Использование тестирования как одной из форм проверки знаний по социологии. Достоинства и недостатки метода.
Тест – это стандартизированное, ограниченное во времени испытание. Он позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить актуальный, существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные и образцы, устойчивые черты поведения. Критерии добротности теста: объективность, валидность, надежность, репрезенттивность, адаптивность, научность. Достоинства теста:Объективность оценки. Оперативность, быстрота оценки. Простота и доступность тестирования. Пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки. Конкретность и непосредственная практическая направленность. Недостатки тестирования: Не всегда удается установить причинно-следственную связь между вопросами тестов и знаниями студентов. Результаты тестов обычно оценивают лишь актуальные, существующие в данный момент знания. Для получения достаточно полных представлений о знаниях студента личности целесообразно вводить научно обоснованный комплекс тестов. Применение тестов может вызывать у испытуемых страх, не позволяющий им проявить свои мыслительные и другие возможности и искажающий результаты тестирования. Публичное объявление результатов тестирования, особенно в постоянных рабочих группах, может задевать чувство собственного достоинства аутсайдеров, компрометировать их в глазах. Методические требования к организации учебного тестирования: Для объективности оценочного тестирования необходимо применять единые по отношению ко всем испытуемым тестовые методики. Различные тестовые вопросы должны быть примерно одинаковы по сложности, временным затратам. Если важно выделить какой-то определённый аспект, то для этого следует использовать несколько вопросов. В тесте должно быть менее 20% трудных вопросов, средних от 20 до 40%; остальные легкие. Слишком трудные задания в тестах с выбором повышают шанс получить незаслуженно высокий балл для тех испытуемых, кто применяет стратегию случайного угадывания. Этапы тестирования: Выбор тестовых методик. Инструктирование испытуемых. Контроль за выполнением заданий. Интерпретация результатов и поведение итогов тестирования.
39. Стилистические требования к оформлению педагогических измерительных материалов (тестов).
Для объективности оценочного тестирования необходимо применять единые по отношению ко всем испытуемым тестовые методики. Различные тестовые задачи должны быть примерно одинаковы по сложности, временным затратам. Если важно выделить какой-то определённый аспект, то для этого следует использовать несколько вопросов. В тесте должно быть менее 20% трудных вопросов, средних от 20 до 40%; остальные легкие. Слишком трудные задания в тестах с выбором повышают шанс получить незаслуженно высокий балл для тех испытуемых, кто применяет стратегию случайного угадывания. Формулируйте каждое тестовое задание максимально просто. Не включайте в текст теста прямые цитаты из книг. В тесте можно выделять ключевые слова, однако не следует чрезмерно увлекаться этим. Стремитесь не использовать в тесте задания-ловушки, провокационные вопросы и т. п. В тесте не должно быть задач, дающих ответы на другие вопросы. Должен быть лишь один правильный ответ, не вызывающий сомнений. Возможные ответы на вопрос должны быть подобны, однако не дублировать или уточнять друг друга. Избегайте вопросов, ответить на которые можно на основе общей эрудиции без специальных знаний, полученных при изучении данной дисциплины. Не вводите в тест вопросы, касающиеся деталей, частностей. Оригинальность и творческий подход в постановке вопросов повышает их привлекательность. Там, где это возможно, целесообразно использовать диаграммы, рисунки, графики, поясняющие заклания. Обращайте внимание на ясный язык и четкую пунктуацию. Формулируйте каждый вопрос на обычном языке, понятном испытуемым. Тестовые задания должны быть ясны испытуемым. Изменяйте расположение правильных ответов среди всех возможных ответов:Выбирай «золотую середину». Менее всего испытуемый полагает, что верный ответ может быть крайним. Выбирай более развернутый и аргументированный ответ, учитывающий частные случаи. Следует маскировать правильный ответ под более внешне простую формулировку, а ложный под более развернутую.
40. Учебники/учебные пособия по социологии: современные требования.
Показателями степени разработки заявленной темы учебника являются: полнота (всесторонность, целостность); глубина (конкретность, детальность, фактографическая насыщенность); логическая последовательность (от описания к анализу и синтезу, от констатации к оценке, обобщениям и выводам); аргументированность; обоснованность. В учебнике должны присутствовать:выразительность;доходчивость;интеллектуальная насыщенность;интересность;краткость;оригинальность;простота;связность;точность;убедительность;ясность. Основные требования к дидактическому аппарату: 1) разнообразие и характер использования различных видов учебных заданий: а) вопросы (ориентирующие, направляющие, наводящие, подсказывающие, информирующие, проблемные);б) примеры (на понимание, на воспитание);в) упражнения (на повторение, на овладение, на совершенствование). 2) функциональное разнообразие используемых дидактических заданий: а) рецептивные (на восприятие учебного материала); б) репродуктивные (на воспроизведение воспринятого); в) продуктивные (на творческое применение усвоенного); 3) разнообразие и характер использования продуктивных заданий (наблюдение, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство и опровержение, конкретизация, обобщение и собственные выводы).