекта и предмета социологических исследований, учет системной взаимозависимости в анализе социологических проблем обращается все большее внимание. Без современного понимания этих вопросов и без творческого использования современных достижений научной мысли исследование
объекта и предмета в КСИ может привести к обескураживающим заказчика последствиям, как это случилось, в частности, в декабре 1993 г. во время известных выборов и подведения их итогов в телешоу «Встреча нового политического года».
Конкретные характеристики объекта и предмета исследования, их системность диктуют соответствующие особенности методов и методик.
Направлен-Подготовка к измерению, в которой ключе-
ность нссле-ВУЮ роль играет методология и методика
дованияКСИ, состоятельна только тогда, когда ме-
тод (или методы) и методика КСИ соответствуют объекту и предмету. В частности, если объектом исследования выступают социальные нормы и социальные отношения, их связи в ракурсе возможной реализации определяемого индивидуального и группового поведения, а предметом КСИ — девиантное поведение, его социальный детерминизм, особенности повышения эффективности социального контроля за девиантными проявлениями, то условием связи девиантного поведения с анализом социальной структуры, социальной дифференциации, мобильности, групповой идентичности и т.д. являются структурный функционализм и теория социальных конфликтов как возможная теоретическая основа КСИ.
Обоснованный выбор теоретической основы диктует тщательнейшую проработку основных понятий, включен^ ных в программу КСИ в соответствии с целью и задачами исследования. Коррекция набора категориально-понятийного аппарата КСИ связана с характером исходной предпосылки.
Чаще всего категории и понятия как система определяются в КСИ набором системообразующих элементов анализируемой ситуации. В рассматриваемой программе девиантная ситуация представлена такими компонентами, как человек, социальная группа девиантного поведения, критерий оценки девиантности (социальная норма), а также человек, группа или организация, реагирующие на девиантное поведение, т.е. элементы целевого, субъектного и объектного характера, включая средства девиантного поведения. Отсюда и необходимость оценки содержания набора определенных понятий: «социальная норма», «девиация» (с выделением всего комплекса обусловливающих причин с точки зрения биологического, психологического, социологического, культурологического, конфликтологического и ряда других подходов), что связано с типологией девиантного поведения и характеристикой методов социального контроля. Другие виды ситуаций (например, по сферам общественной жизни) или выделение в качестве объекта изучения личности обусловили бы соответствующие им категориально-понятийные сетки, также системные. При комплексном методологическом подходе методикой КСИ в теоретическом плане становится совокупность обоснованных методов, адекватных изучению проблем на разных этапах КСИ. Комплексный характер КСИ проявляется и в комплексной обойме эмпирических методов, составляющих методику КСИ. Тогда она может объединить массовые и экспертные опросы, наблюдение для изучения межличностных связей (в том числе включенное), статистический анализ, прессы и т.д.
Системность КСИ требует «максимальной систематичности». И если в исходной предпосылке заявлены определенные компоненты, подверженные изменениям (переменные) , то эти же самые переменные должны играть ведущие роли и в гипотезе как предположении об определенной взаимосвязи между независимой и зависимой переменными. Если в исходной предпосылке подчеркивает что для предотвращения девиантного поведения необходимо сведение к минимуму «обделенных» в социальном отношении групп, социализация и усвоение господствующей системы ценностей, успешная интеграция в эволюци-онизирующую социальную систему, то в гипотезе в качестве оснований указываются условия, адекватные исходной предпосылке, а также и те, при которых возможны варианты отклонений от нормы. Или если, например, исследователь в качестве исходной предпосылки сформулировал положение о том, что духовно-нравственное начало есть независимая переменная по отношению к праву, как зависимой переменной, то в гипотезе будут указаны условия эталонной, идеальной связи между духовно-нравственным началом и соответствующей только ему (!) зависимой переменной — «правовым правом» (И.А.Ильин) и варианты отклонений от эталона. В гипотезу — и это требование КСИ — включаются всевозможные варианты условий, каждое из которых соответствует своему варианту ожидаемых результатов. Если результаты КСИ подтверждают гипотезу, да еще при вторичном анализе или другом проверочном КСИ, то можно говорить о высокой верификационной надежности не только гипотезы, но и программы КСИ, разработанной исследователями.
НадежностьВ программе КСИ все направлено на острие измерения— на создание инструментария исследования, который представляет вербально за-
крепленную систему классифицированных характеристик предмета КСИ, отраженную в категориях и понятиях, утвержденную в показателях и позволяющую при помощи конкретной методики собрать информацию о предмете КСИ и дать ей оценку, то есть ответить на все поставленные в программе вопросы. Уже в самом начале КСИ следует обосновать ровно столько переменных в гипотезе, чтобы они были связаны с определенным набором показателей, отражающих системные характеристики предмета КСИ. Если набор показателей будет недостаточным, то в гипотезе не будут закреплены переменные, отражающие " важные скрытые факторы системного характера, и тогда надежность верификации гипотезы будет отрицательной.
ТипологияКачество оценок самих результатов (под-
экспертныхтверждающих определенные условия вери-
оценокфикации среди указанных в гипотезе) зави-
сит от концептуально-аналитических подходов экспертов. Если концептуально-аналитический подход соответствует закономерностям общественной жизни, то экспертные оценки будут верными, адекватными развитию проблемной ситуации. Эти оценки могут быть связаны с положительной, отрицательной или нейтральной направленностью прогноза, предвидения. И такое количество их закономерно. Другое дело, когда концептуально-аналитический подход является предвзятым. Тогда «оптимистические», «критические» и «прагматические» оценки являются необоснованными и не могут быть использованы в реальной общественной жизни.
Для того чтобы экспертные оценки и предвидения, будучи обоснованными и верными, могли оказывать влияние на общественную жизнь, необходимо обеспечить соответствующие условия для выбора таких оценок и предвидений и для передачи их политикам. Это, во-первых. А, во-вторых, в обществе должна существовать «диалогическая модель», позволяющая обеспечить эффективную форму связи между социальным исследованием и практической политикой.
Этические принципы Социолог должен стремиться не только к установлению коммуникации между результатами его исследований и практической политикой, но и к тому, чтобы эти результаты и весь ход КСИ отвечали бы этическим принципам жизнедеятельности и нравственно-духовным традициям общества. Помимо требований недопустимости предвзятости в интерпретации, подгонки фактов под гипотезу или их извращения ради интересов заказчика, включая личные интересы, этические нормы в проведении эмпирического исследования включают в себя сохранение анонимности источника, открытость позиции перед респондентами и тактичность вмешательства социолога в социальные процессы.
Конечно же, этические принципы исследовательской работы в социологии, как одной из наиболее чутких к изменениям в жизни людей наук, отражают в себе глубокие нравственные проблемы, «судьбу» нравственного императива в наше время. Вклад в науку отечественной социологии будет определяться тем, в какой мере она будет способствовать решению труднейших проблем нашей жизни, выполняя нравственный долг перед людьми.
Литература
Как провести социологическое исследование. М.: 1990;
Лазарсфельд П. Измерение в социологии // Американская социология. М.: 1972.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: 1972. '
Социальная и социально-политическая ситуация в России. М.: 1995.
Смелзер Н. Социология. М.: 1994.
Тощенко Ж.Т. Социология. М.: 1994.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: 1987.
Контрольные вопросы
Каковы основные требования к обоснованию программы КСИ? Что собою представляет структура программы КСИ? В чем проявляется связь между эмпирическими и теоретическими методами в социологии, связь показателей с методами КСИ? Каковы условия надежности КСИ? Каким этическим принципам должен следовать социолог?